Выступая как межгрупповой феномен, выражая определенное эмоционально-оценочное отношение к представителям группы, предубеждения проявляют себя регуляторами конкретных межличностных отношений. Они выполняют функции оправдания неблаговидного поведения человека или группы и рационализации их негативных чувств. Эти предубеждения часто чреваты негативными, деструктивными последствиями, мешают установлению хороших отношений между людьми, являются причиной непонимания, разногласий, источником межгрупповых и межличностных конфликтов и столкновений, препятствуют объективности и автономности оценок происходящего, подготавливают благоприятную почту для стигматизации и могут проявляться в ней [50, с.696-697].
Человеческое бытие достаточно многосторонне и изменчиво в своей способности делать практически любую социальную группу объектом предубеждений. Тем не менее, существуют определенные группы, которые подвергаются ему в наиболее острой форме, к числу которых относятся предубеждения, основанные на половых, расовых, этнических, возрастных, сексуальных, физических и умственных особенностях. Отсюда выделяют следующие формы проявления социальных предубеждений:
Сексизм. Исследования сексизма значимы для социальной психологии по крайней мере в двух аспектах:
1. Они говорят нам о социально-психологических механизмах предубеждений в целом;
2. Они адресованы тем формам предубеждений, которые могут влиять на две формы человеческого бытия [50, с.707].
Исследования половых стереотипов показали, что как мужчины, так и женщины убеждены в том, что у мужчин они выше по параметрам интеллекту и независимости, в то время как показатели женщин – выше по показателям теплоты и эмоциональных переживаний. Эти результаты оказались выраженным и в кросскультурном аспекте: в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и некоторых регионах Ближнего Востока. Это согласованные социальные стереотипы. Знание таких стереотипов не обязательно характеризуют различные группы. Фактически соответствие между знаниями и представлениями присутствует только у людей с выраженными предубеждениями. Очевидно и то, что мужчины и женщины наряду с различиями обладают и существенным сходством.
Расизм. Дискриминация по расовому или этническому признаку является одной из наиболее антигуманных. В то время как сексизм ответственен за сохраняющуюся практику избирательного отношения по признаку пола, в преодолении которой достигнуты определенные успехи, геноцид по-прежнему остается универсальным средством решения многих межнациональных проблем.
Предубежденность может проявляться и в практически автоматизированном восприятии, проявляющемся в мгновенной фиксации расовой принадлежности оцениваемых людей. Можно говорить и о символическом расизме, проявляющемся в негативных чувствах в отношении темнокожих и т.п.
Эйджизм. Во многих культурах, особенно тех, в которых сохраняются большие семьи, старики почитаются, как мудрые учителя и руководители. Во многих других странах, в которых доминируют небольшие семьи, эта традиция становится нехарактерной и старость начинает вызывать раздражение. В этих странах больше ценится молодость, а более возрастные люди вызывают негативные стереотипы. И расцениваются как обременительные и немощные члены общества. Они лишаются многих социальных прав и игнорируются их специальные потребности.
Токенизм или символическая благотворительность. Токенизм обозначает совершение актов символической благотворительности или подачек в отношении членов группы (этнических, женщин, неимущих и т.п.) Впоследствии такие символические благотворительные действия выступают в качестве своеобразного знака снижения вероятности проявления более выраженных и более значимых позитивных действий или последующей возможности дискриминации.
Токенизм или символическая благотворительность, подачки могут использоваться организациями и обществами в целом. В Соединенных Штатах Америки, например, критикуется символическое привлечение к работе представителей меньшинств (темнокожих, женщин, испаноязычных) организациями, которые впоследствии не предпринимают никаких действий в отношении обеспечения их подлинного равноправия. Создается впечатление, что эти организации могут использовать меньшинства в качестве символической защиты от возможных обвинений в предубеждениях. Токенизм на этом уровне может иметь крайне вредные последствия для самооценки тех меньшинств, которые используются в качестве такого рода символов [50, с.707-711].
Итак, социальное предубеждение – это установление унижающих аттитюдов или представлений, выражение негативного эмоционального отношения или проявление враждебности или дискриминационного поведения в отношении членов группы вследствие их принадлежности к данной группе.
Формы проявления социальных предубеждений: сексизм, расизм, эйджизм, токенизм или символическая благотворительность.
1.2. Конфликтные взаимосвязи как тип социального взаимодействия
1.2.1. Общая характеристика понятия «конфликт» и «конфликтное взаимодействие»
Взаимодействие признается как универсальная характеристика процессов и явлений, происходящих в природе, обществе, в социальных и педагогических процессах. В исследованиях прослеживается как общая традиционная линия изучения явления взаимодействия (основные характеристики взаимодействия, специфика взаимосвязи субъектов, степень их взаимовлияния и др.), так и отдельные его аспекты [23, с.7].
В рамках курсового исследования мы рассмотрим конфликтное взаимодействие как стадию развития конфликта.
Хорошо известно, что развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который далеко не всегда развертывается гладко, нередко связан с возникновением и разрешением противоречия.
Конфликты поджидают нас повсюду – дома, на работе, в общественном транспорте, в магазине. «В мире существует лишь одно место, где нет конфликтов – это кладбище», - утверждает французский социолог Б. Гурней. Социальные конфликты неизбежны в любой социальной структуре, т. к. они являются необходимым условием общественного развития.
Но следует различать конструктивные, созидательные конфликты, которые помогают нам решить наши проблемы, и деструктивные, разрушительные. Этими вопросам занимается специальная прикладная отрасль знаний – конфликтология, которая интегрирует в себе более 15 других наук – психологию, педагогику, этику, социологию, юриспруденцию и пр.
Существуют различные точки зрения в определении понятия «конфликт».
В отечественной психологии разработана понятийная схема описания конфликта. Схема, которая была предложена Л. А. Петровской, содержит 4 категориальных группы:
· структура конфликта,
· его динамика,
· функции и
· типология [29, с.298].
А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым дополнена эта схема: сущность конфликта, классификация, эволюция конфликта, его генезис, причины, структура, функции, информация в конфликте, динамика, методы диагностики и исследования конфликта предупреждение, разрешение (завершение) конфликта.
Под конфликтом эти авторы понимают наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными [2, с.20].
К. К. Платонов и В. Г. Казаков определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений [37, с.146].
А. А. Ершов определяет конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения [15, с.40].
Д. П. Кайдалов и Е. И. Суименко называют конфликтом столкновение интересов, взглядов, установок, стремлений личности [16, с.254].
Н. В. Гришина рассматривает конфликт как осознанное препятствие в достижении целей совместной деятельности, как реакцию на почве несовместимости характеров, несходства культурных основ и потребностей [10, с.36].
А. Г. Ковалев считает, что конфликт – это явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения. Конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровнях. С точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает одновременно и как защитная реакция, и как ответная эмоционально окрашенная реакция [17, с.271].
К. Г. Гусаева утверждает, что конфликты – это зона повышенной социальной напряженности, основой которой являются проблемы, вызванные нереализованными потребностями социальных групп, личности [12, с.12].
Итак, обобщая многообразие дефиниций конфликта, встречающихся в литературе, можно предложить такое его определение. Конфликт (от лат. conflictus столкновение) – это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов. Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.