· Представляемые образы должны быть достаточно крупными, но такими, чтобы их можно было приближать (увеличивать) или удалять (уменьшать).
· Если вы к какой-либо части образа привязали образ, то к этой части нельзя привязывать ассоциацией другой образ. В этом случае предыдущий стирается из памяти (подробнее см. «Эффект стирания ассоциации»).
· Образы следует соединять так, чтобы их можно было обвести непрерывной линией по контуру. Другими словами, образы в ассоциации должны обязательно соприкасаться друг с другом.
· Если образы трудно объединить, их следует всячески подгонять друг к другу с помощью мыслительных операций вращения, приближения-удаления, видоизменения, упрощения. В воображении можно соединить любые образы.
· В образованной ассоциации всегда должны быть четко видны все входящие в нее образы. Нельзя прятать один образ за другой или представлять один образ внутри другого закрытого.
· В процессе создания ассоциаций образы в вашем воображении могут находиться в движении. После того как образы соединены, прекратите мыслительные манипуляции с ними и зафиксируйте свое внимание на получившейся «картинке».
· Характер получившихся в воображении «картинок» (смешные — грустные, глупые умные, добрые злые и т.д.) не влияют на процесс запоминания. Мозг реагирует исключительно на факт соединения образов. Но чем больше эмоций в сюжете «картинки», тем лучше.
Ассоциацию можно образовать тремя основными способами.
· С выделением основы ассоциации. Один образ в ассоциации выбирается центральным и мысленно представляется более крупным; другие образы ассоциации соединяются с разными частями этого центрального образа (запоминание на разные части образа).
· С сохранением последовательности образов в ассоциации. Входящие в ассоциацию образы соединяются последовательно парами по определенной системе. Например, слева направо или сверху вниз, как мы обычно пишем. При этом все образы группируются вблизи первого образа так, чтобы была видна вся ассоциация целиком и одновременно.
· Произвольно. Все образы ассоциации примерно равны между собой и соединяются произвольно, без определенной системы.
Главное при образовании ассоциативной связи представлять мысленно все образы ассоциации одновременно.
· Представьте мысленно морду белого медведя. Выделите в ней пасть, глаза и уши. С этими подобразами образуйте поочередно три ассоциации: пасть жвачка; глаза туз; уши кекс. Вы запомнили телефонный номер кинотеатра «Арктика» — 184-27-33. Ассоциации образуются парами. Но важно уметь представить всю ассоциацию целиком, т.е. увидеть морду медведя с тремя другими образами на ней.
· Представьте свечку. Проткните ее карандашом. В карандаш вставьте спицу. К спице привяжите веревочку. На веревочку привяжите гирьку. На гирьку посадите бабочку. Следите, чтобы все образы располагались кучно вокруг первого образа (свеча). После создания парных взаимосвязей постарайтесь увидеть всю ассоциацию целиком.
· Представьте три образа: клумба, черта, американский флаг. Соедините их произвольно. Например, нарисуйте на клумбе толстую белую черту и воткните в нее флаг. Вы запомнили дату открытия Америки Кристофором Колумбом. Можно изменить пространственное соотношение образов. Представьте на флаге клумбу с красивыми красными розами, а в клумбу воткните толстую белую черту.
Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д.
Условное обозначение приема «Цепочка»
Когда цепочка образов припоминается, в сознании возникают сразу по три-пять образов. Цепочка образов выходит из памяти, появляется в сознании и вновь исчезает в памяти.
Схема приема «Цепочка»
Всегда образуйте связи по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная — первый образ размещайте слева. Если ассоциация вертикальная — первый образ размещайте внизу. Если образы при соединении проникают друг в друга — помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.
Размещение пар образов в воображении
Образы соединяются парами. Первый образ ассоциации всегда больше второго и содержит в себе второй. После соединения первого и второго образа переведите свое внимание на второй образ (первый должен исчезнуть из сознания). Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами. И так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. При этом в ассоциации всегда должны быть четко видны только два образа.
Припоминание осуществляется аналогично. Представьте первый образ и ждите, когда из памяти возникнет второй. Переключите внимание на второй, увеличив его, и ждите появления третьего и т.д.
Условные обозначения приема «Матрешка»
Обращаем ваше внимание: этот способ соединения образов применяется очень интенсивно. Его следует тщательно отработать. Первый образ соединяемой пары образов должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары.
Пример. Соединить «Матрешкой» два образа: «Градусник» и «Ведро». Представьте градусник очень крупно. Выделите в нем подобраз «Ртутный столбик». К этому подобразу привяжите мысленно маленькое ведерко. В результате такого соединения образ «Ведро» практически незаметен, если вы представляете градусник обычных размеров. Ведро появляется в нашем воображении только после сознательного выполнения мыслительной операции «Увеличение образа».
Метод Цицерона, оснований на ассоциациях, образованных естественным путем, т.е. на естественных ассоциациях, представляет собой последовательность опорных образов. Они формируются припоминанием хорошо знакомых помещений. Можно вспоминать хорошо знакомую дорогу (например, от дома до метро). Опорные образы заранее подготавливаются перед запоминанием или извлекаются из памяти по ходу запоминания.
Условное обозначение метода Цицерона
Мысленно обойдите свою комнату и зафиксируйте внимание примерно на 10 крупных предметах в ней. Закрепите в памяти эти предметы, повторив их мысленно.
Запоминаемые образы и ассоциации «прикрепляются» к выделенным вами предметам приемом образования ассоциативной связи.
Этот метод представляет собой последовательность опорных образов, формируемых по следующему принципу. Вспомните произвольный образ, зафиксируйте внимание на нем и ждите, пока в сознании по ассоциации с ним возникнет следующий образ. После формирования цепочки свободных ассоциаций закрепите ее мысленным повторением. Запоминаемые сведения привязываются ассоциативными связями к последовательности выделенных опорных образов. Метод основан на том, что в памяти уже существует огромное множество ассоциаций, образованных естественным путем (ложка чашка блюдце стол ...). Не путайте с методом мест, т.е. не перескакивайте со свободных ассоциаций на перечисление предметов в комнате.
Условное обозначение метода свободных ассоциаций
Метод свободных ассоциаций очень эффективен для расширения других методов запоминания. Когда необходимы дополнительные опорные образы для запоминания, они легко и быстро получаются этим методом.
БЦК применяется для кодирования цифр и чисел в слова. Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы алфавита. Для применения буквенно-цифрового кода на практике выучите его наизусть и доведите до автоматического (рефлекторного) уровня припоминания. Цифры и числа должны переводиться в буквы без задержек и наоборот.
1 – ГЖ
2 - ДТ
3 – КХ
4 - ЧЩ
5 - ПБ
6 - ШЛ
7 - СЗ
8 - ВФ
9 - РЦ
0 – НМ
Рефлекторный уровень припоминания — устанавливается прямая взаимосвязь между разными анализаторными системами; в данном случае — между зрительной и речевой. Обеспечивает мгновенное припоминание (исключает этап кодирования).
1. Образуйте ассоциативную связь (прием образования ассоциативной связи) между образами.
КЛУМБА ЧЕРТА ФЛАГ СВЕЧА КАРАНДАШ СПИЦА ВЕРЕВКА ГИРЬКА САМОЛЕТ БОТИНОК ЖУК РЮМКА НЕБОСКРЕБ
2. Запомните последовательность слов приемом «Цепочка».
ТЕЛЕФОН ШКАФ КНИГА ТЕЛЕВИЗОР ЧАШКА ПЛИТА СОБАКА ХОЛОДИЛЬНИК БАНКА КАСКА ОБОИ ЛИСТЬЯ КОФТА ПОГОНЫ ПИРОЖОК ЛИМОН ВЕЛОСИПЕД ПЛАТОК ЧАЙ ПРОГРАММА МАГНИТОФОН КРАН РОЗЕТКА ФОРТОЧКА САХАР