В I860 году в журнале "Воспитание" К.И. Май провозглашает основную, в его понимании, цель, которую должен ставить перед собой каждый педагог: "Главная задача наставника - приготовить юношу к труду, полезному для общества". Одним из наиболее важных Май считал суждение Н.И. Пирогова о том, что "нельзя всех и каждого стричь под один гребень, а действовать разумно, применяясь к свойству предмета, личности, степени развития учеников и учителя", и всегда следовал этому завету. Недаром Д. И. Семенов, выпускник 1872 года, вспоминал, что он "умел всегда встать в такие простые и откровенные отношения с каждым воспитанником, что они, хотя, конечно, безусловно слушали своего директора, но чувствовали себя с ним гораздо свободнее, чем с некоторыми из преподавателей". Он сумел внушить своим питомцам любовь к правде, уважение к себе и преподавателям. Школа стала своеобразной общиной со своим "духом".
19
Помощник попечителя С.-Петербургского учебного округа В.А. Латышев в своем выступлении по поводу пятидесятилетия школы выделил следующие педагогические принципы К.И. Мая, составившие основу концепции развития гимназии, следовать которым считал своим нравственным долгом и его преемник В.А. Кракау. Эти принципы и сегодня остаются крайне современными:
• "пусть пути будут различны, смотря по индивидуальности учителя, но образование и воспитание ученика во всяком случае должно оставаться конечной целью всякого преподавания;
• не объектное отношение к воспитанию и преподаванию, а субъектное;
• пример преподавателя - самое действенное воспитательное средство;
• работая неусыпно, мы тем самым исполняем одну из важнейших задач школы: мы приучаем воспитанников к труду".
Далее Латышев продолжает: "Карл Иванович стремился воспитать в своем ученике всесторонне развитого человека. Ум, нравственные качества, эстетическое чувство, воля и здоровье питомцев вызывали одинаковые заботы со стороны Карла Ивановича"
В организации внеклассной, внеурочной жизнедеятельности большую роль играли пешеходные экскурсии в окрестности С.-Петербурга. Во время таких прогулок и походов учащиеся, собирая ботанические, зоологические ,и минералогические коллекции, пополняли и систематизировали на практике свои знания в этих предметах, расширяли исторический и общекультурный кругозор. Это было время неформального общения с элементами некой романтичности и загадочности благодаря переходам через таинственный лес, ночлегам на сене, вечернему костру.
Еще более важное значение в развитии и воспитании учащихся имели школьные праздники, проводимые по традиции 29 октября, в день рождения Карла Мая. Они отмечались новыми спектаклями школьного театра, специальной праздничной программой. Приготовления к спектаклю, выбор того или иного действия из намечен-
20
ной пьесы, репетиции, хозяйственные хлопоты, создание декораций и разработка сценария вечера способствовали сближению воспитанников, развитию в них творческих способностей, углубленному изучению искусств, реализации их интересов и формированию "духа" школы.
Однажды в представлении участвовали герольды со знаменами, на которых в виде герба был изображен майский жук. С этого времени за воспитанниками школы утвердилось и стало почти официальным необычное прозвище "Майские жуки", или "Майцы", которое они чтили и очень гордились им как символом своей принадлежности к некому сообществу, которое представляли выпускники гимназии Мая.
Состав же учеников этой гимназии, пожалуй, самый яркий во всей истории России. Среди ее выпускников -ученые, писатели, артисты, художники, педагоги, путешественники, но главное, что все они - достойные граждане. Достаточно назвать фамилии академика Н.А. Бруни и писателя Л.К. Успенского, академика Д.С. Лихачева и архитектора В.О. Мунца, художников P.M. и В.М. Добужинских и В.А. Серова. Здесь учились целыми семьями Бенуа, Гримм, Римские-Корсаковы, Гагарины, Семеновы-Тянь-Шанские, Голицыны. Эту гимназию закончили глава знаменитой российской торговой фирмы Г.Г. Елисеев и капитан крейсера "Паллада" И.В, Коссович, а также многие и многие другие воспитанники, составившие впоследствии славу и гордость России.
Всех их объединяла не только гимназическая скамья, не только бережно сохраняемые "майские" традиции. Их объединяла уверенность в том, что именно в гимназические, школьные годы окончательно сложились их духовные убеждения, научные и художественные пристрастия, верность избранному пути и идеалам. "И быть может, более других званий, которых они достигли в гордом и терпеливом служении обществу, звание "Майского жука", "Майца" было для них едва ли не самым высоким, ибо за ним, как правило, следовали прежде всего интеллигентность, духовное благородство".
В 1890 году К.И. Мая, ушедшего в отставку по состоянию здоровья, сменил на посту директора Василий Александрович Кракау. Тот же В.А. Латышев отмечает. 21
что в своей деятельности он руководствовался следующим положением: "Ученикам следует давать как можно больше свободы. Необходимо давать исход естественной живости ребенка: нормальный, не искалеченный условиями воспитания ребенок - всегда живой. Мальчик, сдерживаемый требованиями излишней внешней дисциплины, уходит в себя, делаясь скрытным, часто апатичным, или ищет исхода своей живости, вопреки воспитателю, за спиной его, становится сердитым и грубым".
Продолжая развивать воспитательную систему гимназии, В. А. Кракау вводит уроки музыки, танцев, фехтования. Была организована столярная мастерская. Регулярными стали литературные вечера в день рождения Кракау 7 декабря. Особое внимание было уделено развитию метода преподавания, с целью сделать его более творческим, самодеятельным и носящим прикладной характер.
В 1900 году В.А. Кракау на одном из заседаний педагогического совета выступил с обстоятельным докладом, в котором проанализировал состояние преподавания в школах того времени и разработал основные предложения по его совершенствованию. С его точки зрения, школа должна была обеспечить, чтобы за годы учения воспитанник:
• усвоил полностью программный курс каждого предмета;
• развил свои мыслительные способности: память, логическое рассуждение, способность владеть и перерабатывать учебный материал;
• получил умственные интересы к вопросам жизни, науки, литературы, сознательно и живо относился к экономической и социальной жизни;
• расширил бы дома свой кругозор и свои познания внеклассным чтением книг;
• занимался бы музыкой и другими искусствами. ручным трудом, ремеслами;
• выработал способность к труду,
• выработал характер.
Чтобы обеспечить выполнение этих позиций, ученик прежде всего не должен быть перегружен занятиями. Поэтому домашние задания в начальныхклассах были от-
22
менены, для старших классов были выработаны основные принципы организации учебного процесса:
• центр тяжести учебной работы перенести на классное время, а не на домашнюю работу, которая может служить повторением и освоением пройденного в классе;
• необходимо задавать только то, что разобрано в классе, разъяснено и выучено в классе же;
• классная работа должна захватывать весь класс, а не отдельных учеников;
• классная работа должна вестись строго систематически и методически - учитель должен в точности знать, на что он обратит внимание при опросе, что пройдет и задаст;
• проходить новое, лишь убедившись, что пройденный раздел выучен и усвоен;
• учитель должен всегда считаться с уровнем класса, видоизменяя свои требования сообразно классу, даже расширяя или сокращая программу, предъявляя более или менее строгие требования к способностям учеников.
Данные принципы свидетельствовали о том, что гуманистический подход в гимназии не только провозглашался, но и реализовывался на практике.
Оценки выставлялись ученику только за четверти, и то лишь для того, чтобы выдать ему итоговые документы или документы для перехода в другую школу. Взамен текущих отметок применялись характеристики, в которых по специально разработанной форме отмечался личностный рост воспитанника.
Последним директором школы стал ее бывший выпускник Александр Лаврентьевич Липовский, избранный на этот пост тайным голосованием педсовета в сентябре 1906 года. Свое педагогическое кредо он изложил в напутственной речи на выпускном акте 29 октября 1908 года.
"Воспитывая вас, мы прежде всего стремились сообразоваться с вашей природой. Мы признавали ваше право на настоящее, на ваше детство и юность, которые вы должны были пережить именно как детство и
23
юность, независимо от того, чем вы будете впоследствии... В обучении вашем мы прежде всего имели в виду развитие вашей личности, а не какие-либо посторонние цели. Человек не как средство, а как самоцель. Не идеал гражданина, прежде всего, не профессиональный работник и т.п. специальные задачи преследовали мы, а выработку в вас широкого и глубокого понимания жизни. Вспомните, сколько говорилось о красоте человеческих переживаний и ощущений, о правде истины и познания, о правде справедливых общественных отношений... И теперь, когда вы ушли из-под нашего влияния, а школы, в которые вы поступили, не ставят задач воспитания, вспоминайте наши слова; воспитание ваше не закончено, продолжайте воспитывать сами себя в духе той человечности, зерна которой старались взрастить мы... Никто не может, кроме вас самих, определить смысл вашей жизни. Будьте же людьми, и радость вашей жизни будет радостью для нас, свидетелей невозвратной поры вашего детства и юности!"