Смекни!
smekni.com

А. В. Мартынов философия жизни (стр. 85 из 87)

В свое время В. В. Маяковский говорил о надвигающемся нашествии техники, что если на нее не надеть эстетического намордника, то она всех перекусает.

Перенесение акцента на человека не на словах, а на деле, даст нам и план, и изобилие. Экономия же на материале, на технологии за счет обеднения форм - хотя бы на примере мебели - приводит к проигрышу в гораздо большем. Попробуйте в природе найти прямой угол! И взгляните на современную архитектуру... Те, кто проектирует такие дома, такую мебель, помимо того, что они формируют в людях бездушность, жестокость, и в полевом смысле призывают на людей серьезную опасность, ибо в зоне резкого излома пространства наблюдается напряженность, приводящая к деформациям биополевой оболочки. Не случайно мебель прошлых веков не содержала прямых углов и была поэтому комфортна: акцент при ее изготовлении был поставлен на человека, а не на план, а вещи, при всей их кажущейся бездушности, хранят тот духовный потенциал, который в них вложил человек, их изготовивший.

В то же время, сколько духовного потенциала хранят фасады старых петербургских домов! Достаточно пройти по любой центральной улице, чтобы заметить неповторимую индивидуальность не только здания в целом, но и каждого его этажа. И как эта, казалось бы, застывшая форма работает! Она создает структуру своих горожан значительно успешнее, чем огромный идеологический аппарат социальности.

Те же соображения можно высказать и о медицине, которая по большому счету акцентрирована на болезни, а не на людей; образование также акцентировано не на человека: вместо воспитания умения получать знания последние просто даются, точнее, "вдалбливаются", по меткому выражению Рабиндраната Тагора.

В искусстве акцент на внешнюю популярность, приносящую баснословные гонорары, вызвал к жизни бесчисленные ВИА. Дело здесь не в жанре как таковом, а в той разрушительной работе, которую производят в человеческой структуре ритмы "Бит", "Рок", "Диско". Недаром Тихон Хренников, выступая на съезде Всероссийского хорового общества, сказал с трибуны, что ВИА порождают в людях жестокость. В других видах искусства просматриваются те же тенденции, и процветает явление китча и китчменов.

Как сказал В. В. Налимов: "Культура наших дней достигла своего климакса...".

Необходимо понимать, что процессы, происходящие у нас, не ограничиваются государственными и национальными рамками: речь идет о путях развития суперэтноса под названием "человечество" и прежде всего о путях развития культуры. Я приведу замечательные слова немецкого философа Отто Шпенглера, сказанные им еще в 1920 году:

"Все содержание истории исчерпывается в феномене отдельных, друг от друга наследующих, друг около друга вырастающих, борющихся, соприкасающихся и побеждающих культур. Культура рождается в тот момент, когда ее великая душа преодолевает младенческую бессознательность; она расцветает на почве строго ограниченного ландшафта, с которым она связана, подобно растению. Она умирает, когда эта душа исчерпывает все присущие ей возможности, израсходовав себя в искусстве, науке, религии, языке, государственности. Как только культура достигла своей цели и осуществила свою идею, она начинает постепенно каменеть, ее кровь застывает, ее силы сдают, наступает конец. В этом отношении культура представляет полное подобие живому организму: она пробегает возрастные ступени отдельного человека, обладая своим детством, своей юностью, своей зрелостью и своим старчеством". Эту заключительную стадию всякой культуры - ее старчество - Шпенглер называет цивилизацией.

"Цивилизация есть неизбежная судьба всякой культуры, ее логический конец, ее смерть" [77].

В словах О. Шпенглера заключен великий эсхатологический смысл, отражающий общий ход развития этноса.

Да, нынешняя цивилизация идет к своему неизбежному логическому концу. И как уже бывало многократно в истории предыдущих цивилизаций, в недрах стареющей зарождаются ростки новой суперцивилизации. Ее чертами будут овладение психической энергией, постижение многомерности, утверждение космического сознания. Но для этого нужно переместить весовую функцию сознания на континуальное мышление, шагнуть от Декарта к Спинозе, включить человека в единый природный комплекс.

Завершая эту главу, мне хочется пожелать моим читателям пройти без тупиков свой жизненный путь: прежде всего для этого необходимо освободиться от блуждания разума, необходимо расчистить свой интуитивный канал мышления и идти по жизни в атмосфере духовной свободы, неся людям свет и радость, не ищите свой путь в потемках, вы всегда стоите на нем! Живите по законам смирения и недеяния, понимая под недеянием, по словам последнего из будд Пу Мина, "...отказ от деяния, противного природе вещей" [10]. Освобождайтесь от груза эгоцентризма и тогда вы обогатитесь такой высокой духовностью, которая одарит здоровьем и приведет вас, а вслед за вами и других, в новую эру - ЭРУ КОСМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я ведь не хотел ничего другого, кроме как воплотить то, что само рвалось из меня. Почему же это оказалось так трудно?

Герман Гессе

Подводя итоги пройденного по этой книге пути, я хочу поделиться своими соображениями и созвучными с ними философскими взглядами других людей по некоторым ключевым вопросам. Как я уже говорил, в области фундаментальных знаний приближается время больших перемен, которые связаны с парадоксом Эйнштейна-Подольского-Розена (ЭПР-парадокс). Вот как об этом пишет Ю. Н. Молчанов.

"После взаимодействия в точке С квантовомеханические системы разлетаются в направлении точек Р и Т, непосредственно не взаимодействуя между собой. Затем по прибытии в точку Р (или Т) одна из этих систем подвергается материальному воздействию извне - со стороны, прибора, который изменяет ее состояние.

Сведения об изменении этого состояния с помощью материальных взаимодействий в виде каких-то пока неизвестных сил либо мгновенно передаются в точку Т (или Р), меняя состояние находящейся там системы, либо в обратном направлении времени оказывают влияние на взаимодействие обеих систем в точке С и через его посредство на состояние системы в точке Т (или Р)".

Для вас, уже прочитавших эту книгу, не должно составить труда объяснить ЭПР-парадокс: парадоксально в нем то, что материальное взаимодействие осуществляется мгновенно, а не со скоростью света.

Мне представляется парадоксальным постулат Эйнштейна о предельной скорости материальных взаимодействий. Эйнштейн считал вакуум абсолютной пустотой, а электромагнитные волны - единственным переносчиком информации. Сейчас понятно, что постулаты специальной теории относительности (СТО) построены на песке.

В связи с вышесказанным я позволю себе процитировать заключительный вывод Ю. Н. Молчанова еще раз, ибо он заслуживает такого внимания:

"Измерив или определив состояние какой-либо материальной системы, мы должны мгновенно получать знания о любой другой материальной системе независимо оттого, взаимодействовала она раньше с ней или нет. А вообще говоря, мы должны в принципе получать знания о всей остальной Вселенной... Это знание обусловлено мгновенной связью рассматриваемой материальной системы со всей Вселенной. Взаимодействуя на эту систему, мы не только взаимодействуем на всю остальную Вселенную, но и получаем ответную реакцию на это взаимодействие" [43].

В высшей степени здравое рассуждение, как и то, что Ю. Н. Молчанов призывает "хоть как-то подготовиться к приближающейся буре".

Известный физик Чу в статье о проблеме целостности в физике писал: "Наша текущая борьба может быть только предтечей - предвкушением, предвосхищением - совершенно новой формы интеллектуальных усилий человека, чем-то, что находится не только за пределами физики, но может быть даже не определяется в терминах "научного" [45].

Если мы теперь обратимся к биологии, то представление о целостности мира находит свое новое преломление во все большем понимании роли биоритмов. Появляются работы, в которых обращается внимание на то, что Солнце не только источник энергии, но и организующее начало ритма, который делает наш мир единым как в физическом, так и в духовном проявлении. В пространство признаков, описывающих не только биологические, но теперь уже и медицинские явления, пришлось включить новую размерность, задающую состояние временной структуры.

В образном изображении В. В. Налимова ситуация выглядит примерно так: "Каждый видел, как иногда сквозь толстый слой асфальта прорывается вдруг растение. Поверхность асфальта вспучивается, вздыбливается. Так иногда что-то чуждое прорывается и сквозь асфальтовый покров научного позитивизма". Самым революционным шагом должно быть восстановление в правах духовной субстанциональной части человеческого существа, да и всей живой материи.

Я был бы рад, если б моя книга оказалась бы таким растением, пробивающим асфальт стереотипного мышления некоторых читателей. И хоть не быстрый этот процесс, но асфальт трещит по всем швам, и все больше людей устремляются к свету эзотерических знаний космического сознания.

В работе В. Д. Успенского "Ключ к загадкам мира" приведены слова доктора Бекка: "История развития и появления космического сознания у человека совершенно одинакова с появлением всех остальных психических возможностей. Эти способности сначала проявляются у отдельных, исключительных личностей, потом делаются более частыми, дальше становятся доступными для развития или приобретения у всех и, наконец, начинают принадлежать всем людям от рождения. При этом редкие, исключительные, гениальные способности проявляются у человека в зрелом возрасте, иногда даже в старости. Делаясь более обыкновенными, превращаясь в "таланты", они начинают проявляться у более молодых людей. Становясь "способными", они проявляются уже у детей. И, наконец, они делаются общим достоянием от рождения. И отсутствие их уже рассматривается, как недостаток".