[...] В литературе, посвященной НЭ, часто встречается информация о неком широком политическом заговоре ньюэйджеров для захвата власти в мировом масштабе... Неизвестно, насколько эти слухи истинны, но несомненно то, что движение НЭ очень широко распространено во всех слоях общества и сферах жизни. Для пропаганды своих идей ньюэйджеры активно используют структуры ООН и особенно ЮНЕСКО. О степени их влияния говорит тот факт, что 1991 г. был объявлен ЮНЕСКО годом Блаватской... Ньюэйджевским оккультизмом насквозь проникнуто все экологическое движение: вспомним такие ходовые термины, как "земной организм", "Мать-Земля", "экология духа" и т.д. Бoльшая часть экологических организаций – ньюэйджеровские, и их идеология основана на этом язычестве.
В Россию сознание НЭ проникло уже давно – с учением Рерихов ("Живая этика" и "Агни-йога")... Так что наша творческая интеллигенция оказалась готовой к тому потоку идей, который хлынул в нашу страну после падения железного занавеса, и учение Рерихов сразу стало давать ядовитые ростки.
[...] Итак, круг замкнулся. Вместо прежнего неудавшегося объединения интернационалистов всех стран начался процесс всемирного объединения националистов на общей для них почве оккультного ведического знания", – пишет маститый сектовед.[221]
В декабре 1994 г. было принято беспрецендентное для XX века и для Православия как такового знаменитое определение Архиерейского собора РПЦ "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме". С принятием Собором РПЦ данного определения, как говорил классик, вместе с водой выплеснули и ребенка. В результате великолепно спланированной заинтересованными лицами акции, сманипулированной истерии через ангажированные средства массой информации, без внутрицерковного обсуждения было оглашено заявление ведущей Церкви страны, говорящее, по сути, об отказе следования с Россией в новое тысячелетие. Собором была провозглашена Анафема открытому перечню лиц и организаций, включая и будущие: "все вышеперечисленные секты и "новые религиозные движения" с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви".
Если многие из названных определением организаций-сект действительно были открыто враждебны РПЦ, то кроме них оказались отлучены от Церкви и стремящиеся к добрым взаимоотношениям, а также вообще не субъекты правоотношений, а учения. Любые лица, разделяющие учения:
"…"астрологию", теософию Блаватской, "Учение живой этики", называемое также "Агни-йога", и другие, без точного перечисления (!) "различные направления учений "Новой эры", "Эры Водолея"" оказались в одночасье отлучены от Церкви (РПЦ)[222]. Для христианина этот акт равнозначен вечной гибели, что страшнее, чем уголовное наказание от земного суда. Так вот, данная "высшая мера наказания" имеет открытый (!) перечень субъектов ответственности, т.е. загодя обвинены не имеющие конкретного названия группы и индивиды в
"…"подрыве многовековых традиций и устоев народов", в "конфликте с общественными институтами", в "объявлении войны Церкви Христовой", в "лжепророчестве", в "нарушении единого для нас духовно-нравственного идеала", в "угрозе целостности национального самосознания и культурной идентичности"".
При этом не уточняется ни конкретная сущность, ни содержание весьма разнородных названных учений, к которым эти индивиды были или, главное, будут привлечены.
Теперь ученые, проводящие научные исследования в области медицины, физики, генетики, биологии, психологии, экологии, а также философы, религиоведы, антропологи, археологи и т.д., все те, кто работает на крайних рубежах науки и вплотную подошли к исследованию доселе "непознанных" тайн природы, или те, кто так или иначе затрагивает область, связанную с догматами религии, все они оказались в интересном положении. Все эти люди вынуждены обращаться к вышеназванным ("отлученным") учениям (из которых так называемые учения "Новой эры", "Эры Водолея" вообще не содержательные названия, а условные ориентиры за отсутствием наработанной терминологии, и трактуемые весьма широко). Но ведь всем известно, что учение Христа (в церковной интерпретации) вообще не предусматривало заниматься подобными сферами знания. Теперь ученые и исследователи рискуют в любой день узнать, что они "прокляты на муки вечные" как враги рода человеческого. С точки зрения теории права (хотя мы имеем здесь дело лишь с так называемым "каноническим" или "церковным правом"), такое неограниченное принятие круга субъектов ответственности по "высшей мере наказания" не выдерживает никакой критики.
Но мы оставим богословские и правовые аспекты данного беспрецедентного определения Собора. Важным отличием данного определения от обычного анафематствования, что составило, назовем это, "первую часть определения"[223], явилось то, что Архиерейский Собор вынес другое важнейшее решение (назовем это "второй частью"): отказ Церкви учитывать реалии времени, категорический отказ от преодоления барьера между наукой и религией, а по сути, между светским обществом и Церковью[224].
Будучи нормой канонического права, принятое "прещение" должно подкреплятся соответствующим механизмом обеспечения действия принятой определением нормы. В прошлые века этим механизмом выступала "Святая инквизиция". Сегодня же у Церкви эффективно работающего механизма нет. Кроме того, течению времени сопротивляться невозможно. В результате в самой Церкви огромное количество священников откровенно и открыто нарушают вторую часть определения Собора (см., например, Кураева "Оккультизм в Православии"), а иногда и первую (особенно в отношении дружественных контактов с кришнаитами)[225]. Выразим сожаление поспешности и заведомой ошибочности определения Собора.
В борьбе Кураева и Дворкина против новых духовных и религиозных движений отмечается одна отличительная черта, оба они всеми силами стремятся отгородиться от привхождения Востока: его культуры, философии, религии, и наоборот, на всех парусах устремляются на Запад, естественно при строгом соблюдении требования для церквей не покушаться на чужие канонические территории. Здесь, ко всему прочему, попутно дает себя знать органическая ненависть Кураева и Дворкина ко всему, что связано с существованием СССР в течение семидесяти лет. Те же Рерихи, живя за рубежом во времена сталинского СССР, воздерживались от критики Родины и продолжали всему миру твердить о великой русской культуре и великом русском народе (в их письмах Родину они исключительно называли Россией). Это-то им, в частности, и не могут простить подобные Кураеву фундаменталисты. Для них все, кто не был против СССР – те враги. Соответственно, кто был против СССР – друзья. Руководствуясь подобной логикой, сегодня доходят до абсурда, а правильнее сказать, до глумления – требуют воздвигнуть памятник генералу Власову, перешедшему в разгар войны к гитлеровцам, а пособников эсэсовцев призывают почитать как героев.
Говоря о тех, кто находит оправдание фашизму, нацизму и разделяют их современные лики, мы обнаружили замечательное явление: все подобные апологеты и сочувствующие поддерживают антирериховскую деятельность Кураева и Дворкина, и также как Кураев одинаково ненавидят рериховцев. Познакомимся также с теми, кто сегодня консультируется по вопросам Православия у Кураева и Дворкина. Например, Владимир Давиденко[226], депутат Госдумы от фракции ЛДПР (на ноябрь 1999 г. второе лицо, после Баркашова[227] в избирательном списке движения "Спас", он же председатель данного движения "Спас"), доктор медицинских наук, заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья. Им подписано предисловие под весьма характерным и созвучным пафосу антирериховцев названием "Образ врага" к книге Юрия Воробьевского "Стук в Золотые врата". Сама книга, написанная Юрием Воробьевским, посвящена поиску исторических корней и проявлений в настоящем мирового зла, и вообще, казалось бы, не касается непосредственно учения "Живой Этики". Однако, половина предисловия к книге включает, в отличии от содержания самой книги, залихватское охаивание Рерихов (иным словом бездоказательную тенденциозность трудно назвать). Далее мы увидим неслучайность созвучия на одной теме столь казалось бы далеких друг от друга персоналий, как Кураев и Воробьевский.
Познакомимся с некоторыми фактами.
Воробьевский в своей на первый взгляд антифашистской и антиоккультистской книге обильно ссылается на Ю.Головина, называя его "культурологом" (с.154) и на А.Дугина, как на своего товарища по архивным изысканиям.
Согласно аналитическим материалам политических центров, Александр Дугин[228] в прошлом – главный соратник Эдуарда Лимонова по деятельности в Национал-большевистской партии (НБА), равно как и в деле создания идеологической платформы современного анархизма. Дугин был участником кружка писателя Юрия Мамлеева[229], а после эмиграции Ю.Мамлеева входил в "Черный Орден SS" Евгения Головина[230] – первого русского "нового правого", которого Дугин считает своим учителем. "Черный орден SS" составляла группа поклонников нацистской эзотерики (включая неоязычество), главой которого был "рейхсфюрер" Евгений Головин (ныне постоянный автор выпускаемого Дугиным журнала "Элементы"). Как поведал в своей книге Воробьевский со слов, как он его называет, "конспиролога Дугина":