Поэтому сегодня необходимо иметь достаточно ясное представление о таком явлении, как биологический терроризм, под которым следует понимать уменьшенное применение отдельными лицами «террористическими группами или организациями биологических средств поражения людей, сельскохозяйственных животных и культурных растений с целью уничтожения или вывода из строя людей, нанесения больших экономических потерь стране, навязывания определённой линии поведения в решении внутренних и внешних споров. Биотерроризм в любой державе может обернуться катастрофой, ведь его последствия непредсказуемы и они не имеют территориальных границ. Биологический терроризм имеет целый ряд негативных последствий:
медицинские – массовые заболевания людей с тяжелым течением болезни и высокой степенью смертности, паника, страх, нервно-психические расстройства, инвалидность, истощение медицинских ресурсов, нарушение работы учебных учреждений;
экономические – заболевание и падёж продуктивных сельскохозяйственных животных, уничтожение урожая культурных растений, которые являются основным источником питания населения, массовый голод, рост как торгового партнёра, чрезмерные материальные и финансовые затраты на проведение противоэпидемических, карантинных и других мероприятий по ликвидации эпидемии;
политические и экономические – устранение или шантаж нежелательных политических лидеров, создание обстановки недоверия к руководству страны, активизация деятельности политической оппозиции, скрытый вывод из строя живой силы противника без вступления в контакт с его вооруженными силами.
Бактериологические вещества очень удобны для транспортировки и применения. Применить биооружие до страшного просто. Террористы могут использовать разнообразнейшие способы распространения биологических агентов: аэрозольное распыление патогенных рецептур (признанное наиболее возможным и наиболее опасным из всех известных способов), заражение воды (эффективное в случае внесения достаточного количества инфицируемого материала в резервуары и водонапорные башни, куда поступает питьевая вода после очищения); заражение пищевых продуктов (наиболее опасной является контаминация готовых блюд или холодных закусок на предприятиях общественного питания); заражение почтовых сообщений; диверсии на предприятиях по производству вакцин, диагностических и врачебных препаратов и т.п.
Независимо от способа применения, биологический агент может обусловить внезапное возникновение массовых заболеваний, характер которых следует отличать от эпидемиологических вспышек естественного происхождения.
Основными признаками эпидемии, обусловленной намеренным распространением инфекционного агента, являются: внезапное возникновение массовых случаев редчайших или спорадичных инфекций; выявление групповых заболеваний за пределами эпидемической ячейки; возникновение эпидемии в нехарактерной для данной инфекции сезон; чрезвычайно быстрое распространение инфекции среди лиц, которые испытали на себе воздействие биологического агента; нетипичная возрастная характеристика больных; массовые заражения известной инфекцией необычным для неё путём; короткий и приблизительно одинаковый инкубационный период у большинства больных; выделение у больных и из объектов внешней среды штаммов возбудителя с антигенными и биохимическими характеристиками, с необычно высокой вирулентностью и резистентных к антибиотикам; наличие у больных людей клинических признаков, не присущих данной нозологической форме; большой удельный вес тяжёлых случаев и летальных последствий; неэффективность лечения известными препаратами.
Перечень потенциальных агентов биологического оружия, которые могут быть использованы террористами, в соответствии с разными источниками, колеблется от 10 до 50 наименований.
Перспективными средствами биологического терроризма следует считать сибирскую язву, гумму, натуральную оспу, ботулолиннический экзотоксин, лихорадку Западного Нила. Также опасность представляет вирус атипической пневмонии, вирус H5N1 («птичий грипп»).
Сегодня мировое сообщество готовится к отражению возможных атак биотеррористов. Лучшим способом защиты смогла бы стать вакцинация. Однако абсолютному большинству людей нашей планеты это не по карману. По данным ООН, всемирная биологическая защита обошлась бы в 80 миллиардов долларов как минимум. Поэтому двигаться в этом направлении могут только страны «золотого миллиарда» (кстати именно они и будут являться объектом атак биотеррористов).
Современная плотность населения и инфраструктура таковы, что, случись направленное заражение, локализовать очаг будет практически невозможно. Крупные города беззащитны перед угрозой биотерроризма. Эффективного средства отражения биоатаки в настоящее время нет. Это нужно понимать и к этому нужно готовиться.
Химический терроризм
События в токийском метро в марте 1995 г. превратили химический терроризм из гипотетического явления в реальность. Тогда, 20 марта, члены религиозной экстремистской организации «Аум Сенрикё» распылили на пяти станциях токийского метро нервно-паралитический газ зарин. В общей сложности пострадало 6000 токийцев, многие из которых ослепли или остались инвалидами.
То, что химический терроризм может стать завтрашней трагической реальностью – сомневаться не приходится. Химическое оружие более доступно, проще и дешевле в производстве, контактнее в сравнении с другими видами оружия массового поражения. Следовательно, использование химического оружия наиболее перспективно с точки зрения террористов.
Под химическим терроризмом следует понимать умышленное применение (либо угрозы применения) отдельными лицами, террористическими группами или организациями химического оружия либо специально генерированные техногенные катастрофы, связанные с разрушением химических объектов с целью нанесения значительных людских и материальных потерь стране, навязывания определённой линии поведения в решении внутренних и внешних споров.
Химический терроризм классифицируют на два вида: применение (угроза применения) химического оружия и диверсии на объектах как гражданского, так и военного назначения.
Учитывая то, что в мире накоплены огромные запасы химического оружия, кроме того, есть данные, свидетельствующие о том, что реально производство террористами самостоятельно отравляющих веществ, а также то, что сложилась действенная тактика применения химического оружия как против людей, так и против окружающего мира, сбрасывать в обозримом будущем со счетов возможные теракты с использованием этого вида оружия было бы весьма опрометчиво. Тем более, что боевые свойства химического оружия: высокая токсичность отравляющих веществ, позволяющая в крайне малых дозах вызвать тяжелые и смертельные поражения; способность отравляющих веществ проникать в здания, сооружения и поражать находящихся там людей, длительность действия ввиду способности боевых химических веществ сохранять определённое время свои поражающие свойства на местности, сооружений и в атмосфере; трудность своевременного обнаружения факта применения террористами боевых химических веществ и установление его типа; возможность управления характером и степенью поражения людей и др. – делают его весьма привлекательным для террористов. А если к этому ещё и добавить тяжёлые экологические и генетические последствия, то вопросов почти не возникает.
Экологические последствия применения связаны с воздействием боевых химических веществ на животные и растительные организмы, а также на почву, воздух, воду, которое приводит к критическому состоянию окружающей среды, затрудняющему существование человека. Генетические последствия связаны с нарушением аппарата наследственности человека, что может отрицательно сказываться на последующих поколениях.
Можно считать вероятность химической угрозы завышенной, но то, что она существует, - сегодня это понимает всякий здравомыслящий человек, который даже и не задумывается о механизме воздействия отравляющего вещества на организм человека.
Кроме того, существует опасность и другого плана, связанная с возможным широким использованием отравляющих веществ террористами в ходе их очередной акции. Это так называемые специально сгенерированные техногенные катастрофы, которые обусловлены диверсиями на военных и гражданских химических объектах, в результате осуществления которых тонны ядовитых веществ могут попасть в атмосферу и нанести непоправимый вред человеку и окружающей среде.
На сегодняшний день 60% российских запасов химического оружия находится в аварийных хранилищах. Трудно себе представить, что произойдёт с населением и окружающей средой при полной или частичном разрушении террористами одного стандартного кирпично-деревянного хранилища 1958г. Постройки, в котором хранятся 496 химических авиационных бомб, каждая из которых содержит 247 кг сильнодействующих отравляющих веществ. Анализ возможных последствий такой аварийной ситуации позволяет с определённой степенью достоверности прогнозировать то, что экологический ущерб будет исчисляться десятками миллионов рублей, материальный ущерб уже сотнями, если удастся избежать человеческих жертв, что маловероятно.