Уже сейчас отдельные педагоги включают в список рекомендованной литературы "Исповедимый путь". Конечно, такое пособие должно быть транспонировано для детского восприятия и, конечно, оно должно быть богато иллюстрировано. Необходимо также организовать подготовку и педагогов, способных донести этот материал.
Я уже начал в Санкт-Петербурге регулярные циклы из 7 бесед, адресованных ученикам, родителям и учителям. Я понимаю, что мне не объять необъятное. Я много езжу по России, но все равно это капля в море. Пора, по всей вероятности, было создавать просветительское объединение, которое будет решать эту задачу.
Это и было осуществлено осенью 1996 года. При ДК работников связи, где проводятся регулярно раз в квартал мои циклы мировоззренческих бесед, было учреждено Общественное объединение гармонического развития личности "Исповедимый путь". На учредительной конференции 2 октября я был избран президентом объединения. Это не коммерческое, а чисто просветительское объединение. Предполагалось создать секции медицины, педагогики, философии и общенаучную секцию. Кроме этого должна была быть создана и молодежная секция для непосредственной просветительской деятельности. Что касается разработки учебного пособия, то оно предполагалось в рамках учебника по валеологии, т.е. науки о здоровом образе жизни. Я уже ознакомился с предыдущим изданием и лишний раз убедился, что ни одна мировоззренческая книга не рассматривает причинный уровень проблемы, а занимается лишь устранением следствий.
Я обращаюсь ко всем власть предержащим, ко всему наробразу и просто к заинтересованным людям, коммерсантам с призывом проникнуться проблемой спасения четвертого поколения. Именно сюда нужно вложить все возможные средства, а главное - весь жар сердец отдать преображению России.
Я призываю всех поразмыслить об этом.
5.7. ОБЩЕСТВО - ПОЛЕ ЖИЗНИ
Живу привольно и кудряво,
поскольку резво и упрямо
хожу налево и направо везде,
где умный ходит прямо.
Игорь Губерман
Конечно, можно много говорить о медицине и педагогике, об их несовершенстве, но обе они - лишь часть нашего общества. Если болеет общество, больны и его составляющие. Я уже достаточно сломал копий, порицая глобальный эгоцентризм общества и некое его производное - технократизацию общественного сознания. Когда задумываемся, из чего же он проистекает, где главная причина глобальной фальши, то невольно начинаешь понимать, что все в бытии человека и общества определяет некая мировоззренческая система ценностей.
Система ценностей нашего социума в течение последних 70 лет формировалась партийной демагогией. Политика всегда есть демагогия и фальшь, ибо отстаивает лишь частные интересы, а потому насквозь пронизана групповым или классовым эгоизмом. Отсюда проистекают дикие идеи вроде диктатуры пролетариата, общенародного государства. Любой общественный организм, в том числе и государство, должен иметь "голову", "тело", "руки" и "ноги". Только такой организм, где все четыре его части в равной мере дополняют друг друга, может безболезненно существовать. В Индии эти части зовутся браминами, кшатриями, вайшерами и шудрами. Это и есть составляющие кастового деления индийского общества. Там это деление доведено до абсурда. И, как сказал отец кришнаитов, беда Индии в том, что дети браминов возомнили, что они брамины.
У нас же ленинская идея о диктатуре пролетариата в этой концепции выглядит как некое чудище, у которого громадные хапающие руки с огромными кулаками при маленькой голове, щуплом теле на хилых ногах. И это превозносилось как самая передовая идея, как самое справедливое общество.
Но еще больший маразм - это брежневско-сусловское общенародное государство. Этому монстру даже не найти зрительного подобия. Какая-то амебоподобная мерзость.
Я просто поражаюсь, за что цепляются нынешние апологеты марксизма-ленинизма, "не желающие поступиться принципами".
Еще в 1918 году, в январе, Ильич беседовал с престарелым Плехановым, который, критикуя идею диктатуры пролетариата, высказывал сомнения по поводу способности пролетариев управлять государством. На что Ленин ответил, что у пролетариата есть его передовой отряд-партия. Последовала бесподобная реплика Плеханова: "Тогда вы получите диктатуру партии!". Он был глубоко прав.
Если проанализировать эволюцию партийной демагогии только за последние 30 лет, то мы обнаружим, что основным лозунгом партийных съездов, начиная с XX, было благосостояние общества. "Все для человека, все во благо человека". В результате мы пришли к пустым магазинам, к карточкам, к грани жуткого голода.
Но ведь иначе и быть не могло. Совершенно бессмысленно осуждать маразматических лидеров партии. Порок кроется в самой идее, ибо благосостояние не может быть целью, которая бы объединила общество философией общего дела, общей веры, что и создает ту общественную силу, которая на Руси называлась соборностью, порождая силу духа.
Благосостояние всегда личностное, оно никогда не создает соборности, именно поэтому карточный домик нашего общенародного государства просто рассыпался в прах, доведя страну до нищенского, полуживотного состояния.
А если посмотреть еще глубже, то наша система фактически превращала человека в социальное животное, послушное жесту очередного генерального секретаря. И никакой мировоззренческой идеи эта импотентная идеологическая система не могла родить.
Естественно, что люди смотрят за бугор, за море и видят, что весь мир живет в довольстве, сытости, и хотят понять, отчего же так. А просто весь мир живет по идеологии здравого смысла, в основу которого положен бизнес. Ведь здравый смысл бизнеса в том и заключается, что выгоден он всем: и заказчику, и исполнителю, и государству. Отсюда и гарантия благосостояния общества и богатство отдельных его членов, причем богатый человек, как правило, человек душевный. Мы же 70 лет боролись, чтобы не было богатых, и довели страну до всеобщей нищеты, лишив людей не только душевности, но и духовности.
Но удивительное дело, в странах полной сытости, при всеобщей душевности присутствует то, что мы называем духовным голодом, и оттого там проблемы духовности стоят еще серьезнее, чем у нас, при нашем всеобщем голоде. Именно поэтому великие умы на Западе и Востоке понимают, что судьба мира решается здесь, в России. И становится ясным, что в мире людьми не владеет основополагающая мировоззренческая идея богочеловечности. Глобальное стремление к потреблению во имя ублажения потребностей тела лишает эту жизнь высшего смыла бытия.
Мне приходилось бывать в Италии, трижды в Германии, в Израиле и США, в Мексике, и у меня составилось представление о западных людях. Что касается Европы, особенно Италии, меня просто поразил примитивизм мышления современного итальянца. Еще более примитивной выглядит религиозность этой самой католической страны мира, имеющей, к тому же, и Папу Римского. Все доведено до полного абсурда, когда итальянец всю неделю занимается бизнесом, с пятницы вечера до утра субботы мужчины в Италии совершенно свободны, в субботу они отсыпаются, а вот в воскресенье ("доменика" по-итальянски) отец семейства с женой и детьми садятся в свой лимузин и едут до ближайшего храма. Там семья усаживается на скамеечку католического храма, и пастор, через микрофон и колонки, оглушительно читает очередную главу из Евангелия. Я попал в Италию на Пасхальную неделю, так в алтарной части храмов разыгрывались театральные сцены с Пилатом, Каиафой, Иудой и Христом. И это называется религиозная страна.
В Германии все немножко по-другому. Там мне попадались духовно ищущие люди. Но их тяга к духовности, умноженная на немецкий жестко-логический менталитет, тоже доводит эти поиски до окультного абсурда.
И я подумал: бедный наш народ, на который выплеснули три составных части марксизма - классическую немецкую философию, английскую политэкономию и французский утопический социализм. И это на нашу-то иррациональную русскую душу. Это принц датский мог задавать вопрос: "Быть или не быть?", а русский человек всегда вопрошал: "Кто виноват?" и "Что делать?" У меня есть четкое ощущение, что западная Европа вообще импотентна в области духа. А у нас в России, при всем маразме нашей жизни, сохранилась потенция духовности. Сберечь бы ее и развить, тогда действительно из России может прийти преображение мира, погрязшего в философии потребительства и наживы.
Такая система ценностей в корне противоречит тому гармоническому единству мира, которое я почитаю за Бога. Альтернативой этому должна быть степень реализации человеком его богочеловечности, причем в полном соответствии с мыслью Христа о том, что нет высоких и низких, важно только то, насколько человек раскрыл свое жизненное назначение, точнее, даже само движение к этому раскрытию ценится выше, чем статика наивысшего достижения.
В этом величайший гуманизм христианского понимания человека. В связи с этим, обществом должны руководить не рыцари имущественной, родовой или партийной аристократии, а рыцари духа. Тогда и общество должно ценить человеческую реализацию, а не социальную. Другими словами, акцент должен быть на человеке, а не на плане, тогда будет и человек, и план. При обратном нет ни плана, ни человека.
К великому сожалению, нынешнее демократическое руководство России не отличается космизмом мышления, что неминуемо несет в себе технократическую разрушающую силу. Подчас огульный перенос на нашу русскую почву восточных или западных идей не дает позитивных всходов. Мы все-таки и не Восток, и не Запад.