Смекни!
smekni.com

Современники Москва «Беловодье» (стр. 37 из 50)

Сам Центр Дворкина, очевидно, сыграл не последнюю роль в подготовке общественного мнения, проведении различного рода заседаний и конференций, завершившихся в декабре 1994 г. принятием беспрецедентного для XX века (и для Православия как такового) знаменитого определения Архиерейского собора РПЦ "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме" (например, международный христианский семинар "тоталитарные секты в России" прошел с 16 по 20 мая 1994 г. в Москве и принял итоговое заявление, аналогичное последовавшему за ним декабрьскому определению Архиерейского Собора. На семинаре присутствовали представители 33 епархий РПЦ и большое количество зарубежных церквей, особенно США).

Познакомимся с мыслями Дворкина, пособиями которого все чаще руководствуются государственные органы при выдаче духовным организациям разрешений на публичную деятельность, при регистрации религиозных и общественных организаций и пр. Уважаемый заокеанский господин выступил на съезде епархиальных миссионеров русской православной церкви. В отличии от его политически осторожной риторики, предназначенной обычно для широкой общественности, здесь он был более откровенен, благо текст выступления публиковался в не столь широко читаемом Миссионерском обозрении. Само выступление гражданина США в чем-то напоминало жесткую линию эмиссаров МВФ и иных "дружественных" организаций, вволю "нарулившихся" страной. Дворкин заявил:

"Мы можем исходить из такого определения сект: "Секта – это (религиозная) организация, находящаяся вне Церкви и активно ей противодействующая" (определение сект взято у Кураева, – авт.).

Тут следует пояснить два момента: во-первых, следуя словам свт.Феофана Затворника, мы знаем, где есть Церковь, но нам не дано знать, где ее нет[285], а во-вторых, одна и та же организация может в одном месте не быть сектой, а в другом – быть ею. Скажем, буддисты в Гималаях безусловно традиционная религия, но буддийские группировки, занимающиеся прозелитизмом на улицах российских городов, имеют вполне сектантский характер...[286]

Наконец, есть и дополнительный критерий: совместимость той или иной религиозной организации с культурной традицией страны..."

"...все секты, – продолжает Дворкин, – можно разделить на две группы, которые я условно называю "гностической" и "катарской". Первая акцентирует внимание на приобретении некоего спасительного знания, а вторая уповает на приносящую спасение активную деятельность.

Первым сектантом-гностиком был сам сатана, использовавший при разговоре с Евой типичные приемы сектанской вербовки[287]... Ключевое слово тут "знание". Это и есть характеристика "гностических" сект – они обещают знание, обладая которым можно "стать как боги"[288] и обойтись без самого Бога. К таким сектам относятся, например,... ивановцы, теософские,... и рерихианские группы и др."

""Катарские" секты также претендуют на спасение собственными силами. Они считают, что можно спастись, практикуя определенные добродетели или качества... И в этой категории первым был Люцифер, в гордыне своей посчитавший, что, обладая громадной силой, он вполне может обойтись без Бога. К этой группе относятся такие секты как... иеговисты, различные восточные учения, практикующие медитативные практики, Б.Ц. и др.

...Но в любом случае следует помнить, что обе группы восходят к сатане, и, следовательно, любая секта, вне зависимости от того, практикует она открытый сатанизм или нет, по существу, является сатанинской – не в том смысле, что ее члены открыто поклоняются злу (хотя часто бывает и такое), а в том, в котором от врага рода человеческого, который ненавидел Церковь и до начала времен, исходят всякая гордыня, лукавство, ложь и разделение", – заканчивает господин Дворкин в своем выступлении о типологии новых религиозных движений, объясняя, почему это враг и каковы его признаки.

Вот так, ни много, ни мало, а все новые религиозные движения, теософы, восточные и иные учения (может и наука, потому как о снятии с науки обвинения в сатанизме так и не слышно), даже коммерческий "Гербалайф" – все они, и те, о которых еще никто не знает, и даже те, которые только появятся в будущем, – огульно, без суда и следствия, обвинены в пособничестве врагу рода человеческого. Куда там расизму, который вынужден кропотливо копаться в генеалогии "порочных" рас для вынесения приговора о "втором сорте". Дворкину даже не нужно доказательств! А говорят, – религиоведение. Остается только на "такие" секты подыскать компромат, грязь, сочинить клевету – и предпосланное умозаключение приобретает свою наукообразную видимость. Интересно, что бы было, если в руках у Дворкиных оказалась власть? От всех "этих" сект, которые "от сатаны", по мнению Дворкина, "исходят всякая гордыня, лукавство, ложь и разделение". Нам, видимо, предоставлено самостоятельно догадаться, что раз те – от дьявола, то Кураев и Дворкин, соответственно, – "от Бога", и от них исходят смирение, прямодушие, правда, христианское миролюбие и объединение. Поэтому-то к таким и обращаются за консультациями чиновники госаппарата, но вот только зачем? Ведь по большому счету, следуя логике Дворкина, весь мир пребывает в сатане, за исключением одной РПЦ, да и то лишь потому, что она удостоилась чести прихода господ Кураева и Дворкина; они-то и следят зорко, как бы враг не проник за ограду Церкви (см. Кураева "Оккультизм в православии").
Можно ли допустить, чтобы сатанизм (читай, всё, что вне Церкви) спокойно существовал? Если сатанизм – зло, то какой нормальный человек будет ратовать за поощрение или попустительство злу?

Дворкин продолжает в духе исключительности избранных:

"Даже многие из тех, кто называет себя православными, на самом деле исповедуют мешанину из часто взаимоисключающих восточных концепций, астрологии, язычества, магизма, сдобряя все это примитивным обрядоверием. Стереотип "многих равноправных путей, каждый из которых ведет к храму", прочно укоренился в массовом сознании, и было бы наивным полагать, что в обозримом будущем удастся его преодолеть... Таким образом, при возрождении православной миссии, задача которой открыть людям истину Православия и показать, что она живет в Церкви[289], следует активно использовать уже имеющийся у них культурный запас (т.е. наличие в культуре христианства), а также показывать насколько глубоко чужды им самим идеи "New Age"[290]. Также необходимо отметить, что часто сейчас встречающееся у наших "ревнителей" полное неприятие и отвержение всей светской культуры способно лишь отвратить людей от Церкви и подтолкнуть их к столь же чуждому нашей культуре сектантству[291].

<...> нужно концентрироваться на публикации разоблачительных материалов для воздействия на общественное мнение и закрепления в нем негативного образа сектантских объединений. Особое внимание следует обращать на адресность публицистики, которая должна быть обращена к нецерковным и внецерковным людям.

<...> Особое направление должно быть посвящено отрыву от сект отдельных людей, введению их в лоно Матери-Церкви и возвращению к нормальной жизни и деятельности... Противостояние собственно сектантским объединениям и их функционерам. Тут можно выделить два аспекта: разоблачительный и юридический.[292]

<...> Следует подчеркнуть, что за большинством сектанских лидеров тянется длинный шлейф из полицейских приводов и судебных разбирательств[293]. Следует добиваться права давать нашим правоохранительным органам экспертные материалы относительно этого[294].

<...> Юридический аспект состоит во влиянии на текущее законодательство и практику госуправления, с целью предотвращения сотрудничества госорганов с сектанскими обществами и ради гарантий основных прав человека (далее кандидат богословия, 15 лет пропитывавшийся свободолюбием Запада, перечисляет основные права человека, кроме одного – свободы совести и убеждений, являющихся условием и основанием всех остальных "западных" свобод – авт.)..."

На съезде Дворкин по сути озвучил генеральную линию политических действий определенных сил в РПЦ (хотя их внешний источник очевиден, в мире не нов и хорошо известен[295]. Предлагается некий религиозный "монетаризм": жесткая и бескомпромисная борьба за монопольное владение идеологически-религиозным пространством на канонической территории РПЦ. Итак, слово заокеанскому дирижеру, произнесенное, напомним, на миссионерском съезде РПЦ: