Смекни!
smekni.com

А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система (стр. 24 из 68)

В ходе работы возник вопрос: "А могут ли дети вести себя в соответствии с принципами демократии, могут ли они не играть в демократию, а действительно организо­вать демократическую жизнь в школе?" Соратник и кол­лега Кольберга профессор Ральф Мошер отвечает одно­значно: "Да, могут". Он убежден в том, что дети могут быть честными в соблюдении установленных ими пра­вил, могут и хотят работать на благо своей школы и 111

окружающих их людей. В убежденность Мошера можно верить - ведь он сам много лет работал в ряде "справедливых сообществ", созданных на базе средних школ.

В начале 80-х годов сам Кольберг провел сравни­тельное исследование нравственного развития детей в нескольких школах Нью-Йорка, одни из которых зани­мались нравственным просвещением, организацией дис­куссий на моральные темы, другие работали по програм­ме создания "справедливых сообществ", а третьи - тради­ционно. В итоге оказалось, что участие в решении мо­ральных дилемм действительно несколько повысило уро­вень нравственного развития учащихся. Но значительно больших результатов педагоги достигли в атмосфере "справедливого сообщества". Именно здесь нравственное развитие детей ускорялось и принимало нужную направ­ленность. Суждения, высказываемые школьниками в условиях "справедливого сообщества", демонстрировали их большую моральную зрелость по сравнению с ребята­ми из контрольных классов. Оценивались также и учеб­ные успехи - в области математики, чтения и письма. И здесь учащиеся из "справедливого сообщества" оказались на высоте.

Действительно, как объяснить ребенку, что такое де­мократия, честность, порядочность и как они проявляют­ся во взаимоотношениях людей? Очевидно, это невоз­можно сделать только на словах и с помощью личного примера, хотя и первое, и второе чрезвычайно важно. Но еще важнее, наверное, третье: ежедневно ставить детей в ситуации, в которых они должны проявлять свои лучшие человеческие качества.

Словом, у каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно.

Одним из наиболее удачных и долго существующих "справедливых сообществ" является Скарсдейльская аль­тернативная школа, к анализу деятельности которой мы и переходим.

112

Вам предстоит познакомиться с деятельностью одно­го из самых эффективных и до сих пор активно функ­ционирующих "справедливых сообществ", созданных при средней школе в пригороде Нью-Йорка Скарсдейле. На­селение последнего в подавляющем большинстве состав­ляют хорошо обеспеченные государственные чиновники, дипломаты, врачи и другие представители высших слоев среднего класса. Школа, которую кончали многие из них и которую традиционно посещают их дети, хотя и счита­ется государственной, но по уровню материальной осна­щенности и формам обучения больше напоминает част­ные учебные заведения США. Как бы то ни было, сюда приходят дети, в основном настроенные на учение, гото­вящие себя к государственной или политической карье­ре, к достижению профессиональных высот.

Надо сказать, идея "справедливого сообщества" в Скарсдейле попала на благодатную, подготовленную к восприятию альтернативных решений почву. Дело в том, что еще за пять лет до начала работы по концепции Кольберга здесь внедрялась другая альтернативная про­грамма, суть которой сводилась к проведению общих собраний педагогов и учащихся, обсуждению на этих собраниях основных волнующих всех вопросов. Именно тогда сложилось ученическо-учительское объединение, получившее и до сих пор сохранившее название "Скарсдейльская альтернативная школа". Как и любое интересное начинание, дети восприняли ту первую про­грамму с большим воодушевлением - с удовольствием посещали общие собрания, пламенно дискутировали и горячо отстаивали свою точку зрения.

Через несколько лет эта первая программа была под­вергнута тщательной проверке, проведенной двумя неза­висимыми и, несомненно, авторитетными экспертами -Франком Смитом из Колумбийского университета и Ала­ном Гробердом из Массачусетского технологического института. В подготовленном ими отчете, в частности, говорилось: "Скарсдейльская альтернативная школа - это чрезвычайно эффективное учебное заведение, совме­щающее в себе и "школу", и "альтернативную школу"... Школа действительно производит очень сильное впечат­ление. Оно связано прежде всего со сформированностью 113

у учащихся комплексного "чувства сообщества", чест­ностью и открытостью во взаимоотношениях между со­бой и с педагогами, глубокой преданностью и привер­женностью учеников и учителей самой идее подобной школы".

Однако шло время, пыл постепенно угасал, собрания становились все более скучными, все меньшее количе­ство учащихся удостоивало их своим вниманием. Заду­мываясь впоследствии над причинами неудовлетворен­ности подростков, педагоги пришли к такому выводу. Главная причина состояла в том, что принятые решения чаще всего оставались на бумаге, никак не влияя на жизнь школы.

Словом, несмотря' на кажущееся благополучие (блестящие учебные успехи, интерес к знаниям, отсут­ствие дисциплинарных нарушений) возникла настоятель­ная потребность изменить сложившуюся ситуацию. И счастливый случай не замедлил представиться. Как раз в этот период, летом 1977 года, трое скарсдейльских педа­гогов получили возможность прослушать в Гарварде курс по нравственному воспитанию и "справедливым сооб­ществам". Поскольку лекции увлеченно и заинтересован­но читал сам Л.Кольберг, а педагоги были настроены на восприятие нового, они искренне загорелись идеей внед­рения "справедливого сообщества" в своей школе, быстро осознав, что последнее позволит им одновременно ре­шить несколько взаимосвязанных задач: во-первых, не отступать от общего стратегического направления учеб­но-воспитательного процесса, нацеленного на когни­тивное и моральное развитие своих учащихся, на форми­рование у них чувства общности и принадлежности своей школе; во-вторых, объединить идею общих собраний с демократическим процессом принятия решений и, нако­нец, в-третьих, оздоровить всю атмосферу школы в це­лом.

Кольберг разделял энтузиазм педагогов Скарсдейла и всячески помогал им в становлении "справедливого со­общества", особенно на первых этапах: посещал вместе со всеми общие собрания, а затем организовывал их коллек­тивное обсуждение; подбирал повестку дня следующих собраний. Позднее именно он предложил дополнить об-114

щие еженедельные собрания школы регулярными встре­чами небольших групп, состоявших из двух педагогов и 10—12 учащихся и получивших впоследствии название "сущностных групп". Как правило, встречи членов каж­дой группы носили домашний, раскованный характер, побуждали каждого высказывать свою точку зрения, по­зволяя даже самым робким проявить себя.

Кроме всего прочего, в Скарсдейле начал эффектив­но функционировать "комитет справедливости", позво­лявший проводить в жизнь, то есть соблюдать те законы и правила, которые принимались на общих собраниях. Включая в свой состав педагогов и 10 учащихся, этот комитет служил своеобразным арбитром в решении всех спорных вопросов. В организации его работы Кольберг принял самое активное участие. В целом присутствие Кольберга и постоянно проявляемое им уважение к мне­нию учащихся явно способствовали пробуждению у по­следних самоуважения и уважения к происходящему.

Достаточно ясно позиции ученического большинства альтернативной школы выражены одним из подростков в опубликованной в школьном журнале статье. Называя в качестве ключевой темы большинства дискуссий пробле­му совмещения ответственности перед сообществом и права личности на полное самоопределение, учащийся задается вопросом: "Какие обязательства несет ученик перед школой в связи с удовлетворением его собственных индивидуальных потребностей?" По его мнению, в Скар­сдейле этот вопрос решается очень нетрадиционно преж­де всего в силу предъявления к учащимся значительно большего количества требований, нежели в обычной школе. Но при этом и рабочее время педагогов значи­тельно превышает обозначенные в расписании часы: 8.30—15.00. "Наша школа,- продолжает подросток, - не ограничивается названным временем и не прекращает свою деятельность после него: в течение всего дня, даже вечером, а иногда по выходным проводятся уроки и со­брания, не говоря уже о дополнительных по индивиду­альным проектам. Кроме обязательного посещения опре­деленных собраний и мероприятий и ответственности за возможные пропуски, существуют вопросы, которые мы постоянно, намеренно рассматриваем в рамках индивиду- 115

альной ответственности. Мне кажется, такой тип обсуж­дения, значительно превышающий просто вопросы пла­нирования или структуры школы, постоянно включаю­щий в обсуждение проблемы межличностных отношений и индивидуальных свобод, отражает особенности нашей школы по сравнению с традиционной средней школой... В целом, я думаю, нам присуще значительно более силь­ное чувство погруженности в школьную жизнь и ответ­ственности за нее, нежели учащимся обычной средней школы". Трудно что-либо добавить к сказанному, отме­тим лишь развитую у подростков способность к анализу и явно проглядывающее в каждой строчке чувство гордости за свою школу. Кстати, наше посещение несколько лет назад общего собрания в Скарсдейле, беседа с учениками и интервьюирование некоторых из них свидетельствовали о том же: дети явно гордились своей школой и ощущали ответственность за все происходящее в ее стенах.