Смекни!
smekni.com

Современники Москва «Беловодье» (стр. 8 из 50)

Интересный "принципиальный вопрос" поставил на Международной церковной научной конференции, проходившей в мае 1987 г. в Москве, архиепископ (ныне митрополит) Кирилл (Гундяев) в своем докладе "Преодоление схоластических влияний в русском богословии": "как согласовать верность Преданию с постоянно изменяющейся жизнью?"[24]. Архиепископ Кирилл дал определение традиции как "динамического сочетания консерватизма в отношении вечных и неизменных истин откровения с постоянным обновлением способов и средств их раскрытия в конкретных исторических условиях"[25]. Каждая эпоха, по мнению Кирилла, имеет "свой способ богословствования".

Но любому новому, уж так устроен мир, всегда сопутствует противоположная направленность жизни – реакция. Сегодня она имеет вполне современное лицо, с успехом претворяя наставления митрополита Кирилла о "постоянном обновлении способов и средств их раскрытия в конкретных исторических условиях". Несмотря на парадоксальность сочетания фундаментализма и реакции с вполне модернистскими способами влияния на общественное сознание, сегодня это – реалии жизни. По тому же, на когo направлен основной удар реакции, можно легко определять тех, за кем будущее. Реакционеры – это великолепный ориентир или компас в мире смешения совершенства и хаоса. Точно так же, как тьма всегда отделяет свет, так и реакционеры отлично знающие лучшие силы и устремления человечества своими яростными нападками указывают на принадлежащих к Свету.

Познакомимся же с наиболее ярким и известным представителем этого нового для православной церкви направления – "новых русских" просвещенных фундаменталистов. Итак, наш герой:

"Выпускник философского факультета МГУ, кандидат богословия, профессор Московского Свято-Тихоновского богословского института, миссионер, проповедник, публицист, автор многих книг и брошюр по православной апологетике в защиту чистоты христианского вероучения от экспансии тоталитарных сект и религиозного модернизма..."[26].

Он стал деканом философского факультета Российского Православного университета,[27] помощником депутата Госдумы (от ЛДПР), Членом Экспертно-консультативного совета по вопросам свободы совести при Комитете по делам общественных организаций и религиозных объединений Госдумы[28] и пр. Он – диакон, по прошествии шести лет после окончания МГУ (за это время прошел обучение в духовной семинарии и Академии богословского института) три года был референтом Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Не менее интересно знать, что МГУ он закончил в самый канун "перестройки" с дипломом "научный атеист".

По количеству опубликованных книг, брошюр и статей, выступлений по радио и телевидению, участию в конференциях, заседаниях и т.п., то есть по интенсивности публичной жизни, стремительно начавшейся для него всего лишь пять лет назад, его имя можно без преувеличения заносить в книгу рекордов Гиннеса.

Поскольку диакон Кураев знаком с религией и как бывший "научный атеист", и как окончивший два высших учебных заведения церкви, то с его помощью мы и постараемся разобраться в непростой задаче для современного человека – как и где найти истинно-прaвую веру, или ПРАВОСЛАВИЕ.

Глава 1
Умозрение в православии

"на всех (выделено Кураевым) вас по окончании моих лекций будет наложено одно ограничение: уже зная, каковы основные принципы православия, вы не будете иметь нравственного (выделено Кураевым) права выдавать за православие что-то другое"[29].

А.Кураев

Диакон Кураев нестандартен и по-своему интересен. Скучным проповедям Закона Божьего он в духе времени противопоставил яркие образы и смелые идеи. Сам он говорит, что на его лекции любят ходить студенты. Познакомимся с некоторыми яркими мыслями современного православного священника, популяризующего христианство. Наши пояснения выделим курсивом. Слово диакону Андрею Кураеву. "Я же работаю в основном в светских университетах. Естественно, что я знаю язык моей аудитории, студенческий сленг... Но иногда степень неизбежного приспосабливания миссионера к его потенциальной пастве становится угрожающей... Почти все выдающиеся ересиархи были миссионерами... У истоков почти любой ереси стоит искреннее миссионерское усилие" (с.32-33)[30].

"Быть иным и ощущать свою инаковость и подчеркивать, культивировать ее – одна из характерных черт еврейского мироощущения (точнее, самоощущения)... " (с.35).

"Перед входом в церковь надо снимать шляпу, а не голову"[31].

"Ведь теология – это прежде всего логика. Это разум. Богословие – это модус присутствия рациональности в иррациональном мире религии... Разум ищет отчетливости, а значит, ищет различений и оттенков. Он ищет ясных определений " (с.360).

"Иерархическая дисциплина и дисциплина богословская были разработаны Церковью для того, чтобы не дать возможность шальным визионерам, пророкам и чудотворцам выкрасть у людей жемчужину Евангелия" (с.176).

"Все слова Христа вторичны, ибо Он сам есть Слово... Поэтому все споры 1-го тысячелетия – это не споры об "учении Христа", а споры о феномене Христа: "Кто пришел к нам?" Христианство – это не вера в книгу, упавшую с неба, но в Личность... Для Церкви же не столько важна подлинность пересказа слов Основателя, сколь важна Его жизнь, которую подделать невозможно"[32].

"Итак, не "учение" и не йогическую практику принес Христос людям. Он дал нам Самого Себя"[33].

(Если мы правильно поняли диакона, то Слово Христа, или произнесенная Христом Нагорная проповедь и, в целом, Благая Весть, Евангелие, с которым тридцатилетний Христос вышел на проповедь в мир, все, что Он говорил в течение трех лет ученикам и толпам народным (а как повествуют предания, – еще и в течении тридцати лет после Воскресения), в конце концов, слова Благой Вести, за которые Его и распяли – все это для Кураева "не важно", также как и "не важно" наличие самой книги – Евангелия, " упавшей, – судя по его словам, – с неба", поскольку первична и "важна Его жизнь", о которой, правда, мы и узнаем благодаря тому же слову и книге. И зачем только приходил Христос? – "пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия" – Мк.1:14; "народ дивился учению Его" – Мф.7:28. Ну, молча пришел бы, или как говорит Кураев, "дал нам Самого Себя" и ушел бы. Ведь, по Кураеву, всё, что Христос говорил – "вторично": пришел, молча всех Спас и ушел. Потом сойдет во Втором Пришествии и спасет уже окончательно. В этой связи нельзя не согласиться с нашим многоученым пропагандистом-диаконом, что, как он пишет, "почти все выдающиеся ересиархи были миссионерами". Если подобные идеи, что "все слова Христа вторичны", – не ересь, то что такое "ересь"?)

"В наших духовных школах и монастырях слишком часто говорится о том, что ереси и модернистские учения обычно исходят от чрезмерно умничающих людей, оторвавшихся от живой церковной и монашеской традиции... Но вот я, книжник... " и т.д. (с.193-194).

"Книжник" Кураев учит оптинских старцев по поводу надуманности темы "порчи":

"И уже не от своего опыта, а под давлением некоего "авторитета" человек говорит: "Да, пожалуй, раз это встречается в церковных рассказах, то в этом смысле...". Именно такая интонация все же мелькает у двух оптинских подвижников, когда они касаются темы народной веры в "порчу"" (с.257)

(Речь идет об Амвросии Оптинском и Макарии Оптинском). А затем у диакона следуют пять страниц, на которых путем логических рассуждений и анализа семантики греческих и славянских слов в переводе текстов Кураев доказывает оптинским старцам, что богословской "наукой" существование опасности "порчи" или "дурного глаза" для крещеного человека не установлено).

"Может, действительно свят описанный в этой книжке старец и богопросвященны его последние слова и переживания. Но стоило ли сегодня их публиковать? Стоило ли сеять недоумения?" (с.195).

"И Причастию найдены заменители. Вот как эта суррогатная обрядность выглядит по книге Анны Ильинской: "Старец Феодосий привез чудесную воду из Иерусалима и благословлял ее пить духовным чадам. "Это вода с Животворящего Креста, на котором Сам Спаситель был распят, – приговаривал он, – кто эту водичку пьет, в ад не годится". Итак, не литургический Хлеб Жизни спасает человека, а водичка старца Феодосия. Более того, – не любовь Божия, не литургия, а кусочек коры мамврийского дуба оказывается хранителем Вселенной... Опора эта находится только в Минеральных Водах..." (с.269-270), – иронизирует диакон.