Смекни!
smekni.com

А. В. Мартынов философия жизни (стр. 72 из 87)

Просто мы находимся внутри "танка" своего эгоцентризма и через смотровую щель наблюдаем, как на нас накатываются камни, деревья, надолбы, ямы и т.п. И это неизбежно, пока мы центр координат помещаем внутри своего ЭГО. А ходим мы поперек, потому что руководит нами, по словам Ауробиндо, "блуждание разума". Вот что нас губит, прежде всего, вот для чего желательно иметь внутри себя тишину.

Я снова задам вам вопрос. Сколько раз в жизни вы говорили сами себе: "Первая-то мысль была правильная!". А когда мы об этом вспоминаем? Когда послушаемся второй или пятой мысли и, стукнувшись о стенку, говорим: "Первая мысль была правильней". Так вот - первая мысль всегда правильная. Она приходит, опережая неповоротливый мозг, по каналу интуиции. Именно поэтому люди с развитой интуицией очень редко сходят с пути.

Когда мы сходим с пути, жизнь нас бьет, т.е. мы испытываем на себе воздействие некоего зла. Но ведь это зло оправдано, оно благостно, ибо жизнь нас бьет с одной целью, чтобы мы вернулись на путь. К сожалению, в нас сидит неистребимое желание борьбы по принципу "мы туда, нам по морде, мы опять туда". Мы увязываемся в борьбе, которая никуда не ведет. В качестве "врага" мы находим своих ближних, соседей, сотрудников, начальников, власти и т.п. В то же время, если бы мы были настоящими христианами, мы должны были бы, столкнувшись с препятствием, сделать шаг назад и сказать себе: "Да будет воля твоя".

Хождение поперек пути чревато еще одним аспектом. Ведь пока мы ходим поперек, барахтаемся в болоте борьбы, время, отведенное нашей жизни, уходит безвозвратно. Беседуя с детьми, я предлагаю им дома провести одно исследование. Я им говорю: "Возьмите ученическую линейку и отмотайте с катушки нитку какой-либо длины. Положите на стол линейку и начните с нижнего конца линейки укладывать нитку плотными стежками, оборотами, пока не кончится нитка. Запишите число миллиметров, где закончилась нитка. А затем выпрямите нитку, и вы обнаружите, что не хватит линейки (рис. 53). Это очень точная модель того, что происходит с людьми за счет блуждания разума.

Рис. 53

Я должен сказать, что границы пути жесткие только в начальной зоне. По-настоящему Исповедимый Путь выглядит вот так (рис. 54).

Рис. 54

Чем дальше вы проходите, тем шире раздвигаются границы, тем в большей степени ваша реализация, тем больше в вас раскрывается творческое начало, тем ярче разгорается искра Божия, тем больше вы начинаете отдавать, тем больше к вам возвращается. И жизнь, действительно, превращается в радостную, творческую, счастливую.

К сожалению, люди очень часто не проходят дальше самого начального участка. Часто, свалившись в очередной кювет, человек не в состоянии самостоятельно выбраться из ямы. Тут нужна помощь автосервиса. Работа нашего оздоровительного центра очень напоминает автосервис. Мы вытаскиваем из кювета, рихтуем капот, крылышки, крышу, ремонтируем моторчик, на прощанье подольем бензина и подкачаем шины, но ехать человек дальше должен сам. Естественно, надо соблюдать правила движения, чтобы снова не оказаться в кювете.

Так давайте поговорим об этих правилах. С моей точки зрения, все очень просто. Если человек хоть на время попытается остановить постоянное мельтешение мысли и установит в считывающем регистре своего биомкомпьютера нули (установит внутреннюю тишину, позволяющую правильно воспринимать мир и слышать голос ангела-хранителя), он неизбежно заметит, что жизнь его начала стелиться под ноги. Представляете, как можно жить?!

Признавая определенную пользу описанных путей духовного восхождения, я, тем не менее, утверждаю, что у каждого человека свой, неповторимый путь. Искать его нужно внутри себя, и если и принимать чье-либо руководство, так только своего Гида, чье регулятивное начало всегда с вами в виде голоса интуиции. "Так подобает действовать свободному мужчине и свободной женщине, ибо истина делает нас свободными. Все другие остаются в путах, ибо истина не находит доступа к ним: она приходит лишь туда, где ее встречают. Там, где истине закрывают вход, не может пройти богатое благословение, которое она несет собой; напротив, она посылает посланника, который приносит захирение, болезнь и смерть, - телесную и духовную смерть.

Больше, чем воров и разбойников, следует опасаться человека, который хочет запретить другому свободный и нестесненный поиск истины и который хочет сделать себя единым и постоянным толкователем этой истины, вместо того чтобы помочь ему дойти до свободного понимания. Такой человек действует хуже вора и разбойника, ибо он калечит жизнь своей жертвы. Где тот человек, кто бы он ни был, призванный быть хранителем и раздавателем неограниченной истины Бога?.. Есть многие, которые ощущают потребность быть учителем истины и имеют к тому призвание. Однако настоящий учитель не будет только толкователем правды для другого: он будет стремиться к тому, чтобы подвести ученика к истинному самопознанию и тем самым к познанию собственных внутренних сил, чтобы ученик стал своим собственным толкователем.

Все учителя, которые поступают не так, действуют из личных соображений, ради чести и выгоды. И тот, кто претендует на обладание всей конечной истиной, тот либо фанатик, либо дурак, либо негодяй.

Выход на свой путь возможен, если вы, освободившись от всего наносного, проявите, выражаясь словами Вл. Соловьева, свое богочеловеческое начало.

Если не ортодоксально, а интегрально рассмотреть философские системы Востока и Запада, то начинаешь подниматься над их различиями и видеть их единый эзотерический корень. На этот уровень выходили такие великие умы современности, как Рамакришна и наш Николай Рерих.

Признавая действенность и энергетичность приемов и упражнений, мантр и молитв, я хочу сказать, что нет такой практики, которая была бы приемлема для всех. Те из гуру, которые выплескивают на всех йогические знания и практику, творят откровенно черное дело, ибо человек в лучшем случае, идя мимо полосы жизненного пути, нарастит себе карму, в худшем же превышение грани дозволенности карается по законам высшей этики смертью. Основная задача человека, отрабатывая предыдущую карму, не нажить себе новую, а это удается, если вместо зигзагообразного движения вы пойдете прямо к великой цели - духовной свободе.

Мне могут возразить: какая может быть свобода в условиях той или иной социальности, того или иного строя? Безусловно, духовная свобода не избавляет человека от обязанностей перед семьей, работой, страной, обществом. Я бы сказал больше. Человек, освобождаясь от своей кармы, не привязываясь, не соотнося себя с окружением, должен максимально отрабатывать карму своего народа: в этом его духовный подвиг. Непривязка же означает не равнодушное созерцание окружающего мира, а его страстное сопереживание как объекта приложения всех ваших творческих сил.

Именно такой алгоритм помогает жить радостно в любых социальных условиях. А если учесть, что в светлом секторе бытия отсутствует зло как таковое, то исчезают и заусеницы, мешающие прямому восхождению.

"Чтобы жить достойно и не быть приниженным и раздавленным мировой необходимостью, социальной обыденностью, необходимо в творческом подъеме выйти из имманентного круга действительности, необходимо вызвать образ, вообразить иной мир, новый по сравнению с этой мировой действительностью (новое небо и новую землю). Творчество связано с воображением. Творческий акт всегда был для меня трансцендентным выходом за границу имманентной действительности, прорывом свободы через необходимость. В творчестве есть эсхатологический момент. Творческий акт есть наступление конца этого мира, начало иного мира" [8].

Н. Бердяев, по словам В. В. Налимова, "бунтарь, но бунт у него не политический, а мировоззренческий: это бунт против незнания, которое властвует над космосом, это восстание против культуры, против самой природы власти, как противной духовной природе человека" [45].

Мне близок этот бердяевский бунт. Фактически таким бунтом является и эта книга - "путь к Богу через творчество". Здесь, как и в других местах, под Богом я понимаю все высшее, всевышнее. И здесь я подхожу, может быть, к самому главному выводу: чем выше поднимаешься по ступеням духовного роста, тем яснее становится кристальная чистота истин. Начинаешь понимать всеобъемлющую простоту жизненной философии Иисуса. И внезапно открывается истина: все в мире является частью бесконечной гармонии мира. Весь умопомрачительный эзотеризм есть лишь учение о гармоничном единстве мира: пребывание в гармонии с бесконечным и есть реализация в себе богочеловечности.

Пока человек не отделил себя от бесконечного, он был бессмертен. Сама идея первородного греха кроется в этом факте отделения человека от бесконечного, в выпадении из гармонического единства мира.

"Бог есть дух бесконечного мира, и в тот миг, когда мы вступаем в гармонию с ним, в нас входит поток мира, ибо мир есть гармония. Глубокая внутренняя, правда в основе слов: "Быть духовно настроенным, значит жить в мире". Это, значит познать истину, что мы суть духа, и жить с этой мыслью; это значит жить в гармонии и мире. Ах, как много тысяч мужчин и женщин живут вокруг нас: уставшие телесно и духовно, они едут в чужие страны, они совершают кругосветные путешествия, они возвращаются, так и не найдя мира. Совершенно ясно, почему они его не нашли: они ищут его там, где его нет. Они ищут его во вне, а им следовало бы искать его внутри. Мир нужно искать внутри (в себе): тот, кто не найдет его там, тот не найдет его никогда. Вне нас нет мира, он в нашей собственной душе. Мы можем идти разными путями, чтобы найти его, мы можем искать его в телесных наслаждениях и страстях - он всегда будет ускользать от нас, ибо мы ищем его вне нас, где его нет. В той мере, как мы будем согласовывать наши телесные наслаждения и страсти с заповедями нашего духа, высшие формы счастья и мира будут наполнять нашу жизнь; если мы не будем этого делать, нашим уделом будут болезнь, страдание и неудовлетворенность.