Смекни!
smekni.com

А. В. Гаврилин Первый кадетский корпус как гуманистическая воспи­тательная система (стр. 37 из 68)

В летний период в коллективе новопавловской уче­нической производственной бригады трудились 450 уча­щихся четвертых-десятых классов (три потока по 150 школьников, продолжительность потока-один месяц).

Наш многолетний опыт показал, что организованный таким образом труд школьников позволяет чередовать трудовую, производственную деятельность детей с, к примеру, туристической. Наконец, ребенок должен про­сто отдыхать от активной организованной деятельности, общаться с родными, близкими, друзьями, с книгой и с самим собой. Поэтому в наших ученических бригадах вечером дети возвращались на автобусах домой.

Продолжительность рабочего времени, характер про­изводительного труда, физическое и интеллектуальное 174

напряжение, наконец, условия труда и быта в учени­ческой бригаде должны строго соответствовать возрасту школьников. Ученики пятых-шестых классов трудились у нас три часа в день, учащиеся седьмых-восьмых классов -четыре часа, старшеклассники — пять-шесть часов. Число дней, отведенных для летней трудовой практики, также определялось в соответствии с возрастом школьников: не менее 20 дней практической летней работы в учени­ческой бригаде для младших ее членов и не менее 25 дней для старшеклассников, занятых возделыванием и уборкой сельскохозяйственных культур. Учащимся было предоставлено право по их желанию после обязательного трудового времени продолжить трудовую практику в уче­нической бригаде, если она связана со специальными работами по уходу за кроликами, на конеферме и на уборке хлебов.

Как показывает жизнь, при хорошей организации труда и отдыха, налаженном питании, при строгом со­блюдении норм времени рабочего дня в соответствии с возрастом школьников труд в бригаде идет лишь на пользу детям.

В отборе содержания труда для детей мы придержи­вались определенных принципов. Так, четвертые-пятые классы были заняты в основном цветоводством, шестые-восьмые - садоводством. Организуя производительный труд учащихся в летний период, новопавловские педагоги стремились к тому, чтобы в одном потоке были разно­возрастные классы-звенья. Это способствовало развитию самоуправления в первичных трудовых детских коллекти­вах, а также выполнению разнообразных трудовых опера­ций и технологических процессов.

В старших классах происходила специализация. Программа специализации была рассчитана на то, чтобы в конечном счете выпускник школы получил необходи­мые знания, навыки и умения, связанные с его первой профессией - тракториста, комбайнера, водителя автомо­биля, оператора машинного доения, садовода, овощевода, лаборанта-агрохимика.

Переходя из класса в класс, школьники знакомились с важнейшими производствами района, края. В учени­ческой бригаде им были предоставлены большие возмож-175

ности и для ознакомления с подсобными, но тоже важ­ными отраслями - кролиководством, птицеводством, племенным коневодством, и для опытничества на специ­альном земельном участке, и для проведения исследова­ний в агрохимической лаборатории, выполняющей зака­зы колхоза.

В процессе опытнической работы решались самые различные задачи. Ученики четвертых-пятых классов были заняты опытнической работой по цветоводству. На опытном участке бригады выявлялось хозяйственное зна­чение различных плодовых, овощных, зерновых, кормо­вых культур, определялось влияние на урожай органиче­ских и минеральных удобрений, микроэлементов, росто­вых веществ.

На полях ученической бригады было организовано сортоиспытание озимой пшеницы и других сельскохозяй­ственных культур, изучение лекарственных трав. Агрохи­мическая лаборатория ученической бригады являлась исследовательским центром колхоза по изучению хими­ческого состава почв. Лаборатория исследовала наличие каротина, протеина, сахара и других питательных ве­ществ в кормах, выявляла причины болезней сельскохо­зяйственных растений. Все это делали школьники, вы­полняющие роль лаборантов-агрохимиков.

Вблизи культстана был организован учебно-опытный участок площадью 1,06 га на пойменных аллювиальных почвах.

Работа, которую проводили школьники на учебно-опытном участке, увязывалась с закреплением знаний, полученных при изучении природоведения (практическое знакомство с растительным миром), ботаники (работа с растениями различных семейств, практическое знаком­ство с вегетативным и семенным размножением, влияни­ем элементов питания на рост и развитие растений), зоо­логии (знакомство с членистоногими, полезными и вред­ными насекомыми), химии (изучение минеральных макро- и микроудобрений и методики их применения), биологии (познание многообразия видов, биологических мер борьбы с сорными растениями и вредителями). Тема­тика опытов разрабатывалась учителями школы, специа-

176

листами колхоза и учеными Ставропольского сельскохо­зяйственного института.

Как видно, достигнуто было немало. Однако по мере развития ученических бригад все отчетливее вырисовыва­лись трудности, возникали новые проблемы.

Когда-то нам казалось: достаточно дать ребятам зем­лю и технику, и дело пойдет. Жизнь показала, что не­пременным условием педагогически целесообразной дея­тельности ученической производственной бригады яв­ляется научное ведение хозяйства. Необходимы высокая культура земледелия, животноводства, мелиорации и хи­мизации, использование достижений аграрной науки и передовой сельскохозяйственной практики.

Жизнь и деятельность в бригаде должна быть доста­точно многогранной, чтобы каждый школьник мог найти в ней удовлетворение, чтобы он мог раскрыться перед товарищами, учителями, самим собой как личность ин­тересная, творческая. Не только разумный, педагогиче­ски целесообразный труд, но и содержательная клубная, спортивная, эстетическая деятельность, техническое творчество должны заполнять время школьников в бри­гаде.

Мы старались учитывать эти потребности детей. Труд был основным, но не единственным видом деятельности школьников в бригаде. Здесь работали кружки по интере­сам, спортивные секции, хор, библиотека, ТЮЗ. Нако­нец, и отдых занимал большое место в бюджете летнего времени ребят. Они купались, загорали, участвовали в походах, военно-спортивных играх.

Мы считали, что речь должна идти об организации жизни школьников в ученической бригаде на принципах разносторонней самодеятельности, где сфера прямого педагогического вмешательства была бы весьма ограни­ченной. Включение в воспитательный процесс студентов, старших школьников в качестве руководителей младших в условиях бригады являлось более эффективным, чем привлечение большого числа педагогов. Вместе с тем трудно переоценить роль наставничества в ученической бригаде со стороны заслуженных мастеров производства, общение с которыми служило для учащихся важнейшим стимулом социального развития.

177

Мы стремились в первую очередь воспитать у ребят высокие нравственные качества гражданина, труженика, созидателя, личности с яркими коллективистскими, пат­риотическими чертами. Мы старались не забывать не только о потребностях сельскохозяйственного производ­ства, но и об индивидуальных наклонностях, способно­стях и возможностях человеческой личности, о свободе выбора жизненного пути в нашем обществе. Именно в юношеском возрасте, при выходе из средней школы, мысли ребят наиболее крылаты, стремления наиболее благородны, но каждая мысль, каждое стремление при­надлежит кому-то одному. И мы не ставили своей зада­чей, чтобы все наши выпускники остались в колхозе. Такое решение этого важного вопроса только помогало нам в профориентации, в том числе и на сельскохозяй­ственные профессии".

СИСТЕМА В.А. КАРАКОВСКОГО:

МОДЕЛЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

Особенностью становления воспитательной си­стемы московской школы № 825 было то, что с момента ее открытия (1970 год) и до прихода в нее директором Владимира Абрамовича Караковского (1977 год) здесь уже сложился некий упорядоченный на определенных основаниях микросоциум. Таким образом, становление воспитательной системы выглядело здесь как переход от одного типа упорядоченности к другому.

До 1977 года школа была типичным продуктом ад­министративно-командной системы. Она владела Пере­ходящим знаменем района, занимала первые места в рай­онных соревнованиях и смотрах. И это стало основной целью и смыслом существования школы. Ее центральная функция состояла в воспроизводстве внешнего админи­стративного порядка. Практически это означало пресле­дование достаточно ограниченной группы целей: поддер­жание дисциплины, внешнего вида учащихся, чистоты и

178

порядка в школе, определенного процента успеваемости и обязательных так называемых воспитательных меро­приятий. Данные цели почти никогда не присваивались детьми, что объективно вызывало необходимость адми­нистративного давления на них со стороны учителей. Учителя, в свою очередь, подвергались давлению адми­нистрации. В результате характерными чертами в отно­шениях между ними и учениками были отчужденность и взаимное раздражение.

Вспоминает А.И. Рогачева, выпускница конца 70-х годов: "Порядок был свирепый, все колготки строго од­ного цвета, мешочки для второй обуви одинакового об­разца. Каждую неделю мы бритвочками отскабливали на полу черные полосы от обуви. И чуть что не так - крик, вызовы родителей, накачки. Просто мы боялись учителей и директора. А жизнь начиналась за пределами школы". Но и внутри педагогического коллектива климат был не лучшим.

В.А. Караковский начал свою работу с изучения сло­жившегося в школе положения. Он провел среди учите­лей анкету, одним из вопросов в которой был такой: "Что, на ваш взгляд, необходимо улучшить в школе?" Большинство ответов так или иначе затрагивало отноше­ния внутри педагогического коллектива: "Улучшить от­ношения", "Не допускать лжи, клеветы среди педагогов", "Деформализовать работу", "Поднять на высокий уровень нравственно-этические проблемы" и т.п. (из рабочей тетради В.А. Караковского, 1977/78 учебный год).