Смекни!
smekni.com

А. В. Мартынов философия жизни (стр. 78 из 87)

Конечно, лучше до этого не доводить. Ребенка проще всего в момент истерики отвлечь. Лично я беру дочку на руки, а она ревет. Я начинаю напевать какую-либо бардовскую песню, ей незнакомую. Мне достаточно спеть один куплет, и я замолкаю. Дочка тут же меня спрашивает: "А дальше?". И она уже забыла, по какому поводу была истерика.

Теперь о замечаниях, которые мы так любим делать детям, когда они что-либо делают не так. Мы же эти замечания делаем обычно с высоты своего взрослого роста, а "оно" внизу маленькое. Вы замечали, что они на такие замечания, как правило, не реагируют? Дальше мы раздражаемся эмоциональным выплеском, что и приводит к энергетическим пробоям.

Я же поступаю иначе. Вот, например, дочка разбросала по полу свои игрушки. Мы ходим, переступаем и, конечно, вежливо просим с высоты своего роста: "Виточка, убери, пожалуйста". Никакого эффекта. И так несколько раз. Надоело. Тогда я сажусь на корточки, и мы с дочкой становимся примерно одного роста, и я спокойно говорю: "Понимаешь, вот ты разбросала свои игрушки. А мы же большие ходим через них, можем нечаянно наступить и раздавить. Тебе же, да и нам, будет неприятно". Девочка начинает общаться: "А кто мне поможет убрать?" - "Давай я тебе помогу". И мы быстро все убираем. Проходит дня три, и вдруг дочка мне говорит: "Папа, иди сюда". Я, конечно, подхожу и спрашиваю:

"Что случилось? А она мне в ответ: "Посмотри, как я убрала!".

Я еще раз хочу вам посоветовать, попробуйте в общении с детьми пойти от ребенка. Вы получите тогда не послушного солдатика, а соратника.

Кроме всего прочего, наши дети - маленькие мужчины и маленькие женщины, но какие женщины, настоящие женщины! Вы только внимательно понаблюдайте за ними.

В свои 4 года Вита сидела на ступеньках дачи и вздыхала. Я ее спрашиваю: "Что ты вздыхаешь?" - "А, всё надоело. Хочу белое платье и замуж", - отвечает она, - "А у тебя есть жених?" - "Да, шесть". - "А кто самый-самый?" - "Вадик". Вадик - сын наших приятелей, дом которых на нашей улице. Он старше Виты года на полтора. Очень серьезный мальчик. Мы строим дом, приятели строят дом, и вот Вита и Вадик в песке начинают строить дом. "С чего дом начнем строить, Вадик?" - "С кухни" - отвечает Вадик. "Нет, Вадик, со спальни". Комментарии излишни.

Надо сказать, что я, наблюдая маленькую Виту, вдруг понял, какими должны быть женщины, и, к своему ужасу, обнаружил, что женщины, которые есть вокруг меня, вовсе не женщины, а специалисты, т.е. сначала специалисты, а потом женщины. Я был так потрясен своим открытием, что даже решился выступить в Москве 30 января 1996 года в ДК "Меридиан" с лекцией под названием "Только для женщин". Администратор, полагая тему очень узкой и интимной, заказала малый зал на 150 мест. А пришли 750 женщин и 4 мужчины. Пришлось открыть большой зал. Что я им говорил, я расскажу в специальном разделе моей книги.

А между тем девочка моя, подрастая, все больше меня поражала своими откровениями. Что-то будет дальше?!

А дальше, чем более естественным будет ваше общение, чем меньше будет сказано "нельзя", тем успешнее будет развитие, и росточек потихоньку превратится в бутон. И уж совсем неправильно пытаться этот бутон насильно разворачивать в цветок, натаскивая ребенка согласно алгоритму "спорткружок, кружок по фото, мне еще и петь охота...", что очень напоминает действия кооператоров и цыган, торгующих искусственно раскрытыми живыми цветами, чтобы повыгоднее продать их, хотя известно, что такой цветок быстро завянет.

Подростковый возраст, наверное, самый трудный чисто объективно, но не безнадежный. Подростки действительно напоминают мне бутончики. Вспомните, как ведут себя цветы у вас дома, и куда клонятся их бутончики. А они к окну тянутся, на улицу, потому что там светло им. А это значит, что в доме вашем нет света. А свет в доме появится тогда, когда дом ваш, семья ваша станут ХРАМОМ, ибо в Храме всегда есть свет.

Еще раз хочу повторить, что в семье должна быть атмосфера "лета", но без все испепеляющей родительской любви. Самым главным воспитательным моментом в семье я считаю пример родителей, и прежде всего отца. Но не то, что он умеет делать и говорить, а то, какой он. Лишь родительский пример реализации богочеловечности, а значит и жизни по законам мировой гармонии не вызывает отторжения у детей и способствует формированию богочеловечности детей и внуков.

Именно поэтому в доме должна быть атмосфера любви и доброты, именно поэтому в духовно богатых семьях всегда должно быть много детей, ибо в таких семьях дети приучаются не столько к получению, сколько к отдаче, а значит и обретению нематериального, но духовного. И если дети в семье не только сожители, но и соучастники в общем деле, общей вере, то это и формирует некую общину, которая и есть Церковь в полном семантическом смысловом значении этого слова.

Чрезвычайно важно, чтобы родители занимались каким-либо творчеством на уровне хобби. Хобби может быть самое различное, но я выше всех ставлю любительское хоровое пение. Лично я 30 лет отпел в хоре ЛЭТИ. Я очень давно ощутил огромную значимость хорового музицирования в деле формирования духовного потенциала молодых людей. Все дело в том, что человек, поющий в аккорде, участвует в сотворении гармонии. В аккорде нельзя сфальшивить - разрушается здание гармонии.

На волне духовного раскрепощения, вызванного хрущевской оттепелью, в 1959 году в Ленинграде возникло типичное неформальное объединение - студенческий хоровой клуб "Gaudeamus". Будучи его президентом, я предложил целый ряд мероприятий на природе. Это и осенняя ярмарка, и весенняя масленица, и первомайский слет. Все это было насквозь пронизано бардовской песней, туристским братством, умением веселиться без спиртного так, что люди, случайно попадавшие на эти наши праздники, ощущали себя в оазисе духовности и человечности среди пустыни обыденной жизни.

Так вот, трое моих детей, которые, к великому моему родительскому счастью, пели в хоре ЛЭТИ, начиная с 4 лет, были вхожи на все наши мероприятия, с раннего возраста общались с хористами, знали все бардовские песни. И хотя учились они в обычных школах, и были улица и двор, и все то, на что родители так часто сетуют, объясняя этими факторами свою проблему отцов и детей, здесь этой проблемы так и не возникло.

В моем доме был свет, и дети мои были соратниками в общем творческом деле. Клуб "Gaudeamus" вообще уникальное явление. Все его дела и праздники были обращены к сердцам людей. К детям на природе относились, как к равным. И в этом был залог успеха.

Я думаю, среди моих читателей есть немало любителей походов пешком, на байдарках. Не замечали ли вы, что в походе исчезает подчиненность детей родителям? На природе гармонизуются, выравниваются все отношения. Ко мне часто обращаются родители с вопросом: "Как показать детям божественность природы?". Мне кажется, очень просто. Достаточно семьей или компанией выбраться на берег озера, реки или моря, провести ночь без сна за мудрой беседой, под бардовскую песню и обязательно встретить рассвет, а он Божественный. Закаты бывают Божественными, а рассвет всегда Божественный, и остается в памяти ребенка на всю жизнь.

Но вот бутончик распустился, и цветок ищет своей любви, своей семьи. А "офицеры" для своих детей превращаются в "надсмотрщиков" над молодыми семьями, над невестками и зятьями.

О, Господи, сколько бессмысленных трагедий приходится наблюдать от вмешательства родителей в жизнь взрослых детей! Не тот зять, не та невестка, опять знание - КАК. Опять технократизм, опять эгоцентризм. Я просто заклинаю родителей: не вмешивайтесь в жизнь взрослых детей, помогайте им встать на ноги, помогайте им мудрым, добрым словом. Конечно же, молодые семьи должны жить отдельно от родителей. Я понимаю, что в нашем обществе это порою очень сложно осуществить, но к этому надо стремиться, и в этом тоже надо помочь детям. А как же дети должны относиться к родителям? Обратимся к Христу: "Чти отца своего!". Родителей нужно чтить, и чем старше они, тем больше. Для того чтобы стать любимой невесткой или любимым зятем, нужно просто уступать в мелочах пожилым родителям, не зацикливаться на том, что они не то говорят, не то делают. Уступив в малом, вы обретете в большом. Это чрезвычайно важно в формировании благожелательной атмосферы в семьях.

Итак, если в доме будет храм любви и доброты, если родители поймут, что не дети должны быть похожими на них, а они должны стремиться к пониманию и принятию детей, ибо у Христа сказано: "Будьте, как дети", - тогда воцарятся в мире доброта и покой и наполнится он светом и радостью.

Но тогда какая же должна быть школа, чтобы и она была детям в радость, а не в тягость? Попробуем поразмышлять о педагогике.

5.6. НЕ ШКОЛА ЗНАНИЙ, А ШКОЛА ЖИЗНИ

Ничто не может произвести столь удручающего впечатления, как пронизание педагогико-дидактических воззрений материалистическим образом Мыслей.