[135] Автор надеется, что читатель уже отказался от исключительно буквального восприятия написанного в «Зогаре».
[136] «…суды…» – здесь, энергии Кармы, или Воздаяния.
[137] Раби Шимон. Фрагменты из книги Зогар. М., 1994. С. 163-164.
[138] Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. Т.2. С.149.
[139] Блаватская Е.П. тайная доктрина. М., 1993. Т. II, Книга 4. С. 578-579.
[140] Законы Ману. М., 1992.
[141] Сравним антропоморфические домыслы Кураева со словами Евангелия от Иоанна: «Бога не видел никто никогда». (Ин. 1:18).
[142] Павел Николаевич Евдокимов – (1900-1970) – был назван в 1970 г. Парижской газетой «Фигаро» самым известным и крупным русским православным мыслителем после Бердяева». В 1918 г. Поступил в Киеве в Духовную академию, но спустя несколько месяцев был призван в Белую армию. В эмиграции в Сорбонне изучал философию. В 1928 году окончил Православный Богословский институт преп. Сергия. Один из его сыновей стал священником. В 1942 г. Защитил докторскую диссертацию на тему «Достоевский и проблема зла». Во время войны участвовал в Сопротивлении. В 1953 г. Он – профессор нравственного богословия в Сергиевском православном институте в Париже. В 1968 году Салоникский университет присвоил Евдокимову степень богословия honoris causa. Всего вышло 17 его книг и сборников статей, а также множество отдельных публикаций в периодике.
[143] Канон из Последования ко святому Причащению.
[144] Ср. с отношением Кураева к Франциску Ассизкому. Кураев с иронией пишет: «Вспомним Францизска Ассизского, любимого святого русской интеллигенции… на Францизска смирение находит как бы внезапными порывами… Его световое видение действительно странно… Что сказал бы преподобный Серафим Саровский о мистике Франциска, – мы не знаем. Но вот обратное свидетельство у нас есть…» – далее следует описание сна «молодой жены», которая «будучи больной, сидела в саду и читала жизнь Франциска Ассизского» и незаметно заснула, а во сне ей привиделся сам Францизск и некий старичок. Францизск уверял ее верить не «жизнеописанию Францизска», а смотреть на «истинную церковь», которая там, где этот старичок., который к счастливому завершению рассказа и оказался Серафимом Саровским. ( Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998, с.143-151). Поистине, железобетонный аргумент для противопоставления двух святых друг другу! Жаль, что мы также не знаем, какими словами подобное бесхитростное богословие Кураева отблагодарил бы глубоко чтимый нами Серафим Саровский.
[145] Ср. с яростными нападками Кураева и Дворкина, особенно последнего, на индуистские верования и в частности на кришнаитов, проповедующих религию бхакти – культ любовного почитания Господа.
[146] Павел Евдокимов. Женщина и спасение мира: о благодатных дарах мужчины и женщины. Мн., 1999. С.148-149.
[147] Павел Евдокимов. Женщина и спасение мира: о благодатных дарах Мужчины и женщины. Мн., 1999, С. 149-150.
[148] Павел Евдокимов. Женщина и спасение мира: о благодатных дарах Мужчины и женщины. Мн., 1999, С. 24.
[149] Павел Евдокимов. Женщина и спасение мира: о благодатных дарах Мужчины и женщины. Мн., 1999, С. 164.
[150] Там же. С.173-174.
[151] Цит. По кн.: Павел Евдокимов. Женщина и спасение мира: о благодатных дарах Мужчины и женщины. Мн., 1999, С. 165.
[152] Кураев А. Как делают антисемитом. Статья: Можно ли не праздновать 8 марта? М., 1998. С.133.
[153] Блаватская Е.П. Письма М., 1995. С.425.
[154] Кураев А. Наследие Христа. Что не вошло в Евангелия? М., 1997. С.3-4.
[155] Новый русский священник. Журнал "Медведь" #3/27. 1998.
[156] Новый русский священник. Журнал "Медведь" #3/27. 1998
[157] Рерих Н.К. Письма в Америку: 1923-1947. М., 1998. С.116-117.
[158] НЭ – Нью Эйдж (New Age). Так Дворкин называет новые религиозные движения, что, впрочем, лучше, чем у Кураева, для которого все одинаково – "секты".
[159] Дворкин А. Введение в сектоведение. Н.Новгород, 1998. С.452.
[160] "Рериховцы" – это не те, кто организационно связан, а те, кто разделяет духовно идеи и идеалы учения "Живая Этика", и уважительно относится к наследию семьи Рерихов; часть из этих людей можно назвать "общественным движением", т.е. это те люди, которых социологи условно объединяют в формальную группу по признаку общественной активности и сходной направленности их деятельности; самих же организаций, в той или иной мере приверженных идеям Рерихов или названию "Агни Йога", по всей стране достаточно много. Возникают они самодеятельно, сообразуясь лишь с прочитанными книгами "Живой Этики", и в большинстве существуют совершенно автономно, представляя собою, в одних случаях, культурно-просветительные общества и центры, имеющие солидный общественный вес (например, Международный Центр Рерихов), а в других случаях, "микрогруппы" типа литературно-философских клубов при библиотеках, часто о наличии друг друга ничего не подозревающих. Отнесение рериховцев к "нелегальной религиозной секте" (именно так, в единственном числе!), в то время как, например, наиболее крупная организация – МЦР включена наблюдателем (без права голосования) в ООН, а многие другие организации поддерживают тесные связи с рядом местных администраций, особенно с департаментами культуры – это же очевидный нонсенс.
[161] За исключением антропософии, и в особенности Штейнера, а также А.Бейли, – это близко к истине.
[162] Игумен Александр (Милеант). Семиглавый дракон. Индийско-оккультные учения в свете христианства.
[163] Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. Т.1, с.17.
[164] Там же. С. 324.
[165] Основы эзотерических знаний, как правило, включают курс, читаемый два года.
[166] Джив-Атма (санскр.) – Единая. В общем смысле – всеобщая жизнь; но также божественный Дух в Человеке. Принцип #2 иногда в упрощенных схемах строения человека называется "эфирным телом" или "Праной"; это "Михаил" Библии или "солнечный жизненный принцип". (Здесь и далее мы дадим краткие пояснения понятий на санскрите, не имеющих аналогов в западной культуре. Безусловно, данные разъяснения весьма условны и для адекватного представления необходимо хотя бы прочесть Упанишады и классическую Йогу). Для физического тела это то, что обуславливает его здоровье или "жизненный тонус". При смерти человека может наблюдаться в виде облачка над могилой (ср. с народным фольклором), пока не растворится в своем первоисточнике.
[167] Фохат (тибет.) – тибетский термин для обозначения предвечного света (дайвипракрити), непрестанно действующая и созидающая сила. Фохат является всемирной движущей жизненной силой, одновременно движителем и движимым. Всекосмический источник – форма энергии, преобразующейся по нисходящей от психической до электромагнитной и тепловой энергии. Это, можно сказать, связующее между Духом и Материей.
[168] Линга шарира (санскр.) – этот термин обозначает доппелгенгера, или "астральное тело" человека или животного. Это есть эйдолон греков, жизненное и прототипное тело; отражение человека из плоти. Оно рождается раньше и умирает или исчезает вместе с исчезновением последнего атома тела. Это, по Библии, "Образ человека".
[169] Акаша (санскр.) – тонкая, сверхчувственная сущность, наполняющая все пространство; изначальная субстанция, ошибочно отождествленная с Эфиром. Но она относится к Эфиру так же, как Дух к Материи, она является Всемирным Пространством, в котором неотъемлемо заключена вечная Мыслеоснова Вселенной в ее вечно изменяющихся аспектах на планах материи и объективности, и из которого излучается Первый Логос, или выраженная мысль (ср. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин. 1:1)).
[170] . Кама-Рупа (санскр.) – здесь, вместилище животных желаний и влечений, центр животного человека, где пролегает граница, отделяющая смертного человека от бессмертной сущности. Это "Самаэль" Библии, основа страстей и желаний. Метафизически это субъективная форма, порожденная ментальными и физическими желаниями и мыслями всех чувствующих существ, направленных на материальные вещи, форма, переживающая смерть их тел, но лишенная высшего ума, духа и физических чувств. Это те самые объекты вызываний спиритуалистов и медиумов. После смерти тела – постепенно исчезает и разлагается, если, привлеченная медиумом, не становится паразитом ("вурдалаком") на эмоциях и страстях людей. Это те самые злые духи (от душ умерших неправедных людей), против которых во всех народных верованиях мира предпринимают заговоры, молятся соответствующим святым и т.д.
[171] Шакти (санскр.) – в оккультизме венец астрального света. Синтез Силы и шести сил природы. Вселенская энергия.
[172] Четвертый и пятый принцип представляют собою Манас (санскр.) – буквально "ум", т.е. ментальная способность, превращающая человека в разумное и нравственное существо. Будущее состояние и кармический удел человека зависят от того, тяготеет ли Манас к Кама Рупа (четвертому принципу), вместилищу животных страстей или выше, к Буддхи (шестому принципу), Духовному Эго (Я), впитывается им и образует Эго, которое идет в блаженство Дэвакхана.