Если бы при этом люди умели принимать жизненные испытания как данность, умели бы подниматься над жизненной суетой, они бы сразу увидели причины, приведшие к данной ситуации: тогда исчезли бы стрессы и безысходность. Просветленный разум предоставляет человеку замечательный опыт. В те моменты, когда интуитивный канал открыт, а блуждание разума приостановлено, человек испытывает удивительные ощущения единения с природой, в нем развиваются чувства сопереживания и природы, и друзей, и даже врагов. И он заметит тогда поразительное следствие роста своей духовности - защищенность от болезней и невзгод.
Почему же при огромном количестве творческих людей мы имеем лишь единичные примеры их дальнейшего духовного роста? Вот как на этот вопрос отвечает Сатпрем:
"Если вы имеете руководителя для части пути, то, пройдя этот отрезок, оставьте и путь, и руководителя - стремитесь дальше; но это люди делают с трудом: они цепляются за то, что им раз помогло, и не хотят от него отступиться. Те, кто продвинулись при помощи христианства, не хотят его оставить и несут его на своих плечах; те, кто продвинулись при помощи буддизма, не хотят его оставить, и несут его на своих плечах; а путешествие обременительно, и вы бесконечно задерживаетесь. Когда вы прошли ступень, отбросьте ее, - пусть она остается позади. Идите вперед! Это старый, но вечно юный и вечно прогрессирующий закон" [58].
Беда в том, что профессиональные творческие работники в своем большинстве начинают просто эксплуатировать свой талант, низводя искусство до уровня ремесла и погрязнув в материальном достатке и духовной сытости. То же самое происходит и с любым другим проявлением творческих способностей людей: как только началась их эксплуатация, так человек становится фактически рабом своих талантов. Лишь состояние духовной свободы, т. е. прежде всего отказ от своего ЭГО позволяет избежать такого рабства. Вот как В. Сидоров говорит об этом в своих медитационных размышлениях:
"Чем больше в человеке инстинктов самости, т.е. чем сильнее он сосредоточен на своем "Я", тем больше и глубже его сомнения, чем чаще катятся слезы из его глаз, тем яростнее его борьба со своей плотью, со своими страстями, со своими буйными, жаждущими, не знающими покоя мыслями. В борьбе с самим собой еще никто и никогда не обретал спасения. Ибо идут вперед, только утверждая, но не отрицая. Не борьба со страстями должна занимать внимание человека, а радость любви, благословение ее во всех формах, стадиях и этапах бытия" [60].
Действительно, самый коварный сторож нашей духовной свободы -это мы сами, наши пресловутые знания, наш интеллект. Задача не в том, чтобы знаний не иметь, а в том, чтобы не стать рабом этих знаний.
Дальнейший путь наверх лежит вне секций и групп - такой путь всегда индивидуален. Уровня интуитивного разума достигают очень немногие люди. Он возможен лишь при полном отказе от вещизма, от эгоистических устремлений, при умиротворенном, радостном видении мира и совершенном покое разума. При интуитивном сознании наш логический разум из скептика, нигилиста - из помехи - превращается в удивительного помощника в реализации алгоритмов, подсказанных интуицией. В определенный момент жизни человека ждет встреча с Гидом, после чего жизнь превращается в непрерывный творческий процесс, главным элементом которого оказывается экспромт. Я представляю, как трудно поверить в то, что на стадии интуитивного сознания регулятивное начало Вселенского Разума, а вернее, участие Гида, ибо голос интуиции это и есть голос вашего Гида, настолько заметно, а защита от всех невзгод и болезней настолько велика, что исчезает само понятие страха.
"Подумай, что такое страх, - говорит В. Сидоров, - это самое сложное из всех человеческих ощущений. Оно никогда не живет в человеке одно, а всегда окружено целым роем гадов, не менее разлагающих духовный мир человека, чем самый страх. Страх заражает не только самого человека, но он наполняет вокруг него всю атмосферу тончайшими вибрациями, каждая из которых ядовитее кобры. Тот, кто заполнен страхом, подавлен как активное, свободно мыслящее существо. Мысль только тогда может литься, правильно улавливая озарения интуиции, когда все существо человека действует гармонично, в равновесии всех сил его организма. Только тогда ты попадаешь - через сознательное - в то сверхсознательное, где живет духовная часть твоего творящего существа. Если же мысль твоя в каменном мешке страха, тебе невозможно оторваться от животной, одной животной части организма. Твой дух не раскрывается. Люди, воображающие себя духовно озаренными, а на самом деле только изредка сбрасывающие каменные башмаки страха, - самые жалкие из всех заблуждающихся. Их вечные слезы и стоны о любимых - это только жалкие обрывки эгоизма и плотских привязанностей к текущей форме, без всяких порывов истинного самопожертвования. Люди, подгоняемые по земле страхом, - неполноценные человеческие существа. Строить великие вещи, создавать жизнь, они не могут" [60].
Я бы подытожил эти мысли в контексте своего повествования. Страх -это выражение недоверия, неуважения к своему Гиду.
Именно на стадии интуитивного сознания становятся ясными великие христианские понятия - смирение и недеяние. Когда вы станете жить в согласии с ними, послушные голосу вашей интуиции, - все, что вам необходимо для жизни, придет к вам без каких-либо волевых начал. Даже робкие, подсознательные ваши желания начнут материализовываться буквально сказочным образом. Невольно вспомнишь мистику "Мастера и Маргариты" и "Альтиста Данилова". Естественным образом окажется доступной любая литература, любые нужные вам люди. Здесь очень важно не воспарить на крыльях волшебства, не превратить его в цирк или средство наживы; просто все необходимое вам будет действительно дано. Я на своем опыте пережил эти состояния, а непрерывное наращивание знаний позволило сделать несколько важных выводов.
Во-первых, интуитивное мышление позволяет нам напрямую общаться со Вселенским Разумом или информационным полем и получать оттуда информацию в зависимости от контура настройки, сформированного нашим сознанием.
Во-вторых, голос интуиции тонко, корректно подсказывающий нам решение проблем или просто советующий в жизненных ситуациях, - это голос Гида, а значит, он есть у каждого, ибо интуиция дана всем.
И, наконец, третье и последнее. Интуиция - голос и рука Гида - всегда наставляет нас на истинный путь. У каждого человека есть его мировая жизненная линия. Вспомните предложенную выше вертикальную модель: в фазе интуитивного разума вы непрерывно находитесь на своем пути и, естественно, воспринимаете жизнь как сплошное везение.
А что же дальше? Можно ли простому смертному достичь высшей фазы сознания - сверхсознания? Этим уровнем, где, по всей вероятности, происходит полное слияние сознания с абсолютным, когда человек наделяется исключительными способностями и возможностями, обладали лишь великие Посвященные: Рама, Кришна, Орфей, Гермес, Моисей, Платон, Пифагор, Иисус и все Будды. И, несмотря на редкость сверхсознания, я не считаю невозможным достижение такого уровня. Обладателей сверхсознаний индийцы называют махатмами.
Высочайшего уровня достигли и такие мыслители современности, как Рамакришна, Вивекананда, Ауробиндо, Кришнамурти, Елена и Николай Рерих. "Сверхразум, - говорит Шри Ауробиндо, - вносит решительное изменение в эволюцию земного сознания, которое сможет переделать материальный мир так основательно, надежно и к лучшему, как это сделал разум, когда он впервые появился в материи" [78].
4.6. ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
Будущее духовное общество будет жить так же, как духовные личности, составляющие его: не эгоистично, но духовно, не как коллективное ЭГО, а как коллективная душа.
Шри Ауробиндо Гхош
Предложенный Шри Ауробиндо процесс совершенствования сознания представляется мне неполным, если его оторвать от понятия духовности, если не придать этому понятию, с одной стороны, четкого определения, а с другой - не трансформировать явление истинной духовности в нашей повседневной жизни. Для этой цели я неминуемо должен прибегнуть к гению Шри Ауробиндо, который всей своей жизнью утверждал в людях духовность и дал в своих трудах исчерпывающий ответ на этот животрепещущий вопрос. Приведу отдельные его высказывания, взятые из различных работ, кропотливо собранных его учениками и опубликованных к 100-летию со дня рождения в 35 томах собрания сочинений по инициативе ЮНЕСКО. Я приведу их полностью, рискуя быть обвиненным во всех грехах, но у меня есть два оправдания: во-первых, я убежден, что у основной массы читателей нет этого материала, да и ссылка на книгу мало поможет; во-вторых, я воспринимаю мысли Шри Ауробиндо как духовную песню, из которой слова не выкинешь.
"В животном ум не вполне отделен от живой телесной формы, и его движения так тесно связаны с движениями всего организма, что ум не может отделиться от него и наблюдать его на расстоянии. Напротив, в человеке ум отделился и осознает свои умственные процессы в отличие от других процессов. Наши мысли и воля способны отделиться от ощущений, импульсов, желаний, эмоций и сделаться независимыми от них, наблюдая и контролируя их, санкционируя или отменяя их действие.