Однако личный состав милиции в 60-е гг. еще не в полной мере отвечал этим высоким требованиям жизни. В 1966 году лишь 12,6% начальствующего состава имело высшее образование, юристов же высшей квалификации было всего 9%. Со средним юридическим образованием работало 18,5% лиц начальствующего состава. Среди рядового и сержантского состава только 11,7% сотрудников имели среднее образование.
Серьезная нехватка квалифицированных специалистов — работников с высшим и средним специальным образованием ощущалась в ведущих службах: уголовном розыске, аппаратах БХСС, следствия, Госавтоинспекции, службе участковых инспекторов. Наблюдалась большая текучесть кадров, молодые специалисты плохо закреплялись на новой для них работе. Все это отрицательно сказывалось на результатах оперативно-служебной деятельности по профилактике и раскрытию преступлений. Стремление некоторых руководителей поскорее заполнить вакантные должности приводило к тому, что на службу в милицию попадали случайные люди, недостаточно подготовленные в профессиональном отношении. Стабильное ядро кадров укреплялось слабо, мастерство и квалификация личного состава улучшались медленно.
Особое внимание уделялось улучшению качественного состава руководителей районных и городских подразделений. В 1967 году на должности начальников горрайорганов милиции было выдвинуто 355 сотрудников, имеющих высшее образование и опыт партийной и комсомольской работы. Увеличилось число специалистов с высшим и средним образованием в уголовном розыске, БХСС и других ведущих службах, а также лиц со средним образованием среди рядовых и сержантов милиции. Однако эти меры до конца не решали проблему. Все более очевидной становилась необходимость качественно нового подхода к комплектованию личного состава милиции, его воспитанию и обучению.
Пути практической реализации этих задач были определены в постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 19 ноября
1968 г. о мерах по дальнейшему укреплению советской милиции. Центральный Комитет партии и Советское правительство потребовали дальнейшего укрепления связи органов милиции с народом, расширения контактов с общественными организациями и трудовыми коллективами. Они обязали органы милиции шире опираться на помощь трудящихся в решении задач предупреждения правонарушений и борьбы с преступностью.
В этих целях ЦК КПСС и Совет Министров СССР в 1969 году приняли решение отобрать и направить на службу в органы милиции 20 тыс. коммунистов и комсомольцев. Был введен принципиально новый порядок комплектования органов милиции путем направления на службу охраны общественного порядка лучших представителей трудовых коллективов с предварительным обсуждением кандидатов на собраниях партийных, профсоюзных организаций. Для поддержания и дальнейшего укрепления связей посланцев трудящихся с рекомендовавшими их, повышения ответственности партийных, профсоюзных и комсомольских организаций за своих выдвиженцев, а молодых сотрудников перед их бывшими товарищами по работе, вводились периодические отчеты работников милиции в коллективах.
За пять лет, минувших после установленного в 1968 году порядка комплектования личного состава милиции, на должности старшего, среднего, младшего начальствующего и рядового состава было отобрано большое число новых работников, в основном коммунистов и комсомольцев. В результате качественный состав кадров этих служб несколько укрепился. В 1972 году число работников уголовного розыска с высшим образованием составляло уже 17%, а со средним специальным — 43%. В аппарате БХСС число сотрудников с высшим образованием увеличилось до 26%.
Особое внимание следовало обратить на расстановку кадров. От того, как используются люди, от их способностей, служебной квалификации и политической зрелости в решающей степени зависит успех любого дела. Однако в милиции долгое время этот принцип последовательно не проводился. Поэтому имели место сменяемость кадров, частые, порой неоправданные переводы руководителей с одного поста на другой, стихийное перемещение сотрудников из одной службы в другую. В результате некоторые важные, напряженные в оперативном отношении направления оказывались недостаточно прикрытыми. Отдельные службы плохо обеспечивались необходимым количеством специалистов. Ноябрьское (1968г.) постановление партии и правительства качественно изменило подход к вопросу расстановки кадров милиции. Лучшие работники стали использоваться в зависимости от складывавшейся обстановки на наиболее ответственных участках.
Творческий, научно обоснованный подбор сотрудников, их правильная расстановка в соответствии с решаемыми той или иной милицейской службой задачами — лишь первая стадия работы с кадрами. Не менее важно организовать систематическое, целенаправленное обучение сотрудников, их подготовку и переподготовку.
Сложившаяся в начале 50-х гг. система первоначальной подготовки личного состава милиции представляла собой сеть небольших учебных пунктов. Сроки первоначального обучения, как правило, не превышали 1—2 месяцев. Рассчитанное на лиц, подготовленных в объеме 7—8 классов общеобразовательной школы, обучение представляло собой своеобразный техминимум, направленный на привитие общих навыков несения службы, составления служебных документов, пресечения правонарушений, применения оружия и приемов самбо. Основы советского законодательства преподавались в самом общем виде. Мало проводилось практических занятий, а основным методом обучения был классный урок.
В мае 1969 года был взят курс на строительство крупных учебных центров и коренную реконструкцию имеющихся пунктов обучения. Создаются межреспубликанские и межобластные школы подготовки младщего и среднего начсостава на 300—350 учебных мест. В отличие от старых учебных пунктов эти школы имели просторные помещения и необходимое оборудование, хорошие общежития и спортивные залы, физкультурные площадки, гаражи для автотранспорта, тиры, плацы для проведения строевых занятий.
В системе первоначальной подготовки устанавливались минимальные 2-3 месячные сроки обучения (в зависимости от должностных категорий). Повсеместно создавались филиалы школ и учебных пунктов при крупных горрайорганах внутренних дел, летние палаточные лагеря. Были разработаны программы первоначальной подготовки милиционеров, участковых инспекторов, инспекторов дорожного надзора и ГАИ, младших инспекторов по обслуживанию техники и связи. По основным циклам юридических и специальных дисциплин были изданы учебные, учебно-методические пособия, альбомы схем, плакаты.
В системе МВД появились десятки учебных подразделений, в которых одновременно могли обучаться несколько тысяч сотрудников, вновь принятых на работу в органы внутренних дел. В результате впервые была полностью была решена задача обучения новичков.
Проблема увеличения выпуска специалистов со средним специальным образованием решалась в двух направлениях: путем организации новых учебных заведений и путем расширения действующих школ и училищ и улучшения их материально-технического оснащения.
По сравнению с 1966 годом число средних учебных заведений в системе МВД увеличилось более чем в 2 раза.
Серьезные изменения произошли и в организации подготовки кадров высшей квалификации. Она шла по линии дальнейшего углубления специализации, что позволило качественно организовать работу курсов и факультетов повышения квалификации при высших школах.
По мере развития учебной базы высшего образования в системе МВД СССР происходило наращивание творческого потенциала профессорско-преподавательского состава. К началу десятой пятилетки в высших учебных заведениях МВД работало свыше 100 профессоров и докторов наук, более 1000 доцентов и кандидатов наук. Однако система высших учебных заведений МВД СССР не могла еще полностью обеспечить потребности органов внутренних дел в специалистах высшей квалификации. Поэтому по инициативе Министерства внутренних дел СССР была проведена большая работа по следственно-криминалистической специализации студентов в юридических институтах и на юридических факультетах госуниверситетов. Ежегодно по планам междуведомственного распределения органы внутренних дел получают немало специалистов, которые направляются в самые различные службы и подразделения.
По мере укомплектования органов внутренних дел специалистами со средним и высшим образованием все острее выдвигалась проблема подготовки и переподготовки руководящих управленческих кадров высшей квалификации. Существовавшая система курсов при высших школах в полной мере не решала этой проблемы, и в 1973 году была создана Академия МВД СССР — высшее учебное заведение нового типа. В Московском филиале юридического заочного обучения (МФЮЗО) при Академии МВД СССР немало практических работников органов внутренних дел получает высшее юридическое образование без отрыва от исполнения служебных обязанностей.
Для подготовки научно-педагогических кадров в Академии создана адъюнктура.
Поставленные XXI и XXII съездами партии задачи по усилению борьбы с преступностью, укреплению социалистического общественного порядка могли решаться при условии совершенствования партийно-политической работы в органах внутренних дел, прежде всего в милиции.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС от 25 августа 1965г. в милиции были созданы аппараты политико-воспитательной работы. Восстановление полит - аппарата положительно сказалось на повышении организованности службы милиции, послужило делу укрепления дисциплины.
В районных, городских отделах, других подразделениях, насчитывающих свыше 50 сотрудников, вводились должности заместителей начальников по политико-воспитательной работе, а в МВД союзных и автономных республик, краевых, областных, городских управлениях и дорожных отделах — группы инструкторов. В ноябре 1968 года в этих звеньях аппарата органов внутренних дел вместо групп были созданы отделы по политико-воспитательной работе.