Международный терроризм как новое глобальное явление, возникшее в эпоху глобализации, оказывает серьезное влияние на мировую политику, мировую экономику, систему международной безопасности. Под влиянием этого нового явления идет перестройка геополитической карты мира, перераспределяются планетарные ресурсы, разрушается суверенитет и демонстрируются границы государств, изменяется система международно-правовых принципов, сложившаяся в сообществе государств после Второй мировой войны.
Феномен международного терроризма способствует усилению роли идеологии и других форм духовной деятельности в жизни общества. В условиях, когда борьба за независимость, суверенитет, территориальную целостность военными средствами становится малоэффективной или бесперспективной, акцент в борьбе переходит в духовную сферу и может перерасти в битву за веру, за цивилизацию, за право быть русским или китайцем, православным или мусульманином т.д.
Ивашов Л. Россия в геополитической системе координат [Текст] /Л.Ивашов // Наш современник. -2005. - № 4. - С.230И все же единственным новшеством, привнесенным XX веком стал выход терроризма в 30-40-е годы на более высокий межгосударственный уровень, при котором в качестве террористических организаций зачастую стали выступать целые государства, стремившиеся управлять миром через акты устрашения. «Вирус» террора все глубже проникал в жизнь, поражая политические и государственные элиты многих стран мира. «Террористическую войну на уничтожение» вела против человечества фашистская Германия. Первым и на сегодняшний день самым страшным террористическим актом «террористов защищающихся» стали атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, осуществленные по приказу Трумэна в августе 1945 года с целью превентивного устрашения СССР. В марте 1946 года Уинстон Черчилль в своей знаменитой фултонской речи заявил о возможности использования атомного оружия в качестве эффективного средства устрашения, чем окончательно превратил бомбардировки японских городов из военной операции в террористический акт.
Из наиболее откровенных проявлений межгосударственного терроризма последнего времени можно назвать осуществленные с целью «защиты от терроризма» американские бомбардировки ливийского города Триполи». В последнее время появился даже деликатный термин - «точечный удар», как бы «укольчик», самому же больному и необходимый.
В ходе чеченской войны мы стали свидетелями новой «презентации» указанных моделей политического терроризма. Мы могли видеть «террориста нападающего» - Султана Радуева, вступившего в «священную войну», которую не смогут остановить никакие компромиссы. Мы видели и «террориста защищаегося» - Шамиля Басаева, вынужденного отвечать жестокому врагу, следящего за своим имиджем в СМИ и выдвигающего такие требования к российским властям, под которыми подписался бы каждый человек: прекращение кровопролития и начало мирных переговоров.
К сожалению, под видом борьбы с терроризмом мы слишком часто обнаруживаем борьбу «хороших» террористов против «плохих». Новейшие мутации «вируса» терроризма еще труднее поддаются излечению.Баранов А. Вирус «с человеческим лицом» [Текст] / А.Баранов // Родина. - 1998. - № 2. - С.17
В качестве примера можно привести ставший известным всему миру случай, когда в 1968 году в ходе войны США во Вьетнаме американское подразделение расстреляло около 500 жителей деревенской общины Сонгми, сожгло постройки, уничтожило домашний скот и посевы. И совсем свежий пример — гибель многих мирных жителей по прямой или косвенной вине бывшего президента Югославии С.Милошевича и ряда военных руководителей этой страны во время гражданской войны, что стало предметом разбирательства Международного уголовного суда в Гааге. Вообще-то, все крупные военные конфликты, включая две мировые войны, были полны случаев террора, направленного на уничтожение гражданских объектов, так и непосредственно против мирного населения. Часто за ними стояла политика государства, что дает право говорить именно о государственном терроризме.
Кива А.В., Федоров В.А. Анатомия терроризма [Текст] /А.В.Кива, В.А.Федоров // Общественные науки и современность. - 2003. - №1. - С.130
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ
Специалисты, исследующие проблему терроризма, выделяют две возможные стратегии борьбы с терроризмом — «прогрессивную» и «консервативную»:·
«Прогрессивная» стратегия подразумевает частичные уступки требованиям террористов — выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание ценностей, поддерживаемых террористами, признание лидеров террористов равноправными партнёрами по переговорам и т. д.). В определённой степени такой позиции до недавнего времени придерживалась Россия.· «Консервативная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий.
Политика, дипломатия и война всегда были искусством обмана. Известный российский дипломат Я.А.Малик, хорошо знакомый с отцом нынешнего американского президента, знаток Японии и США, отмечал, что «средствами пропаганды можно оправдать и приукрасить любое безобразие».
2 февраля 2002 года американский сенатор Джон Маккейн после длительной «совместной с Россией антитеррористической борьбы» заявил на 38-й Мюнхенской конференции по вопросам политики в сфере безопасности следующее: «Для создания в XXI веке нового порядка, основанного на принципах свободы и демократии, необходимо решить два основных вопроса — уничтожить или силовыми методами изменить режимы, потворствующие терроризму и создающие оружие массового уничтожения (ОМУ), превратить Европу в континент безопасности и мира, который послужит своего рода маяком для всех народов, живущих в отсутствии свободы — как, например, чеченского».
Да, господин Маккейн, мы поняли ваш прозрачный намек. У нас нет сомнения в том, что мы, как и многие другие на этой планете, подлежим, согласно вашим доктринам, уничтожению, поскольку для обеспечения своей безопасности — в том числе и от ваших навязчивых «свобод» и «ценностей» - разрабатываем и будем разрабатывать все необходимое нашей стране вооружение, для того, чтобы наш народ не продуло в метро «норд-вестом» с Баренцева моря.
Дроздов А. Откуда дует Норд-Вест? [Текст] /А. Дроздов // Наш современник. – 2003 - №5. - С.264Полтора столетия борьбы с терроризмом не прошли даром. Накоплен огромный опыт, и сегодня эта работа идет гораздо эффективнее. Хотя в ней случаются и успехи, и провалы. Тридцать лет назад во время Мюнхенской олимпиады, анитеррористичексая операция , проведенная некомпетентными германскими полицейскими, привела к гибели всех девяти заложников. Дальнейшая хроника борьбы с терроризмом знает и блестящие операции (1996 год — штурм японского посольства в Перу, захваченного террористами из движения имени Тупака Амару, где в ходе штурма погиб один заложник, причем погиб от инфаркта), и откровенно неудачные акции (1985 год — операция египетского спецназа на Мальте, попытка освободить захваченный террористами самолет привела к гибели около шестидесяти пассажиров, при том, что на борту их находилось менее сотни).
Наши предки изжили людоедство, кровную месть, частную войну, работоторговлю и пиратство. Борьба за окончательное изживание терроризма — историческая задача нашего поколения. Борьба эта только разворачивается.
Демократическая Россия оказалась если не эпицентре, то в пространстве борьбы за изживание практики терроризма. На этом пути нас поджидают свои, специфические опасности — не свалиться в ксенофобии, не утратить демократические завоевания последнего десятилетия. Терроризм — испытание, выпадающее на долю свободного и демократического общества.
Победить терроризм — не значит уничтожить террористов. Победить терроризм — значит уничтожить идею терроризма, привести мир к пониманию неприемлемости этой страшной практики. Общество, разворачивающее борьбу с терроризмом под лозунгом «Око за око, зуб за зуб», проигрывает с самого начала. Нам же необходима победа.
Яковенко И. Терроризм — символ эпохи? [Текст] / И. Яковенко // Знание-сила. - 2002. - №12. - С.24Не знаю, какие молитвы читаются в православных церквях о невинно убиенных, но, мысленно обращаясь к Всевышнему, я «Господи, успокой души раб невинно убитых твоих их ниспошли им Царство Небесное».
Трагедия, разыгравшаяся на Американском континенте на глазах миллионов телезрителей одиннадцатого сентября первого года третьего тысячелетия от Рождества Христова, наверное, не оставила равнодушным большинство населения нашей планеты. Кто-то служил панихиды по жертвам террористического акта в зарубежных православных церквях или, как папа римский, целую ночь молился о невинных жертвах в Ватикане, кто-то на первых порах посчитал, что это очередной американский боевик с необычно лихо закрученным сюжетом и не придал увиденному серьезного значения, кто-то оцепенел в шоке от душераздирающих кадров, кто-то по настоящему за долгие десятилетия возрадовался, кто-то…