Смекни!
smekni.com

А. В. Мартынов философия жизни (стр. 77 из 87)

Я часто беседую с родителями, их детьми и говорю им очень просто: "Дорогие дети, ну так получилось, что родители у вас начальники, офицеры. Тогда и поступайте, как солдаты. Когда офицер говорит солдату: "Тра-та-та-та-та!", - солдат должен сказать: "Есть!", но после этого поступать по-своему. Если же солдат возразит офицеру: "Тра-та-та!", он тут же заработает наряды вне очереди или гауптвахту, то есть на него обрушатся репрессии".

Не так ли происходит частенько в семьях? Я объясняю детям: "Говорите "есть!", то есть "хорошо, мамочка, папочка, бабушка... и т.д.". Я понимаю, что это не выход из положения, но хотя бы избежание репрессий.

Конечно, я не питаю иллюзий, что мне удастся изменить целое родительское поколение, но хотя бы задумайтесь об этом. Если бы вы однажды поверили, что дети посланы вам от Бога, вы бы никогда не позволили поднять не только руку, но и голос на богочеловека. Не дети должны слушаться родителей, а родители должны прислушиваться к детям.

И главное в родительском воспитании детей - не мешать им развиваться. Тогда дети из подчиненных превратятся в соратников ваших и одарят вас счастьем сыновней и дочерней любви во все годы вашей долгой жизни.

Эгоцентризм, конечно, существует не сам по себе. Он вполне насаждается в нашей системе в виде приоритета таких социальных завоеваний, как карьера, оклад, степень, звание, кресло, и т. п.

Характерно, что в человеческой душе эгоцентризм - прямой антипод духовности, и вакуума там быть не может. Чем больше в человеке эгоцентризма, тем меньше духовности, а, следовательно, все меньше того, что делает человека Человеком.

Потрясающая иерархия кресел нашей системы есть чудовищное извращение. Именно вследствие этого стало возможным, что во главе страны долгое время находились откровенные маразматики. И сейчас мы видим унылую картину - чем выше кресло, тем меньше Человека сидит в этом кресле, и страшно смотреть в их обездушевленные глаза крупным планом на экранах цветных телевизоров.

Но это лишь вершина айсберга. Когда идешь по улицам наших городов, едешь в транспорте и невольно вглядываешься в лица людей, становится страшно, во что превратили наш народ. О какой богочеловечности можно говорить, когда человек даже не осознает, что он превращен в откровенное быдло и поставлен в обыкновенное стойло.

Самое страшное, наверное, в том, что, несмотря на жалкие потуги перестройки, в корне ничего не меняется, а это приводит к откровенной потере уже четвертого поколения советских (страшная национальность!) людей, только вступающих в жизнь.

Дети гениальны в своем младенчестве. Они гениальны отсутствием установок, принадлежностью своей к гармонии бесконечного, и оттого первая обязанность родителей - не задушить самобытность маленького, не считать его своей собственностью, ибо он принадлежит мирозданию, и не делать из него свое подобие, потому что у детей свой путь, свой ангел-хранитель, своя карма.

Ребенок - это росточек, но он в юности даст бутон, который в зрелые годы раскроется в цветок и подарит миру плоды к исходу жизни. В этом и есть Великий мета-смысл нашего бытия. Но чтобы это произошло, необходимо создать атмосферу ЛЕТА, животворящего летнего тепла, прежде всего в семье, затем в школе и обществе в целом.

Попробуем разобраться подробно в каждой из этих ипостасей жизни.

5.5. ДОМ И СЕМЬЯ - ХРАМ ЖИЗНИ

Ах, лучше нет огня,

Который не потухнет,

И лучше дома нет,

Чем собственный дом твой,

Где ходики стучат

Старательно на кухне

Где милая моя,

Где милая моя,

Где милая моя

И чайник со свистком.

Юрий Визбор

В течение всей истории человечества известна проблема противостояния отцов и детей. Виноваты в этом всегда родители, ибо, посвятив свою жизнь погоне за призрачным счастьем материального благополучия, гордясь своими социальными достижениями и не ощущая в себе богочеловека, родители в своих поступках воспринимаются детьми, посланниками космической гармонии, как некое проявление фальши. Это приводит, прежде всего, к потере уважения к родителям.

Очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители, и прежде всего матери, в старости сетуют, что всю себя отдали детям, откуда же такая черная неблагодарность? Им совершенно невдомек, что, отдавая себя всю целиком детям, во-первых, формировали в них потребительство, а во-вторых, совершенно не реализовывали свою богочеловечность, естественно, приобретая к старости букет болезней и нуждаясь во внимании и заботе своих детей.

Родители часто занимаются пустой морализацией, давая некий катехизис, но сами в большинстве случаев не соответствуют правилам, которые декларируют. Уже сам принцип двойной морали, в котором выросло нынешнее родительское поколение, пребывающее до сих пор в великом парадоксе социализма, когда все в отдельности "против", а все вместе "за", настолько пропитал всю нашу жизнь фальшью и ложью, что нынешнее неприятие нас молодежью более чем объяснимо и оправдано.

Я приведу один очень типичный случай. Ко мне обратилась мама, которую люто возненавидела 14-летняя дочка. Мама-одиночка 20 лет отработала кладовщицей в цеху. Она находится в состоянии растерянности и отчаяния. До 12 лет они с дочкой жили душа в душу. Что же произошло? Она со слезами говорит: "Какая несправедливость, ведь я всю себя отдала дочке!". Я спокойно ей ответил: "Вот этим вы и загубили себя и дочку. Надо было всю себя отдать своей искре божией, и тогда дочка не отринула бы вас".

В беседе с девочкой я убедился, что у нее глубокий внутренний мир. Она просто обнаружила полную пустоту, полное отсутствие этого мира у мамы и в ужасе оттолкнулась от нее. Конечно, нельзя ненавидеть маму, но понять девочку можно и необходимо. Мама действительно даже не представляет, что такое внутренний мир. Усугубляет ситуацию еще и подростковый экстремизм девочки.

Помочь им очень сложно, но путь все-таки один - через понимание и уважение внутреннего мира ребенка.

Конечно, это великое счастье, когда дети с самого раннего возраста сподвижники родителей. Но это возможно, если родители, во-первых, с радостью ожидали появления малыша, если будущий отец обеспечил благостное состояние духа у будущей матери, ибо от этого в корне зависит, что за душа и дух внедрятся в будущее дитя, какова будет его карма в будущей жизни.

Очень важно уже на 1-2 месяце его жизни начать общение с ребенком, для чего почувствовать его фонетику, ибо ребенок рождается со своим языком, где важен не столько звук, сколько его интонация. И если попробовать пообщаться с ребенком на его фонетике, то получаешь колоссального собеседника.

Я попробовал на практике реализовать такой алгоритм общения со своим пятым ребенком. Дочка родилась, когда мне было уже 53 года. Я, конечно, не могу словами передать всей своей родительской радости от ее появления и от общения с ней. Мы с ней начали общаться с первого же дня пребывания ее дома. Младенец сразу же хочет общения и ищет его с помощью мимики. Иными словами, он строит рожицы. Попробуйте ответить мимикой и вы будете потрясены глубиной общения. Только одно помните: если вы решили стать родителем, имейте бесконечное терпение, и это важнее всех других ваших черт.

В два месяца ребенок начинает разговаривать, и общение должно приобрести фонетическую основу. Ребенок разговаривает на своем собственном языке и ожидает от вас общения на нем. Условно это выглядит так: он вам - "ляли?", вы - "ляли-ляли!", - "ляли-ляли?", - "ляли-ляли-ляли" и т. д. Уважайте его язык, ибо общение на нем обогатит прежде всего вас и разовьет ребенка. Мы неизбежно заставим его говорить на нашем языке, это язык среды обитания, но, освоив свой, ребенок значительно легче осваивает и нашу лексику.

Одним словом, уже к году развитие ребенка удивляет. Его способности запоминать стихи, а с 2 лет и песни, совместное музицирование превращают минуты общения в настоящий праздник. Сейчас дочке 9 лет, она знает и охотно поет множество бардовских песен. Я мечтал в 4 года вывезти ее в туристскую поездку, чтобы она смогла окунуться в божественную красоту природы.

Сейчас, в 2000 году, мечта сбылась неоднократно. Наблюдая за этим маленьким чудом, я вдруг начал понимать массу вещей, о которых я раньше даже не задумывался. Прежде всего я понял, что по-настоящему отцовство начинаешь ощущать после 50 лет. Невольно вспомнилась наша недавняя история, когда дворянство на Руси всегда было сопряжено с государственной службой, и дворяне, как правило, женились, лишь выйдя в отставку, т. е. около сорока лет. Все они брали очень молоденьких невест, и от этих браков, если к этому добавить гувернерское образование, получались удивительные дети, обогатившие нашу российскую культуру.

Я понимаю, что сейчас нет дворянства и очень сложно с гувернерами, но, тем не менее, наблюдение поведения ребенка дает очень много родителям.

Мне возражают, что я предлагаю систему воспитания, после которой дети сядут на голову родителям. Давайте разберемся, почему дети садятся на шею. Вы, наверное, слышали такое правило, что детей надо воспитывать, когда они поперек лавки помешаются. Так вот если послушаться этого совета и с очень раннего возраста подходить к ребенку не со своим знанием "что" и "как", а пойти от ребенка, никаких проблем не возникает.

Рассмотрим очень простой пример. Как только ребенок начал жить, он часто обращается к родителям с какой-либо просьбой. Вот он подходит к маме, папе, бабушке и чего-то хочет, а мы все такие большие, взрослые, как правило, заняты каким-либо очень важным делом: стираем, готовим еду, читаем газету, смотрим телевизор, разговариваем по телефону и т.п. И нам не до малыша, и мы отмахиваемся от его нормальной, но с нашей точки зрения несвоевременной просьбы. И так происходит раз, два, на третий раз ребенок устроит истерику, и вы, встрепенувшись, исполняете его просьбу. Можете быть уверены - следующий раз он начнет сразу с истерики и постепенно сядет вам на шею. В определенном возрасте истерики детей почти неизбежны. Если вы будете идти не от себя, а от ребенка, то их будет минимальное количество. И с возрастом они совершенно исчезнут. Истерика всегда интересна, когда есть зрители. Поэтому никогда не надо исполнять то, чего ребенок добивается истерикой. И уж совсем нелепо наказывать за истерику ребенка. К сожалению, очень многие родители так и поступают. Это приводит к закреплению привычки, и она продолжается часто до подросткового возраста. Я помню один рассказ, который я слышал из уст одного старого детского психоневролога Файнберга. К нему однажды пришла бабушка с истерическим 10-летним внуком. Файнберг посмотрел мальчика, побеседовал с бабушкой и сел писать рецепт. Бабушка заглядывает через плечо доктора и видит, что в рецепте значится пакет ваты. "Кому?" - удивленно спросила бабушка. "Вам в уши" - был ответ врача. Бабушка затыкала уши и совершенно не замечала истерику, а мальчик полностью выздоровел.