Смекни!
smekni.com

А. В. Мартынов философия жизни (стр. 13 из 87)

А теперь давайте вспомним, сколько раз в нашей трехмерной жизни мы наблюдали плоское вращение. Ну, например, колесо обозрения. Бесконечное плоское вращение. Но давайте изменим точку наблюдения и учтем вращение земли вокруг оси, вокруг Солнца, учтем вращение Солнца вокруг центра галактики. В результате мы получим умопомрачительную траекторию движения кресла колеса обозрения, кажущегося нам абсолютно плоским.

Далее попробуем усложнить задачу (рис. 4).

Рис. 4

Представим, что уже знакомое двухмерное сознание, живущее в плоскости, пересекающей крону большого трехмерного дерева, будет наблюдать удивительную картину: бесконечное число сечений сучков, сучочков, листьев. Причем сечения листьев будут мистически появляться из небытия - сначала расти, потом уменьшаться и, наконец, исчезать в небытие. Так как дерево криволинейно, то сечения веток будут плавно перемещаться, но это все будет происходить в контексте законов двухмерного пространства-времени. А вот если представить, что в трехмерии дует ветер и дерево раскачивается, то покажется, что все сечения ожили и, имея свою личностную волю, перемещаются куда хотят. И никогда двухмерное сознание не сможет постичь единство всех этих сечений.

Не напоминает ли описанное выше генеалогическое древо каждого человеческого рода, и чей тогда ветер руководит нашей личностной волей?

Может быть, мы имеем право думать, что трехмерные тела нашего пространства являются как бы изображениями в нашей сфере непостижимых для нас четырехмерных тел.

Читателю может показаться, что мои рассуждения чисто умозрительны, но обратимся к миру животных. Например, улитка в своем мышлении одномерна, ибо ее путь по листу фактически определяет для нее ее вселенную.

Муравей, бегущий по лесной дорожке, мыслит уже двумерно. Если на его пути поставить куб, он может перейти с земли на плоскость грани куба. Но если перед муравьем поднять куб, он для муравья просто дематериализовался - мистика.

А вспомните, как ведут себя наши друзья кошки и собаки. Кошка будет охотиться за любым движущимся маленьким предметом. Даже если у кошки черный кончик хвоста, она может за ним гоняться и с ним играть. У собаки иная задача, и вы неоднократно видели, как ведут себя особенно деревенские собаки. Они будут облаивать велосипедиста, пролетку, машину, находящуюся в движении.

Для лошади, бегущей по дороге мимо дома, будет казаться, что дом вращается.

Мы, люди, не далеко ушли от друзей наших меньших и видим в основном плоскостной мир. Вернемся к нашему дальнейшему изложению. Мы знаем, что всякое движение в пространстве сопровождается тем, что мы можем назвать движением во времени. Кроме того, мы знаем, что, даже не двигаясь в пространстве, все существующее вечно движется во времени. Временем мы называем расстояние, разделяющее события в порядке их последовательности и связывающее их в различные целые.

Это расстояние лежит по направлению, не заключающемуся в трехмерном пространстве. Если мы будем мыслить это направление в пространстве, то оно и будет новым протяжением пространства.

Это новое протяжение отвечает всем требованиям, которые мы на основании предыдущих размышлений можем предъявить четвертому измерению.

Под идеей "времени" мы обозначили, с одной стороны, некоторое пространство, а с другой - движение по этому пространству. Причем движения этого в действительности не существует, а оно представляется нам существующим только потому, что мы не видим пространства -времени, т. е. ощущение движения во времени возникает у нас потому, что мы смотрим на мир как бы через узкую щель: видим только линии пересечения плоскости времени с нашим трехмерным пространством. Неполное ощущение времени (четвертого измерения) - ощущение сквозь щелку - дает нам ощущение движения, т. е. создает иллюзию движения, которого в действительности нет и вместо которого в действительности существует только протяжение по непостижимому для нас направлению.

Но мы не поймем четвертого измерения до тех пор, пока не поймем пятого.

Неопределенность, возникающую при четырехмерном описании пятимерного мира, можно пояснить следующим образом (рис. 5).

Рис. 5

Представим себе модернизированный вариант платоновской пещеры: кинозал, в котором места занимают "платоновские физики" (будем их называть П-физиками в благодарность Платону, подарившему человечеству замечательный образ), но на освещенном экране не демонстрируется фильм, а перемещаются тени от шаров, движущихся в зале в лучах прожектора.

Допустим, что у наших П-физиков есть возможность наблюдать все события, происходящие в (трехмерном) зале, только по теням на (двухмерном) экране. Таким образом, описывать события они могут только с помощью величин, характеризующих расположение и перемещение теней на экране. Предположим далее, что шары взаимодействуют друг с другом (в трехмерном зале) по законам упругого удара. Тогда в результате своих двухмерных исследований П-физики неизбежно столкнутся с тем, что "одни и те же" (двухмерные) условия приводят к существенно различным результатам: в одних случаях (двухмерное) столкновение шаров ведет к изменению их движения, а в других случаях шары беспрепятственно проходят друг через друга. Неопределенность результата взаимодействия шаров П-физики могли бы описать с помощью вероятности, которая с трехмерной точки зрения определяется, конечно, отношением диаметра шаров к глубине зрительного зала - величиной, не наблюдаемой П-физиками. Подобного рода неопределенность, вероятностный характер законов можно было бы ожидать, если бы оказалось, что мир можно уподобить пятимерному зрительному залу, а реальное пространство-время - четырехмерному экрану" [21].

Я предлагаю еще один ассоциативный образ для понимания пятого измерения, которое условно можно было бы назвать вечностью.

Представьте (рис. 6),

Рис. 6

что вы идете по дороге и видите немного вперед и немного назад, если оглянитесь. Но вот перед вами высокая вышка, и вы, поднимаясь вертикально вверх, чем выше, тем дальше видите и вперед и назад.

В действительности вечность есть не бесконечное протяжение времени, а линия, перпендикулярная ко времени, потому что если вечность существует, то каждый момент вечен, и мы можем считать у мер времени два измерения. Второе измерение, т. е. вечность, будет пятым измерением пространства. Движение первого измерения идет по порядку последовательности: сначала причина, потом следствие, т. е. время является продуктом причинно-следственных связей. Это предположение, выдвинутое примерно сто лет назад, нашло блестящее подтверждение в наши дни в работах ленинградского астронома, профессора Николая Александровича Козырева.

2.4. ГИПОТЕЗА ПРОФЕССОРА Н. А. КОЗЫРЕВА О ПРИЧИННОСТИ ВРЕМЕНИ

Ход времени определяется линейной скоростью поворота причины относительно следствия, которая равна 700 м/с со знаком "плюс" в левой системе координат.

Н. А. Козырев

Н. А. Козырев пришел к идее причинности времени в 50-е годы XX -века. Он писал о времени следующее:

"Что собой представляет время, до сих пор еще неизвестно. В физике по этому вопросу существуют смутные соображения, тогда как в силу важности вопроса следовало бы иметь написанные о времени целые тома. Физик умеет измерять только продолжительность времени, поэтому для него время - понятие совершенно пассивное. Теперь мы пришли к заключению, что время имеет и другие активные свойства. Время является активным участником мироздания" [35].

Суть причинной механики Н. А. Козырева может быть изложена в нескольких постулатах:

"1. В причинных связях всегда существует принципиальное отличие причин от следствий. Это отличие является абсолютным, независимым от точки зрения, т. е. системы координат.

2. Причины и следствия всегда разделяются пространством. Расстояние между причиной и следствием может быть сколь угодно малым, но не может быть равным нулю.

3. Причины и следствия, возникающие в одной и той же точке пространства, различаться не могут и представляют собой тождественные понятия.

4. Причины и следствия всегда разделяются временем. Промежуток времени между причиной и следствием может быть сколь угодно малым, но не может быть равным нулю. Следствие всегда находится в будущем по отношению к причине. Таким образом, отношение причин от следствий устанавливается свойством времени.

5. Время обладает особым, абсолютным свойством, отличающим будущее от прошлого, которое может быть названо направленностью времени. Этим свойством определяется отношение причин к следствиям, ибо следствие всегда находится в будущем по отношению причин..." [35].

Весьма интересно, что академик В. И. Вернадский в своих обобщениях вопросов естествознания пришел к заключению, что "...время натуралиста не есть геометрическое время Миньковского и не время механики и теоретической физики Галилея или Ньютона. Действительно, для натуралиста, как и в обыденной жизни, первостепенное значение имеет направленность времени - понятие, которым совершенно не пользовались точные науки" [17].

"Существование направленности времени, как некоторой физической реальности, вытекает даже просто из самой возможности жизни. Действительно, существо жизни заключается в процессах, направленных против возрастания энтропии. Это означает, что в организмах, в некоторых процессах, ход времени может отличаться от мирового хода времени.