И.Р.Шафаревич, член-корр. АН, в статье, впервые опубликованной в августе 1990 г., отмечал непропорциональное влияние эмигрантов на вещающих по-русски западных радиостанциях, выплескивающих всё чувство своей неудовлетворенности жизнью на оценку страны, народа, его истории. "Но есть одна особенная радиостанция, – пишет Шафаревич именно о том времени, когда на "Свободе" работал Дворкин, – деятельность которой полностью направляется эмигрантами – она носит многообещающее название "Свобода". В начале передач сообщается, что радиостанция финансируется Конгрессом США... Но не в ее утрированной проамериканской ориентированности главная особенность станции "Свобода""[283]. Далее Шафаревич приводит характеристику деятельности "Свободы", благодаря которой мы можем вполне ясно понять как прошлую, так и сегодняшнюю деятельность гражданина США Дворкина, сражающегося вместе с Кураевым за свободу РПЦ и России от новых религиозных сект и духовных движений:
"Передачи ее предельно политизированы (вне сравнения с другими западными радиостанциями). Я много ее слушал, записывал наиболее поразившие высказывания и у меня сложилось убеждение, что главное содержание передач – подборка фактов, внедрение настроений, так или иначе способствующих развалу, распаду страны. Как сверхмощный усилитель такая радиостанция превращает единичный факт в грандиозное массовое явление... "Масло вывозят из Сибири, не отдадим наше масло!"... Не удивительно, что дух агрессивного сепаратизма, разжигания противо-русских страстей клубится над передачами. Так, в передаче о митинге в Киеве, посвященном памяти жертв сталинизма (5 марта 1989 г.)... утверждалось, что одна из сил, "запустивших машину террора" – "это эгоистическая национальная сила русского великодержавного шовинизма". В другой передаче П.Вайль излагает такую точку зрения: голод 32-го – 33-го годов был "актом геноцида против украинского народа" (Как объяснить тогда голод тех же лет в Поволжье?)... В.Белоцерковский (о предостережениях Прибалтики от резких шагов) иронизирует – ...главное, чтобы империя стояла, а там хоть трава не расти. Так получается".
<...> Много есть темных сторон в нашей жизни, – продолжает Шафаревич, – Но если составить себе представление о ней по передачам "Свободы", то окажется, что в ней вообще нет ничего другого. Возникает фантастический образ народа, живущего жизнью без единого светлого проблеска: в условиях бесправия, угнетения, нищеты, недоедания, дикости, озлобления, жестокости. Не понятно только, почему все жители этой страны не удавились?.. Официальная позиция редакции "Свободы" – что они идейные противники коммунистического однопартийного режима в нашей стране. Но в накале их чувств проглядывает ненависть, как говорил Достоевский, "натуральная, физическая" – "за климат, за поля, за леса..." Это подтверждается и тем, что есть объект их неприязни, который не встречает снисхождения совершенно независимо от общественного строя: ни до, ни после 1917 года – русский народ, Россия. Мы видели, например, как вину за террор, коллективизацию, голод стремятся переложить на русских. Под суд попадает даже вся русская культура. В серии передач "Русская идея" лектор-философ ставит вопрос смело, глобально: "Можно ли считать русскую культуру высокоразвитой, если она насквозь литературоцентрична?" Конечно, ответ – отрицательный. Эта культура "ориентирует жизнь на литературный миф". "Что проповедовали славянофилы, а за ними и классики русской литературы? антиисторизм... нелюбовь к политике, к формально-легалистическим определениям общественной жизни... пренебрежение к отдельной личности, вырванной из контекста вот этой хоровой жизни – отрицание за личностью самого права искать истину... Но автор идет и дальше вглубь, литература для него лишь проявление сознания народа: "русское сознание в принципе (!) идеалистично и утопично"... Такая работа имела бы смысл лишь по отношению к вражеской стране во время войны или хотя бы в преддверии войны. Это и есть война, которую некоторый слой 3-й эмиграции ведет против нашей страны мощными современными средствами воздействия на массовое сознание. Уже не раз на это странное явление обращали внимание. В письме нескольких авторов из СССР, опубликованном в парижской газете "Русская мысль", говорится о тенденциях в программах радиостанции "Свобода", которые "объективно способствуют разжиганию национальной розни..."
Шафаревич обращает внимание, что "Война, которую ведет радиостанция "Свобода", может быть неверно понята как война американского народа. В этом не заинтересованы ни советский, ни американский народ, на деньги которого вся эта деятельность осуществляется". Шафаревич (август 1990 г.) видит причины столь своеобразной деятельности радио "Свобода": "Из рассмотренных примеров случай радиостанции "Свобода" – самый понятный, здесь механизм функционирования ясно виден. Это вещание возникло от приложения двух сил: дитя, зачатое Конгрессом США в лоне 3-ей волны эмиграции. Финансовые возможности США соединились с бурными эмоциями той части "Малого народа" нашей страны, которая оказалась в эмиграции – а таким образом получила и работу. "Свобода" вещала и до 3-ей эмиграции, но характер ее передач был иной. Новые эмигранты, принятые на работу сначала в небольшом количестве, повели атаку на старых сотрудников. Пошли в ход обвинения в "фашизме", "антисемитизме", по последнему пункту были даже возбуждены дела в суде. Дела в суде не выиграли, но провести "чистку" редакции удалось. С тех пор передачи приняли строго идеологизированный характер, о котором можно судить по приведенным выше отрывкам. Слушая их, я задумывался – что же это за радиостанция? Есть "Немецкая волна", "Голос Америки", "Голос Израиля" – а это чей голос? И вдруг понял, что ответ очевиден – это "Голос Малого народа", нашего "Малого народа", но вещающий из Мюнхена... Иногда об исходе выборов раньше можно узнать из передачи "Свобода", чем из нашей прессы". (С.270-282)
Шафаревич вводит категорию "Малый Народ", отмечая, что: "Очевидно, еврейские национальные чувства являются одной из основных сил, движущих сейчас "Малый Народ". Так, может быть, мы имеем дело с чисто национальным течением? Кажется, что это не так – дело обстоит сложнее... Такая психология не связана непосредственно ни с какой социальной или национальной группой. Однако "Малый Народ" "воплощается": использует определенную группу или слой, в данный момент имеющий тенденцию к духовной самоизоляции, противопоставлению себя "Большому Народу"". Необходимо подчеркнуть, что мы не вполне разделяем доктрину Шафаревича, выводящего движущие силы истории из отдельных народностей, а также на противопоставление "масонского" "вольтеровского" освобождения от старого (по Шафаревичу это признак "Малого Народа", что по его мнению – плохо) религиозным и монархическим чувствам (что присуще "Большому Народу", и что автоматически – хорошо). Гораздо ближе к истине, на наш взгляд, слова Э.Эфрона и Б.Гершензона, цитируемые Шафаревичем об "удивительном объекте – западных средствах массовой информации": "Можно ли говорить здесь о заговоре? Оба дают на него отрицательный ответ. Гершензон называет это "заразой", "эпидемией" или "политическим и философским джентельменским соглашением". Он пишет: "Инстинкты не приводят к заговору, а именно инстинкт создал этот либеральный уклон". Эфрон говорит, что обвинение в "политическом заговоре" не удивительно, но, тем не менее – не верно. "Не существует заговора в студиях телевидения. То, что мы видим – стремление к власти""[284].
Вот это "стремление к власти" и является, на наш взгляд, ключом к пониманию слаженной деятельности совершенно различных и разрозненных сил, видящих будущее через концепцию "элит", которым уготовано наслаждение мира сего (будь то "народ избранный", "золотой миллиард", "нордическая раса" и т.д.).
Концепция "Малого Народа" интересна как некая абстракция и бывает иногда полезна для объяснения группы социальных феноменов, когда поведение казалось бы разных людей или противоположных партий порождают следствия, в которых был бы заинтересован этот "Малый Народ". Вместе с тем, искусственность данной концепции в приложении ко всем событиям мировой истории (или ее последнего тысячелетия) очевидна. В политический альянс с "Малым народом" могут входить какие угодно силы, да так, что невозможно совершенно установить, кто первый был зачинщиком. Значит, дело не только в "Малом народе". Дворкин, о котором мы в данной главе ведем речь, например, выделяется прежде всего не причастностью к "Малому народу", а своим проамериканизмом, западничеством, русофобией, антипатриотизмом (в том числе – "долой СССР"), а также умышленным искажением действительности. Списать источник зла в деятельности Дворкина лишь на его причастность к "Малому Народу" означает за тремя соснами не увидеть леса.
Итак, вернемся к биографии нашего дважды-эмигранта – господина Дворкина. Очевидно, что в столь исторически судьбоносное время, при той роли, какую сыграли "западные голоса" в "перестройке" и развале СССР, случайных лиц на руководящие должности радиостанций не назначали. Итак, 31 декабря 1991 г., сразу после падения ГКЧП, а вместе с ним и правления Горбачева, разгона КПСС и т.п., Дворкин вылетел из Мюнхена и приземлился в Москве. Судя по всему, его приезд был в Москве заранее согласован (интересно узнать с кем?), потому что уже в марте 1992 г. он поступил на работу в Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, а с 1993 года возглавил Информационно-консультативный центр священномученика Иринея Лионского. История полна неожиданностей. Один наш герой, Кураев, после получения диплома "научного атеиста", становится секретарем ректора Духовной семинарии, а другой, – сразу из кресла редактора отдела новостей "вражеского голоса" пересаживается в кресло Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Как говорят, Господни пути неисповедимы. Однако, само пересаживание из одного кресла в другое говорит о том, что между участием в команде профессиональных очернителей русской истории и России на радио "Свобода" и работой по очернению новых религиозных и духовных движений в России по методологии "Диалог-центра", расквартированного в Дании (вице-президентом которого является господин Дворкин), – есть нечто общее. Попробуем в этом разобраться.