Смекни!
smekni.com

I. Человеческие, слишком человеческие конфликты в повседневной жизни и их отражение в зеркале литературы и кино (стр. 67 из 68)

ПРИМЕЧАНИЯ

I. Человеческие, слишком человеческие конфликты

1 Вергилий. Энеида/ Буколики; Георгики; Энеида. М.: Худ. лит. 1971.

Гессе Г. Игра в бисер. М.: Худ. лит.. 1969.

Гомер. Одиссея. М.: Гослитиздат. 1960.

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание/ Полное собр. соч.,в 30 томах М.: Наука. 1972, т. 6.

Достоевский Ф. М. Идиот/ Полное собр. соч. в 30-ти т.— М.: Наука, 1972, т.8.

Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы/ Полн. собр. соч. в 30 т.—М.Наука, 1972, т. 14

Maнн Т. Будденброки/ Собр. соч. в 10-ти т.-М: Гослитиздат,1959, т. 1.

Софокл. Эдип парь/Трагедии.—М.; Искусство, 1979.

Софокл. Антигона. М.: Искусство, 1986.

Толстой Л. Н. Война и мир/ Собр. соч. в 20-ти т.— М.: Гослитиздат, т.4-7

Толстой Л. Н. Анна Каренина/ Собр. соч. в 20-ти т.— М.: Гослитиздат, 1961

т8-9.

Толстой Л. Н. Крейцерова сонта. М.: Книга. 1983.

Толстой Л. Н. Смерть Ивана Ильича; Хозяин и работник/ Повести.— М.: Правда, 1983.

Шекспир В. Много шуму из ничего/ Избр. произвед.— М.: Гослитиздат, 1953.

Шекспир В. Ромм» и Джульетта; Укрощение строптивой/ Избр. произвед.—Л.: Лениздат, 1975.

Эсхил. Орестея. М.: Гослитиздат, 1961.

Эсхил. Прометей прикованный. М.: Гослитиздат, 1956.

Эсхил. Семеро против Фив/ Трагедии.— М.: Искусство, 1978.

KIeist Н. Penthesilea. Frankfurt: Insel, 1980.

Eschenbach W. Parzifal (1210).

2 Метод, используемый Клейстом для литературного исследования души коро­левы амазонок, во многом напоминает психоаналитический. В центре произведе­ния — конфликт между чувствами женщины и государственными интересами. Перед Пентесилеей встает непростой выбор: открыться в своей любви Ахиллу и нарушить закон амазонок, или убить его, поступив тем самым, как подобает королеве женского государства. Чувства ее колеблются между любовью и ненавистью. Однако она не знает, кто больше достоин ненависти — Ахилл, или она сама.

Эмоциональный накал драмы прекрасно передали в своей театральной постанов­ке «Пснтесилеи» Ганс Юрген Сиберберг и Эдит Клевер. В контексте психоаналити­ческого анализа произведения следует отметить перелом в душевном состоянии коро­левы, последовавший за убийством Ахилла, схожий с аллегорическим «призрением» ослепшего Эдипа. « Значит я заблуждалась,— говорит Пентесилея.— Тот, кто любит по-настоящему, может и целовать, и кусать.»

Пентесилея полагает, что слишком поздно вспомнила о своем долге перед госу­дарством, поскольку все же « отреклась от женского закона и последовала аа этим юношей». Но будучи не в состоянии выносить тот факт, что она в своем гневе убила возлюбленного, Пентесилея кончает жизнь самоубийством.

3 Героиня фильма Томаса Браша — замкнутая, несчастная актриса, роль кото­рой исполнила Катарина Тальбах. С психоаналитической точки зрения, «чахоточная лихорадка», которой она страдает, представляет собой своего рола «защитную» реак­цию на житейские неурядицы.

4 Фильм «Небо над Берлином» — итог плодотворной работы режиссера Вима Вендерса и литератора Петера Хатке. В картине снимались Бруно Галц н Совенг Домартин. Для фильма характерен плавный переход от фантазий к действительности: ирреальный ангел вступает во взаимотношения с реально существующими людьми. Конец фильма символичен. Ангел превращается в человека и осознает преимущест­во последнего, ощущающего земное бытие и духовно, и физически.

5 Название фильма звучит по-немецки «Schoene des Tages» («Дневная краса­вица»). Героиня фильма — привлекательная молодая женщина Северина ( Катрин Денев), живущая во внешне счастливом браке. Режиссер Луис Бунюэль, аналогично психоанализу, исследует прежде всего фантазии Северины. Фильм является великоленной иллюстрацией психоаналитического метода, цель которого — осознавание бессознательного. Поступок Северины может служить примером того, каким образом можно излечиться от нанязчиво возникающих фантазий. Она воплощает их в дейст­вительности и тем самым от них избавляется.

6 Фильм режиссера Георга Вильгельма Пабста, снятый еще во времена немого кино, интересен, в частности, тем, что в процессе работы над картиной автор сотруд­ничал с двумя психоаналитиками Карлом Абрахамом н Гансом Саксом. Тема филь­ма —страдания, сны и видения ревнивого мужа, роль которого мастерски исполнил Вернер Крауз. Картина является убедительным свидетельством тою, как мнитель­ность может становиться причиной серьезного невроза, который приводит героя фильма к частичной потере способности контролировать свои действия. Безобидные события и привычные предметы приобретают для центрального персонажа неожидан­ное значение. Например, нож ассоциируется у него с убийством и т. д.

На современный взгляд этот фильм — реликвия прошлого. Он несколько триви­ален и холодноват, что, впрочем, не лишает действие динамики ( киностудия UFA).

7 Режиссер Пазолини создал свою версию известного мифа об Эдипе. Действие фильма происходит в 20-с годы нашего столетия. Отец Эдипа — офицер.

Пазолини берет в расчет не только чувства Эдипа ( Франко Читти), давшие Фрейду основания назвать именем персонажа греческого мифа один из психоанали­тических комплексов, режиссера не меньше интересуют переживания Лая и его жены Йокасты (Сильвана Маньяпо).

8 этой связи необходимо подчеркнуть, что в большинстве постановок драмы об Эдипе его матери, Йокасте, пеобосновано отводится маловажная роль. Совершенно справедливо поэтому Кристиан Оливер в своей книге «Дети Йокасты» (Психика женщины в материнской тени. Дюссельдорф. Глаасеп. 1987) указывает, в частности, па то, что Йокаста сама стремиться привлечь Эдипа, который лишь «позволяет» ей это делать.

В современном обществе проблема взаимотношений отца и сына приобрела повое звучание. Молодые люди уже не склонны видеть в отце соперника, поскольку, как правило, не испытывают к последнему должного уважения. Противостояние уступило место разочарованию в отце, которое толкает молодого человека на поиски «силь­ного» отца. Связь с матерью также не следует понимать как буквальные половые отношения, гораздо больше оснований говорить о растущей в процессе отношений матери и ребенка зависимости последнего, способной и в зрелые годы сковывать потенциал многих мужчин.

III. Развитие психоанализа в Германии

1 История Штутгартского института отражена в докладах его прежних сотруд­ников:

Ганс Шмид (Hg.) (1983). Пути к идентичности. Вюрцбург: Кепнгсхаузен и Нойманн.

Вернер Болебер. Об истории психоанализа в Штутгарте/УПсихика, 1986. N40. С. 377—411.

Вильгельм Лайблип (1969). «Исследование сказок и глубинная психология». (Дармштадт: Висссшиафтлихе Бухгезелынафт).

2 Например, N 4: компьютерная симуляция модели невротического механизма защиты, N6: компьютерная симуляция процесса сновидения, N9: желание (Wunsch), Я (Sclbst), объект-отношение (Objekt-Beziehung): схема модели регуляции когнитивно-перцептивного процесса, N 11: о методологической проблеме и новых путях пред­ставления и ацализирования комплексной психологической системы, N 13: сравни­тельные исследования соматических изменений при заикании и при отсутствии пос­леднего, в контексте межличностного общения, N 14: набросок процессуальной модели психоаналитической терапии.

3 Петер Детмерипг. «Поэзия и психоанализ. 1. (Собрание диалогов)». Мюнхен:

Нюмфенбюргер Ферлагсбуххандлюнг, 1969. Книга содержит психоаналитичес­кие интерпретации произведений Томаса Манна, Райнера Марии Рильке и Рихарда Вагнера; «Поэзия и психоанализ. 2.».

Дармштадт: Висссншафтлихе Бухгезельшафт, 1978. Книга представляет собой психоаналитическое исследование произведений Шекспира, Жан Поля, Гете и Геймито фон Додерсра.

«Генрих фон Клейст. К вопросу психодинамики в его поэзии». Франкфурт:

фахбуххандлюнг фон Псюхологи, 3-е изд., 1986.

«Литература — психоанализ — кино». Штутгарт: Фромма11-Хольцбоог.1984

4 «Психонатографии 1.». Александр Мичерлих. Франкфурт: Сурками 1972;

«Психоанализ и литература». Жан Старобипски. Франкфурт: Сурками 1973. «Исскусство и творческая личность. К вопросу о применении психоанализа во внетсраневтичсской области». Janine Chasscquct-Smirgel .Мюнхен: Интернационале

Психоанализ, 1988.

IV. Психоанализ на фоне науки

1 «Диалектика просвещения». Макс Хоркгеймер и Теодор Адорно («Dialcktik der Aufklaerung», 1947). Франкфурт: Фишер, 1984. Этот труд повлиял на целое поколе­ние таких общсственпо-критически мыслящих ученых, как Гельмут Дамср, Клаус Хори, Альфред Лоренцер, и др. «Познание и интерес» Юргеп Хабермас (1968).

2 Дневник Смили Блантона: «Мой анализ при Зигмунде Фрейде». Берлин: Уль

штейн,1971.

«Присягая Фрейду. Взгляд на один анализ». Гильда Дулитл под инициалами Г. Д. Берлин: Улыптейн, 1956.

V. Психоаналитическая теория личности

1 Информацию о существующих в рамках психоанализа точках зрения на проб­лему объект-отношений можно получить из хрестоматии: ). «Психология межличностпых отношений. Психоаналитическое исследование психологии объект-отноше­ний». Куттер П. (Hg.) Дармштадт: Виссеншафтлихе Бухгезельшафт. 1982.

2 Хемингуэй Э. По ком звонит колокол. М.: Худ.лит., 1984. Хемингуэй Э. Победитель не получает ничего/ Собр. соч. в 6-ти т.— М.: Нугешиинвест, 1993.т.1.

Хемингуэй Э. Старик и море. М.: Дет. лит., 1981.

3 Фильм Райнера Вернера Фассбиндера «Король» имеет подзаголовок «Договор с дьяволом». Героем картины является матрос по имени Керель — опустившийся, агрессивный гомосексуалист. (Продукция: Planet/Albatros/Gaumont).