Погружение в имитированную среду
Утро День Вечер
XIX век | "Бал у Иогеля". Выступление самодеятельного фольклорного ансамбля | Салоны: литературный "Дуэт"; музыкальный "Мечты и звуки"; художественный "Палитра" | Вечерний бал. Спектакли: Чехов "Свадьба"; Скриб "Шарлатаны"; Островский "Бесприданница" (4-й акт). Цыганский хор учителей |
Серебряный век | Спектакль: Метерлинк "Синяя птица" | Литературные. кабаре: "Бродячая собака", "Привал комедиантов", "Тамара и Демон". Фестиваль самодеятельных фильмов | Спектакль: Цветаева "Фортуна". Вечерний бал. Артистическое кабаре "Летучая мышь" |
XX век, 20-е годы | Спектакли: "Хармс, Чармс, Шардам" (по Хармсу); "Это было в Одессе" (по Бабелю), Представления по произведениям Багрицкого | Салон Мейерхольда. Фильм учителей "Юркина квартира". Спектакли: Маяковский "Клоп" (1-й акт); Булгаков "Мастер и Маргарита" | Кабаре "Кривой Джимми". Представление "Бал на Лысой горе". Вечерний бал. Спектакль: "Свадьба Бени Крика" (по Бабелю). Спектакль учителей: Гоцци "Принцесса Турандот" |
Подготовка к этим большим событиям в жизни школы требует максимальной концентрации внимания и сил педагогов, учащихся, их родителей. Образуются временные творческие коллективы, своеобразные оргкомитеты, или Советы дела. По-видимому, в силу того, что появление таких коллективов обусловлено насущными потребностями, а также тем, что они не искусственно, а, напротив, органично входят в жизнь школы, их деятельность чаще всего бывает весьма эффективной как в организационном, так и в воспитательном плане.
Вообще в целом мы противники самого термина и существа понятия "организация". Нам думается, что в школе важнее другое - зараженность общим делом, одной идеей, которая с большим успехом объединит всех вокруг себя, ибо сама идея имеет характер саморегулирования, самоосуществления. Когда мы проводим свои праздники, то они, с одной стороны, сплачивают людей, а с другой -определяют место каждого в общем контексте работы.
Конечно нельзя сказать, что у нас вообще нет никакой организации, она есть, и ею превосходно занимается Лариса Давидовна Гуткина, а решением самых принципиальных вопросов - Совет гимназии. В нашем "управленческом ансамбле" директору отводится роль 218
"вдохновителя", который генерирует идеи и старается заразить ими окружающих. Сказанное позволяет утверждать, что мы никогда не ставим вопросы организации на первое место, никогда не выпячиваем роль администратора в управлении школой. Сама деятельность в каждой конкретной ситуации и каждый раз по-новому диктует позицию директора, его заместителя, педагогов и учащихся.
Вообще сейчас в гимназии работает много замечательных педагогов, интеллигентных, много знающих и много умеющих. С ними интересно общаться, хотя у нас случаются споры и даже обиды, но мы умеем прощать и понимать друг друга. Так было не всегда, был период, когда приходилось специально подбирать учителей. Достаточно сказать, что в первый же год работы 12 человек покинули школу, из них только двое - по собственному желанию.
Как-то, выступая на семинаре в нашей школе, В.А. Караковский сказал: "Мы находимся в школе на юго-западе, где работает блаженный". Может быть, это и впрямь так, но думается, что в нашем деле необходимо быть блаженным. Пусть кто-то фанатик в одном, а кто-то в другом. А иначе тебе самому будет неинтересно работать, неинтересно будет и людям, с которыми ты работаешь, и - самое страшное - скучно станет детям. Убежден, дух любой школы определяется фанатизмом, беспредельной преданностью делу тех людей, которые в этой школе работают.
Дух нашей гимназии, систему сложившихся в ней взаимоотношений можно было бы определить словом "интеллигентный". Именно на этой основе строится и система общения с каждым учеником. На примере "новичков" легко проследить, как она реализуется. Поначалу, попадая в условия новой для себя школы, тем более довольно известной гимназии, они держатся скованно и неуверенно с педагогами и особенно с директором. Но чаще всего ситуация в корне меняется после проведения Дня гимназии. Ребята видят, как директор (немолодой и уважаемый человек) "лезет" на сцену и дурачится на виду у всех; они смеются над созданным им образом, а он сам становится им понятнее и ближе. (То же и в отношении 219
учителей.) Уже на следующий день у кабинета директора можно встретить подростка, который, здороваясь, скажет:
"Как вы здорово играли вчера. Мы и не думали, что вы все это умеете делать".
Так легко и безболезненно исчезает пресловутая дистанция возраста и должности, остается нормальное человеческое общение представителей разных поколений, каждое из которых способно духовно обогатить другое. Еще проще устанавливаются отношения между ребятами разного возраста. Ведь в процессе совместной театральной постановки, то есть в процессе подготовки общего дела, место каждого определяется не стажем школьной жизни и прожитыми годами, а способностями, энтузиазмом, творческим горением. Вообще в совместной игре взрослых и детей раскрываются новые, подчас неожиданные грани ума, души, характера, растут взаимный интерес и симпатия, а это, в свою очередь, порождает доброе отношение к своей гимназии педагогов, учащихся, их родителей.
Было бы ошибкой утверждать, что сложившаяся атмосфера терпимости и интеллигентности, атмосфера творчества облагородила каждого нашего выпускника:
окружающая среда, конечно, оказывает свое влияние. И все же среда не мешает нам осуществлять задуманное, она проходит как бы "по касательной" по отношению ко всей деятельности школы в целом. Большинство наших ребят отличают большая внутренняя культура, благородство, способность и готовность к "самостроительству". Многие из них поступают в вузы, становятся учеными, исследователями и, что самое главное, остаются порядочными людьми.
Практическая реализация идей, лежащих в основе воспитательной системы нашей гимназии, требует немалых финансовых затрат (ткань для костюмов, декорации, фотографии и т.п.), и это, как ни парадоксально, становится главной, трудно преодолимой нашей помехой.
Если охарактеризовать всю воспитательную систему в целом, то она сегодня находится в стадии совершенствования, причем главным образом за счет пополнения и обновления различных ее элементов, привлечения к организации основных дел творчески мыслящих педагогов. 220
Перспективы развития воспитательной системы лежат в усилении ее интеграции с дидактической системой за счет взаимообогащения и взаимодополнения. Средством саморазвития системы является театрализованная игра, которая всегда нова и потому всегда интересна всем ее участникам.
Расскажем о том, как проходил праздник отечественной культуры - "День серебряного века". Лейтмотивом праздника стало его восприятие в качестве эпохи "русского культурного Ренессанса" (Н. Бердяев). По замыслу, празднику должна была предшествовать большая экспозиция на тему "Твой серебряный век", как бы вводящая всех участников в соответствующую атмосферу. Она открылась за месяц до начала и занимала весь вестибюль школы. Праздник начался спектаклем по пьесе Метерлинка "Синяя птица", роли в котором исполняли десятиклассники, а зрителями были ребята из четвертых-седьмых классов.
Но мы не только сыграли "Синюю птицу". Нам хотелось и в зрительном зале создать атмосферу тех лет. Вот почему все были в костюмах того времени, и каждый как бы "вошел" в образ человека, той эпохи. Мы попытались воссоздать литературно-артистические кабаре как одну из важных составляющих культуры на рубеже веков. Вспомнив о существовании знаменитого кабаре "Бродячая собака", открытого в Петербурге в 1913 году, где поэты читали свои стихи, где бывали Гумилев, Ахматова, Мандельштам, мы решили, что и наши юные поэты должны представить свои первые литературные опыты в подобном кабаре.
Как известно, "Бродячая собака" была закрыта в 1916 году, но дух ее как бы переместился в новое, открывшееся в том же году, литературное кабаре "Привал комедиантов". Мы стремились, насколько возможно, приблизить наш "Привал комедиантов" к его реальному прототипу. Там были гости, артисты, официанты, ведущие, лекторы и даже "подсадные утки". Посетители могли посмотреть несколько коротких пьес, состязание поэтов с последующим диспутом, понаблюдать за выбором короля поэтов, послушать шуточную "лекцию, полезную
221
для пищеварения", а в перерывав еще и провести дегустацию разнообразных блюд русской национальной кухни.
Было открыто также кафе "Тамара и Демон": читали свои стихи известные поэты, пели романсы, разыгрывали фанты.
Ближе к вечеру в актовом зале начался показ спектаклей школьных театральных коллективов из репертуара русских театров конца прошлого - начала нынешнего века. Мы сумели тогда поставить пьесу М. Цветаевой "Фортуна" и две чеховские пьесы - "Предложение" и "Свадьба".
В 20 часов праздник как бы разделился на два потока: вечерний костюмированный бал с нестареющим вальсом и бессмертным танго и синематограф. В память о замечательных создателях российского кино - Мозжухине, Вере Холодной — мы решили снять свой учительский фильм "Любовь и слезы" с леденящим душу сюжетом, со своим Мозжухиным и своей Верой Холодной. И уже в самом конце вечера, в 22 часа, открылось артистическое кабаре "Летучая мышь".