Смекни!
smekni.com

15 Понятие перспективы (стр. 5 из 6)

Я рассказал это в логическом историческом моменте для того, чтобы сказать следующее: в других системах персонаж зависит не от силы исходного события, а от силы основного. Жизнь персонажа и жизнь актера, его динамику, его философию определяет не точка исходного события, а точка основного. В этом случае, в (I) случае, актер должен построить исходное событие и под действием основного события начать идти. В этом случае (II) актер строит свою роль в зависимости от основного события, он воображает то, что перед ним, а не то, что в нем, и начинает идти к этому событию. Это (I) - путь вниз, в глубину подсознания. Это (II) - путь наверх, к свету истины. Это - разные системы.

Паула де АССЕНКАО____________________________

Чтобы узнать правильно ли я поняла, хочу задать, может быть, глупый вопрос. При всем, что вы нам сейчас объясняете, я вспоминаю персонаж; Шарлотты из "Вишневого сада" Чехова, который для меня всегда был загадкой. То, что Вы рассказали, многое проясняет, поскольку мне казалось, что персонаж; существует в психологической среде (вниз), но после Вашего объяснения ясно, что она существует в игре (вверх) постоянно. И кажется, что это заложено самим Чеховым в написании текста.

Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________

Теперь я приведу пример Нины и Треплева из 4 действия, и сами сделаете вывод. Я вам сказал, что я поместил основное событие на территории этой сцены, и рассказал какой конфликт, когда я говорил о любви и вере. Теперь, на время забудем это, потому что это я предложил вам трактовку в игровых системах от основного события, а не от исходного.

Теперь давайте разберем от исходного события. Поместим эту сцену в психологический ряд, что мы видим? Что Треплев любил Нину. Что он ей посвящал пьесы и хотел, чтобы она стала актрисой его театра. Но любила другой театр, полюбила она другого человека. Она уехала, прожила тяжелую жизнь: это были и счастливые моменты, и очень трагические, она была счастлива, она родила ребенка, ребенок умер, она оказалась без театра, она должна была понять смысл своей жизни, Тригорин ее бросил. В конце концов она возвращается на место своей премьеры, к Треплеву, как к своей юности, который был влюблен в нее. Вы помните, что она приходит незамеченной на это озеро, ходит вокруг театра, и слышно как она плачет. Это - биография ее жизни. Пользуясь этой биографией можно найти и психологические основы для конфликта. Теперь - Треплев. Он всегда любил Нину, он искал ее, он пережил измену, он путешествовал за ней, он продолжал писать, потом совсем перестал, попал в отчаянное положение, в нищету, он стал жить в комнате вместе со своим дядей, его письменный стол находится рядом с диваном умирающего человека, в доме живут посторонние люди, Полина Андреевна, мать Маши, продолжает сватать свою дочь, такова жизнь. Из этого можно тоже сделать каки-то психологические выводы для Треплева, и найти самые важные моменты Треплева, для конфликта психологического, когда Нина и Треплев встречаются. Мы можем говорить о кризисе людей, о кризисе театра, искусства, мы можем говорить о конце XIX века, в котором они живут, мы можем говорить о болезнях. О разных вещах мы можем говорить, но всегда это будет разговор о трагической жизни молодых людей, которые не находят себя в мире, которые, встретившись, исповедуются друг другу в этом трагизме. Итогом такой жизни должно быть самоубийство. Вот так вы должны построить от исходного события. Это означает, что персонажи находятся внутри ситуации, зависят от нее и конфликтны в ней, в этой ситуации.

Теперь построим те же самые роли от основного события. Обо всем, о чем я вам сейчас говорил, говорить нельзя. Это не значит, что это надо забыть, это надо учитывать, но на этом не надо строить роли, игру. Мы должны вернуться к тому разговору, с которого я начал: то есть мы должны говорить о людях театра, о людях искусства, о писателе и об актрисе, и о смысле творчества. Мы должны говорить о причинах творчества, о причинах жизни (вообще) творческого человека, тогда это будет другой разговор. То, что мы назовем любовью и верой, это будет не конкретное, а абстрактное, мы будем говорить уже абстрактными категориями. Мы должны их воспринимать, конечно, конкретно, эмоционально, но все-таки это категории абстрактные. Это те же самые объекты, только по-другому они даны нам, наши ощущения объектов находятся перед нами.

Я вам сейчас нарисую: один персонаж и второй; теперь это находится здесь, и вот так мы видим конфликт. Это - построение от основного события. Мы теперь не внутри скорлупы, мы из нее вышли, эта ситуация, теперь данная нам как абстрактная, как идея искусства, находится между нами, и мы с ней общаемся. То есть, "я" буду персоной, а моему персонажу будет дана жизнь, жизнь Треплева или жизнь Нины, и так я буду играть. Другая техника игры, другое построение психики.

Мишель КОКОСОВСКИ___________________________

Можете ли Вы на примере сцены Треплев - Нина сказать: что Вы понимаете под "абстрактными категориями". Называют ли эти абстрактные категории, если они могут быть названы, в связи с образами, или в связи с текстами, с метафорами? Как определяют эти абстрактные категории?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________

Я думаю, что они называются, но как образы. Например, конечно, нужна переориентация человека. Если актер эмоционально не ощущает образ, что любовь делает искусство, он играть не будет. Это вопрос уже к персоне актера, здесь требуются поэты, художники. Иначе, актер скажет: нет, этого я не понимаю, а биографию Треплева - очень хорошо. Конечно, Вы понимаете хорошо биографию Треплева, у меня нет проблем, но Вы сыграете другую историю. Вы сыграете историю трагического положения человека в мире, а мне нужна история об искусстве. Мне нужно трагическое положение художника в искусстве, это другой рассказ.


Мишель КОКОСОВСКИ___________________________

Означает ли это, что вторая ось кроме требований к личности актера, превращает текст в трамплин, предлагая саму сущность вопроса, тогда как в первой системе текст и персонаж становятся предлогом для идентификации? А во второй системе это становится переходом, трамплином в другое пространство, чем проживаемое здесь?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________

Да, я думаю, что это так. Дело в том, что та сцена между Треплевым и Ниной, как я рассказал, она может быть осуществлена через слово. Потому что действие будет теперь находиться в слове, а не в психике.

Ян СИРЕТ___________________________________

Я хотел бы узнать был ли случай в Вашей Лаборатории использования систем, где эти две существовали бы вместе: одна - как "обманка", как ситуация, как полый круг, а смысл проходит вне ее? Были примеры представлений, когда есть действие, целью которого является «обмануть», но истинное действие находится вне его?

Мишель КОКОСОВСКИ___________________________

Нужно уточнить: Ян говорит о скрытых актерских процессах. Не в связи с видимым результатом.

Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________

Во-первых, переход от этих систем к этим очень сложный. Это катастрофически сложно. Потому что вся культура сделана так (I). И человек, в основном, в наше время, в нашу эпоху сделан так. Это конструирование совершенно другого типа актера. В моих спектаклях были фрагменты и такого, и такого существования, но это всегда интуитивно, это не по расчету. Потому что "по расчету'' на сегодняшний день - это черезвычайно сложно. То есть, сделать чисто это, и потом - чисто это. Последовательно: сначала это, потом - это, потом - это, хотя мы это делаем. Очень часто, в последние годы особенно. Но в буфере я провел очень много лет, около семи лет, ровно столько, сколько я занимался Пиранделло. Буфер - это есть дыхание, потому что то, что я сказал - это крайний случай, это чистая игровая система, это системы, которые я потом стал пробовать в Платоне, в греческой драме, в Мольере.

Ян СИРЕТ____________________________________

Мой вопрос: был ли в вашей практике случаи, когда Вы создавали иллюзию существования в (I) круге, а на самом деле были во (II)?

Анатолий ВАСИЛЬЕВ_____________________________

Да, да. Иллюзия - это совсем другая история. Игра - это всегда иллюзия, в Пиранделло особенно.

Мишель КОКОСОВСКИ___________________________

Можете ли Вы просто объяснить разницу в понятиях "психологической игры*' (jeu psycologque), "психической игры" (jeu psychiqe), "ощущения*' (sensation), "чувства" (sentiment) и изредка - "эмоции* (emotion)? Режиссеры не часто отваживаются говорить с актером об эмоциях, поскольку боятся, что это потянет за собой стереотипы. Я сама ненавижу слово "эмоции".

Анатолий ВАСИЛЬЕВ____________________________

Я согласен.

У меня в разговоре эти все слова означают одно и то же. Хотя на самом деле есть различие. Например, когда говорится "настроение'' или "атмосфера'', это очень близкие понятия, то это - актер действует какой-то сферой. То есть, атмосфера - это сфера. Это - искусство заставлять чувство располагаться сферически. Чеховские пьесы играются атмосферой, настроением. Когда я говорю слово "эмоция'', то это слово имеет общий смысл, оно не означает "что-то'', а означает "все вместе'', это целое чувство. Дальше я употребляю термины ненаучно, но я скажу о своем чувстве как я их употребляю. Когда я говорю о действии, находящемся в психологии или в психике, то это уже не сфера, а вектор. Это обязательно вектор, то есть, какое-то направление. Это обязательно. Это как конус. Стрела, линия. Если атмосфера начинает действовать, это - конус. Нужно сконцентрировать. Такое различие.

Когда я говорю "психика'', то это, как правило, работа подсознания, это - действующее подсознание. Это скрытое чувство, которое начинает действовать, и которым управлять очень сложно. Это напоминает поток воды, который открывает дверь, или что-то рушит, и начинает действовать.

Я первый раз отвечаю на подобный вопрос, я никогда для себя это так словами не разделял. Хотя, на самом деле различие есть: (действовать) сферой или стрелой, это не одно и то же. Сфера статична, и есть только общение этими статиками, или сфера превращается в конус, то есть, приобретает динамику.