То же самое и в педагогике, где решается задача вооружить учащихся знаниями. Человека не учат получать новые знания, а нагружают установками, часто абсолютно ложными, зато защищенными какой-либо степенью или каким-либо званием. В этом разрушающая суть любого идеологического догмата. В результате все образование посвящено одной задаче - слепить из человека некую деталь громадной социальной машины.
То, что мы наблюдаем в конце века в экономике, есть ярчайшее проявление технократизма. Утверждение рыночных отношений при изымании 90 % прибыли в виде налогов способно довести идею рынка до полного абсурда. При такой системе становится совершенно невыгодным производить хоть что-нибудь. Желание взять сейчас же и все - это верх технократизма в экономике.
Наши государственные мужи уже создали налоговую полицию, мы дожили до ВЧК (какая жуткая ассоциация!). Мне очень хочется напомнить старую притчу, как солнце и ветер поспорили, кто быстрее разденет человека. Сейчас у нас пора ветра (налогового), и люди плотнее закрываются. А нужно солнце, которое молодые правители Южной Кореи предложили своему народу: на 5 лет налоги 10%. И мы все, весь мир поразились взлету этого государства.
Мне приходилось работать в Италии. Там государство с кассы снимает 19%, а, использовав ваши налоговые деньги в обороте, процент с оборота под Рождество переводит на банковский счет налогоплательщика. В такой системе есть смысл производить и платить налоги. Вообще в бизнесе все должны быть в выигрыше: заказчик, изготовитель и государство.
Столь же порочен технократизм и в межличностных отношениях. В двух словах это можно свести к очень простой схеме. Природа выяснения отношений в семьях, на производстве, в транспорте, которые и приводят к бесконечным энергетическим пробоям и страданиям людей, вообще сам принцип стрессовости нашей современной жизни зиждятся натехнократичности нашей души.
Ведь стресс всегда возникает потому, что все вокруг НЕ ТАК. Не так дети ходят, сидят, едят, учатся, гуляют, не так супруги ведут себя дома, в гостях, на улице, не так поступают зятья, невестки, тещи, свекрови. Не так строят дома, не так ходит транспорт, не так решают власти и т.д. и т.п. Отсюда ругань, истерики, мордобой, демонстрации, дубинки, танки и т.п.
Знание КАК означает наличие некоей "правды-матки". Именно знание КАК губит людей, семьи, коллективы, партии и даже народы и нации.
Наличие своей правды есть отсутствие в нас истинно христианского миропонимания, ибо ОНО предполагает мир как некую данность, которую надо уметь принимать. Но чтобы этот переворот в нас произошел, необходимо изменить саму методологию своего мышления.
Есть ли, была ли альтернатива такому алгоритму мышления?
История русской культуры знает блестящие примеры. Не моя задача проанализировать всю генеалогию русского космизма. Я приведу лишь несколько примеров.
Один из величайших мыслителей прошлого века Докучаев, основавший учение о почвах, однажды во время экспедиции в Полтавской губернии разбудил на рассвете молодого Вернадского и поведал ему свое понимание почв. Он сказал, что почва - это кожа Земли. Если люди разрушают кожу, они разрушают всю биосферу и прежде всего человека. Он считал, что российские черноземы способны накормить весь мир, что они являются самым большим богатством державы.
Когда уже в наши дни киногруппа в честь 100-летия Докучаевской экспедиции проехала по Полтавщине и взяла пробы почв в тех же точках, что и Докучаев, вместо чернозема она обнаружила химизованную пыль. Лишь там, где еще Докучаевым были основаны почвоведческие заказники, куда не пускают Агропром и трактора К-700, сохранились оазисы чистоты, видимые даже из космоса.
Почему так произошло? Потому что для Агропрома почва есть лишь звено в технологической цепочке производства продуктов. Сравните: почва - кожа Земли и почва - звено в технологической цепочке.
Что такое космизм мышления в применении к различным аспектам нашей жизни? Мне кажется, что в каждый момент нашего бытия, представляющийся нам сиюминутной случайностью, всегда просматривается вечное и закономерное. Умение ощущать единство сиюминутного и вечного и есть, с моей точки зрения, космизм мышления в обыденной жизни.
Так, в мире музыки, наряду с сиюминутностью подавляющего большинства рок-ансамблей и групп, живет и будет вечно жить музыка Моцарта и Баха, Чайковского и Рахманинова. То, что сейчас молодежь беснуется на рок-концертах, замыкается на сиюминутном, есть победа технократизма над космизмом, дьяволизма над божественным. В любой жизни есть место и тому, и другому, и, наверно, нельзя зацикливаться на одном. Понимать все испытания как промысел Божий, ощущать руку провидения, жить в гармонии с бесконечным, что приводит душу в состояние духовной свободы, творческого горения - это и есть космизм мышления и гармонизация своего бытия.
К великому сожалению, я наблюдаю совершенно обратное в поступках отдельных людей.
Что касается нашего общественного строя, за который так цепляются те, кто "не может поступиться принципами", то лозунги типа "цель оправдывает средства" типично технократические по своей сути. Это привело к полному разрушению нравственного потенциала нашего народа, лишило его веры, превратило в стадо социальных животных.
Когда же технократы нашего времени предлагают перестройку, то стадо, конечно, можно перестроить из колонны в шеренгу, но оно так и останется стадом. Для того чтобы людям вернуть человеческий, вернее, богочеловеческий облик, их надо обратить в христианское миропонимание, дать четкую мировоззренческую альтернативу для серьезного переосмысления основных философских и религиозных систем с целью найти некое единство последних с принципом мировой гармонии.
Одним словом, нужно, чтобы люди осознали, наконец, свою богочеловечность, для этого в своей жизненной философии попробовали отойти оттехнократизма к космизму мышления. В противном случае человека и человечество ждет печальное будущее борьбы, болезней, несчастий, что в итоге приведет к неминуемому Апокалипсису.
Единственная надежда - это наши дети. Дело в том, что наш суперэтнос, наша цивилизация переживает период старчества и неминуемо должна уступить место следующей метацивилизации. Именно сейчас в недрах нашей цивилизации рождаются дети с зачатками космизма мышления. Заметить их, эти зачатки, не дать им сгинуть в сиюминутном, создать совершенно новый этнос - вот задача нашего времени.
Именно этому вопросу фактически и адресованы мои книги, выступления, интервью. И более Великого дела я не знаю.
Если мы отвлечемся от глобальных проблем нашего века и рассмотрим, в чем же причина жизненного неблагополучия отдельного человека, то обнаружим, что означенные выше проблемы порочности технократического мышления выражаются в реальной жизни индивида в форме эгоцентризма. Целиком доверяясь своему разуму, сосредоточив свои жизненные устремления на ублажении тела, человек все более теряет свой богочеловеческий облик.
Отсюда неспровоцированная жестокость, стремление к власти, возвеличивание самости до гипертрофированного размера, что в конечном итоге приводит к жизненной философии фашизма. И уже не имеет никакого значения, какими великими и светлыми помыслами начиналось это движение во имя своей правды. Каждый раз, когда человек полагает, что несет в себе истину, что знает, как должны поступать люди, как должна подчиняться природа его воле, неминуемо возникают стрессы, конфликты, экологические беды.
Сколько раз в своей жизни мы говорили по поводу другого человека, что на его месте я бы так не сделал. То есть мы как бы ставим себя в ситуацию другого человека и беремся судить его. Причем мы не обременяем себя его проблемами, не влезаем в его шкуру, не глядим его глазами на мир, чтобы понять, почему так поступает этот человек. Вспомните: "Не судите, да не судимы будете".
В принципе это одна из основных методологических ошибок эгоцентрического видения. Она приводит к бесконечным выяснениям отношений, что неминуемо отражается на биополевой структуре человека и вызывает сильную ее деформацию.
Особенно уродливые формы эгоцентризм приобретает в семьях. Семья всегда образуется во имя любви. Так почему же столько трагедий, разногласий, непониманий между супругами, между родителями и детьми? Все дело в том, что любовь, которую мы исповедуем, также технократична, а не космична. Мы любим не предмет, а себя в предмете. Мы все время обнаруживаем отличие наших близких от нас самих. Так это же хорошо, а не плохо.
Есть глобальное непонимание, что в этом мире существуют не противоположности, а дополнительности. А значит, надо уметь принимать людей такими, какие они есть. Тогда никогда не было бы ссор в семьях, и общество сказочно бы оздоровилось.
Однако чем больше я живу и вижу, тем сильнее ощущаю разрушительность эгоцентризма.
А начинается все с очень простого - с непонимания, кто такие дети. Выше я уже писал, что ребенок превращается в решето от воспитательных родительских пробоев. И все это оттого, что нам изначально не привито понимание богочеловечности.
Дети - боголюди сразу. Это потом мы из них слепим с помощью садика, школы, вуза будущее быдло в социальном стойле. Мы позволяем себе кричать на ребенка, а порою и бить его. Нас возмущает непослушание детей.
Просто удивительно мы устроены. Ведь мы прямо переносим советский ГУЛАГ в наш дом, в семью. Мы требуем беспрекословного исполнения наших указаний. Мы очень хорошо усвоили дисциплинарный устав: "Приказ начальника - закон для подчиненного". Мы фактически офицеры, а дети наши солдаты.