Смекни!
smekni.com

А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система (стр. 3 из 68)

Вместе с изменением всей системы изучения наук, которая стала более последовательной, изменился и ха­рактер преподавания. На первое место выдвигались на­глядное обучение, практическая направленность наук. Учителя должны были объяснять те или иные разделы 9

предметов так, чтобы кадеты учились "легко и приятно". Принуждение к учебным занятиям заменялось убеждени­ем в пользе знаний, развитием интереса воспитанников к науке. Для этого в корпусе были организованы: библио­тека, натуральный кабинет, ботанический сад, арсенал, механическая и архитектурная "каморы", галерея с живо­писными картинами.

Текущих оценок знаний в корпусе не было, хотя учащиеся и опрашивались на занятиях, для того чтобы преподаватель имел информацию о том, как они воспри­нимают материал. Оценки ставились во время экзамена. В первом и втором возрастах - через каждые четыре ме­сяца, в третьем - через шесть, а в четвертом и пятом -один раз в год. Для поощрения успеха в науках кадетов, отличившихся на выпускных экзаменах, публично и с большой торжественностью награждали золотыми меда­лями. Получившие их могли на казенный счет путешест­вовать за границей три года. В инструкции, подготовлен­ной Бецким для этих офицеров, говорилось, что "всякое путешествие должно иметь (своим) предметом просвеще­ние", Он давал в ней советы о том, как производить на­блюдение, вести дневник и т.д.

Бецкой фактически заложил в учебный план, ко­торый при нем приобрел энциклопедический характер, идею предшествования общего образования специаль­ной или профессиональной подготовке. По мнению В.О. Ключевского, во времена Бецкого корпус являлся светским университетом. Екатерина II хвалилась эн­циклопедическим образованием кадетов: "Наставьте же г-на Кошена, - писала она в 1767 году Фальконе, - он думает, что мои кадеты приготовляются единственно для войны; может быть, Парижская военная школа ввела его в это заблуждение. Мои кадеты сделаются всем тем, чем пожелают быть, и выберут себе поприще по своим вкусам и наклонностям".

Подготовку военных кадров Бецкой считал задачей второстепенной. Главное назначение корпуса, по его мнению, было служить "рассадником великих русских людей". В реализации этой цели первое место отводилось воспитанию. В 1772 году Бецкой составил "Наставление

10

воспитателям", в котором определил их задачи. На пер­вое место он выводил задачи морального воспитания. Самое верное нравственно-воспитательное средство, счи­тает Бецкой, это соответствующая моральная среда, жи­вые образцы высоких нравственных качеств, окружающие воспитанника.

В создании такой, очищенной от всего плохого и на-. полненной всем прекрасным воспитательной среды и заключается "самое труднейшее и важнейшее дело для составления истинного благонравия, ибо без сего все наставления никуда не годятся". "Когда хороших настав­ников не будет, то и доброго воспитания в действии про­извести мы не в состоянии. При таком недостатке все старания наши бесплодны, и все иждивение потеряно". Воспитатели, по мнению Бецкого, должны были не толь­ко одновременно быть преподавателями, но и постоянно находиться около воспитанников, с которыми должны "обходиться со всякою тихостью и учтивостью, кои должны быть неразлучны с воспитанием". Бецкой реко­мендовал изучать характер и интересы каждого воспи­танника, вести наблюдения, делать записи об их поведе­нии, природных дарованиях, успехах в науках, нравах. Каждые шесть месяцев воспитатель должен был доклады­вать начальству корпуса о своих наблюдениях. Сегодня мы называем это собеседованием по результатам психо­лого-педагогического изучения воспитанников.

Большое внимание Бецкой уделял организации и эс­тетизации среды. Играючи на обширном чудном дворе, воспитанники походя научались многому хорошему. Там была знаменитая "говорящая стена" (каменная стена, огораживающая сад корпуса, покрытая картинами на различные сюжеты). "Она занимала круг в 500 сажен и заключала -в волшебном колье своем целый мир с его историей... В одном месте пирамиды древнего Египта, в. другом изображение древних мудрецов, беседующих меж­ду собой о великих вопросах мира и бытия и т.д."

Кадеты обязаны были научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте. В корпусе действовал оркестр, который сопровождал театральные представле­ния или давал самостоятельные концерты.

11

Новые подходы в обучении и воспитании обострили проблему педагогических кадров. Многие учителя в Рос­сии были иноземного происхождения. Далеко не все они были действительно квалифицированными педагогами, Не рассчитывая получить из-за границы хороших учите­лей в достаточном количестве, Бецкой в 1772 году открыл при кадетском корпусе мещанское отделение, которое по существу являлось первой в России учительской семина­рией.

Воспитанники мещанского отделения обучались и воспитывались на равных правах с кадетами, последова­тельно проходя все науки. Назывались они гимназиста­ми, а само отделение - гимназией. По окончании изуче­ния всех предметов кадетского корпуса гимназисты на три года отправлялись для усовершенствования знаний за границу, потом путешествовали по России "для примеча­ния достойного к сведению в своем отечестве" и уже пос­ле этого зачислялись в корпус учителями.

Таким образом, Бецкой заложил гуманистический подход в стратегию развития корпуса и стал реализовы­вать его в практике воспитания. Семена, посеянные им, дали обильные всходы при его преемнике графе Ангальте. Время его руководства (1787-1794 гг.) по праву счита­ется одной из блистательнейших эпох корпуса. Его вос­питанники называли это время золотым веком их alma mater. Посвятив себя исключительно корпусу и проводя большую часть времени среди кадетов, он "не только доставлял им средства читать разные полезные книги". По его распоряжению стены комнат кадетского корпуса были покрыты рисунками и изречениями различных пи­сателей на русском и иностранных языках, а в зале было установлено несколько досок с тем, чтобы на них воспи­танники могли записывать понравившиеся им места из прочитанных книг. По воскресным дням Ангальт читал кадетам эти записи и беседовал с ними о значении изре­чений, стараясь обратить внимание молодых людей на роль нравственных поступков человека в его жизни.

Потом все эти изречения были напечатаны в двух от­дельных книжках, которые вручались каждому выпускни­ку "в воспоминание о лучших днях детства, проведенных в стенах корпуса".

12

Крупнейшим событием этого времени в учебной час­ти явилось введение классно-урочной системы обучения. Продолжительность урока устанавливалась полтора часа. и вместо непрерывных круглогодичных занятий появился учебный год с каникулами зимой и летом. Новая система потребовала от педагогов совершенствования приемов и методов воспитания и обучения, предъявила новые тре­бования к их профессиональной компетентности.

В это время корпус принимает полководец М.И. Ку­тузов и руководит им до 1798 года. Основные усилия он направил на придание корпусу характера именно военно-учебного заведения. Возрастные отделения были замене­ны ротами (четыре мушкетерских и одна гренадерская), имевшими по 96 кадетов, 10 унтер-офицеров и капралов, а в гренадерской - еще и четыре артиллерийских унтер-офицера. Унтер-офицерам и капралам поручались прак­тические занятия военным делом.

Ротное деление ставило кадетов в новые отношения со своими преподавателями, усиливало дисциплину и внимание к военным занятиям. С этой же целью Кутузов учредил класс тактики, в котором занимались не только кадеты, но и офицеры. Тактику и военную историю пре­подавал он сам, а изготовление чертежей поручал воспи­танникам.

При М.И. Кутузове впервые начались в кадетском корпусе обязательные для старших воспитанников летние лагеря, которые в дальнейшем стали традицией учебно-воспитательной работы во всех военных учреждениях.

Однако усиление военной направленности обучения и воспитания не сопровождалось отходом от личностного подхода. Наглядно это проявлялось по отношению к не­имущим кадетам, особенно при их выпуске. Так, в октябре 1797 года Кутузов просит отпустить три тысячи рублей, необходимых для экипировки и проезда в полки выпущенных из корпуса офицеров, которые "в рассужде­нии бедного состояния способов не имеют". Деньги по­лучил 51 воспитанник. В дальнейшем отпуск таких средств стал обязательным.

М.И. Кутузов открыл при корпусе малолетнее отде­ление, куда принимались сыновья дворян в возрасте 4-7 лет. Отделение не ставило образовательных задач, а явля-13

лось своеобразным детским садом, предназначенным В основном для детей, родители которых погибли на войне или, находясь на военной службе, вынуждены были по­стоянно переезжать с одного места на другое. Дети под присмотром воспитательниц проводили здесь время в играх, прогулках. Им прививали культурные и гигиениче­ские навыки, заботились об укреплении здоровья.

Как видим, основными причинами длительного и успешного развития воспитательной системы корпуса явились: сохранение концептуальных гуманистических основ в стратегии его развития; преемственность при смене руководства; сохранение ведущих традиций при постоянном введении новаций.

Продолжительный кризис воспитательной системы кадетского корпуса приходится на 1800-1820 гг., когда во главе корпуса стоял генерал Клингер, который "и по внешности, и по характеру был угрюм, суров и вселял страх. Делал он все молча и ни с кем из кадет никогда не говорил. Розга же у него царила вовсю. Грубость нравов в корпусе была последствием такого режима".