Манихейским Избранным запрещалось иметь личное имущество, однако это ограничение не распространялось на общину в целом; многие манихейские общины накаливали значительные богатства, занимаясь ростовщичеством.
О нравах, царивших внутри манихейской общины, мы имеем противоречивые сведения. Выше мы попытались изложить заповеди манихейского канона, касающихся устройства общины. Сюда же следует добавить, что манихейские "10 заповедей", обязательные для Слушающих, мало чем отличаются от христианских, то есть вполне социальны. Что же дает повод некоторым исследователям, называть манихейство "антисистемой", разрушающей то общество, в котором она процветает[10]? Эти обвинения явственно восходят к критике манихеев у христианских писателей. Например, Блаженный Августин, который девять лет был Слушающим в манихейской общине, описывает реалии, весьма далеко отстоящие от канонических, зато вполне соответствующие человеческой природе.
В трактате "О манихейской морали" он пишет: "Вы [манихеи], вслед за своим апостолом порицающие брак, не запрещаете однако половые отношения, хотя освященный брак должен быть неукоснительным условием для таковых"[11]; в другой работе – "О ересях" – Августин упоминает странный и отвратительный ритуал манихейского "крещения", во время которого вступающих в ряды Избранных якобы "крестили" семенем их собратьев по вере. Он, правда, тут же сознается, что не был очевидцем такого ритуала и вообще никогда не присутствовал на тайных собраниях Избранных.
Однако само наличие таких "тайных" собраний уже, как нам кажется, отходит от манихейского канона, в котором описываются молитвы, посты, принесения даров Избранным, совместные трапезы и совместное нахождение в храме Избранных и Слушающих, но ничего не сказано о тайных собраниях только для Избранных.
Как указывалось выше, обширная география распространения этой религии вряд ли могла способствовать ее консолидации, а полуподпольный характер существования – строгому контролю над соблюдением всех принципов.
Мы допускаем, что среди последователей манихейства могли быть и те, кто хотел "ускорить" высвобождение частиц света из презренной материи путем откровенных антисоциальных практик: ведь если материальный мир – зло, то все, что способствует его разрушению (убийство, насилие, разврат и проч.) – есть добро, а все, что привязывает душу человека к материальному миру (дружба, сострадание, любовь, красота) – есть зло, порождение тьмы.
Так или иначе, и каноническое, и радикальное манихейство имели одну цель – разрушение материального мира, и, как таковые, не могли служить основой ни общества, ни государства.
В связи с этим можно предположить, что для религиозности данного типа более важной чертой, чем дуализм, является представление о вселенском характере подлинного учения, которое проходит через скрытую и явленную стадии.
Именно это делало манихейство столь «живучим» движением, которое могло вписываться в разные культурные контексты, в том числе даже в китайский. С другой стороны, эта же черта определяла его место в религиозно-культурном горизонте: манихейство – за исключением котороткого периода «романа» Мани с шахами Шапуром и Ормиздом, а также «уйгурского эпизода» – было обречено на роль маргинального явления.
Итак, мы можем сделать вывод, что манихейская ересь, подобно гностицизму, представляла собой смесь элементов христианства с началами религии Зороастра. По учению Мани, давшего начало этой ереси, борьба в мире начал духа и материи, добра и зла, света и тьмы составила историю неба и земли, в которой проявилась деятельность: животворного Духа, бесстрастного Иисуса и страждущего Иисуса – "Душа мира." Иисус бесстрастный, сойдя на землю, принял только вид человека (докетизм), учил людей и обетовал пришествие Утешителя. Обещанный Утешитель явился в лице Мани, очистил извращенное людьми учение Иисуса и открыл Царство Божие. Мани проповедовал строгий аскетизм. Обвиненный в искажении религии Зороастра, Мани был убит в Персии. Ересь эта распространялась преимущественно в Западной половине Римской империи и была особенно сильна в IV и V веках.
Ересь манихейства оценивает воплощение как греховное или чреватое грехом. Это восприятие происходит от кабалистической традиции, коренящейся в более древних восточных учениях, согласно которым творение мира было грехопадением божества (угасание божественного света до плотской тьмы).
Манихейская секта, подобно масонству, представляла тайное общество, но всего лишь с тремя степенями посвящения: верующих, избранных, и совершенных. Насколько был труден доступ к двум высшим степеням, видно из того, что блаженный Августин, который до обращения своего в христианство, принадлежал к секте Манихеев, пробыв среди них девять лет, не пошел дальше первой степени верующих. По свидетельству блаженного Августина, от посвящаемых требовалось, прежде всего, строжайшее соблюдение тайны: «Jura, реrjura, secretum рrоdеrе nole (клянись, нарушай присягу, но не выдавай тайны. Блаженный Августин свидетельствует о жестокосердии Манихеев ко всем, не принадлежавшим к их секте: «Никому, если он не Манихей, не подавай хлеба и воды»[12]. О социалистических и анархических идеях Манихев, перешедших от них по наследству в позднейшие тайные общества, св. Августин говорит следующим образом: «Мagistratus civiles et politicos danmadant. ut juae a Deo malo conditae et constitutae sunt» (власти гражданские и политические проклинали, как учрежденные «злым Богом», и далее: «Nec domos, nес agros, nес ресumіаn ullam possidendum» (не должно быть собственником ни домов, ни земель, ни денег).
Мы видим, что Манихеи искусно соединили в своем учении все идеи, поныне служащие к разрушению христианской религии, государства, семейных и общественных установлений. Единому Богу – Творцу мира они противопоставили двойственное божество с его божественными силами или истечениями, состоявшее из света и мрака, добра и зла, духа и материи – персидский дуализм и иудейская Каббала. Они обоготворили творение Единого Бога – грешного человека, бессловесное животное, бездушный камень, словом, всю природу, производя ее от смешения двух якобы противоположных, но равно божественных начал – пантеизм.
Признав материю «богом», хотя и злым, во что обратили они дух, т.е. своего «доброго бога»?.. Они поместили его в солнце, как в источник света. Но солнце для нас является источником света не духовного, а материального. Не есть ли поэтому их дух или «добрый бог» та же материя, но лишь менее грубая, невидимая для глаз и неосязаемая?
Наконец, рядом с обожествлением материи, Манихеи, подобно гностикам, для привлечения христиан, использовали и идею о божественности Христа, дерзновенно и чудовищно исказив ее. Так, по их учению, Господь Иисус Христос дает жизнь материи и становится Душою Мира, созданного диаволом, – и в то же время кощунственно отожествляется со Змеем-искусителем, научившим первого человека вкусить от древа знания[13]. Вместе с безбожием, облеченным в туманные и мистические формы, социалистическая и анархическая идеи составляли, как мы видели, основание учения Манихеев. Манихейская ересь, от влияния которой тщетно пытались защитить свои народы персидские монархи и римские императоры, которая ревностно обличалась отцами Церкви, пережила благополучно все грандиозные политические потрясения и перевороты начала Средних веков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – 2001. – 210 с.
2. Бутми Н. Л. Каббала, ереси и тайные общества. – Спб.: 2004.
3. Виденгрен Гео Мани и манихейство // Пер. с нем. Иванова С. В. – СПб.: Издательская группа "Евразия", 2001. – 256 с.
4. История христианской Церкви // Под ред Е. Смирнова. – М.: 2001.
5. Кафаров 1877/2001 – Палладий (Кафаров), архимандрит. Старинные следы христианства в Китае по китайским источникам. СПб, 1877 (переизд.: Китайский благовестник. – 2001. – №1.
6. Кефалайа (Главы). Коптский манихейский трактат. Пер. с коптского, исследование, комментарий, глоссарий и указатель // Под ред. Е.Б. Смагиной. – М.: 2000.
7. Лиго С. Манихейтво и зороастрийская инквизиция – история трагедии // Мировые религии. – 2005. – № 4.
8. Мелетинский Е. Мани // Мифы народов мира. – 2003. – № 3.
9. Рубель В.А.. История Средневекового Востока. Курс лекций. – Киев: 2005.
10. Смагина Е.Б. Манихейство // Религии Древнего Востока. – М., 1999.
11. Христианство. Энциклопедический словарь. Т.Т. 1-3. – М., 1993 – 1995.
12. Chao Huashan. New evidence of Manichaeism in Asia: A description of some recently discovered Manichaean temples in Turfan in Monumenta Swrica, 1996, No. 44.
13. Lieu S.N.C. Manichaeism in the later Roman Empire and Medieval China. A historical survey. – Manchester, 1995.
14. See Zhuang Weiji Quanzhou Monijiao Chutan (tentative studies on Manichaeism at Quanzhou) in Shijie Zongjiao Yanjiu (Journal of Studies on world Religion), Beijing, 1993, No. 3.
[1] Виденгрен Гео Мани и манихейство // Пер. с нем. Иванова С. В. – СПб.: Издательская группа "Евразия", 2001. – 256 с.
[2] Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – 2001. – 210 с.
[3] Мелетинский Е. Мани // Мифы народов мира. – 2003. – № 3.
[4] Кефалайя (Главы). Коптский манихейский трактат. Пер. с коптского, исследование, комментарий, глоссарий и указатель // Под ред. Е.Б. Смагиной. – М.: 2000.
[5] Кафаров 1877/2001 – Палладий (Кафаров), архимандрит. Старинные следы христианства в Китае по китайским источникам. СПб, 1877 (переизд.: Китайский благовестник. – 2001. – №1.
[6] Рубель В.А.. История Средневекового Востока. Курс лекций. – Киев: 2005.
[7] Лиго С. Манихейтво и зороастрийская инквизиция – история трагедии // Мировые религии. – 2005. – № 4.
[8] Chao Huashan. New evidence of Manichaeism in Asia: A description of some recently discovered Manichaean temples in Turfan in Monumenta Swrica, 1996, No. 44.
[9] Бутми Н. Л. Каббала, ереси и тайные общества. – Спб.: 2004.
[10] Смагина Е.Б. Манихейство // Религии Древнего Востока. – М., 1999.
[11] Lieu S.N.C. Manichaeism in the later Roman Empire and Medieval China. A historical survey. – Manchester, 1995.
[12] Lieu S.N.C. Manichaeism in the later Roman Empire and Medieval China. A historical survey. – Manchester, 1995.
[13] Христианство. Энциклопедический словарь. Т.Т. 1-3. – М., 1993 – 1995.