Смекни!
smekni.com

О выполнении Комплексной программы «интеграция образования и культуры» за 2007 год Научный (стр. 2 из 11)

Новизна проведенных фундаментальных исследований: разработаны теоретические основы развития образования как культурно-исторического процесса и универсального интегративного механизма прогресса человечества; описана новая ветвь гуманитарного знания – педагогика искусства как целостная система; обоснованы приоритетные стратегические направления развития художественного образования и эстетического воспитания детей и юношества в современной России.

Значимым результатом прикладных исследований является создание нового поколения учебно-методических комплектов по искусству и электронных образовательных ресурсов. Учебник «Музыкальное искусство» раскрывает ключевые понятия музыкального образа и музыкальной драматургии в широком смысле, как культурологическую основу мировоззрения, творческого почерка, стилистики композиторов разных эпох. Содержание конкретизируется через учебные темы, выстроенные в следующей логике: от жизненного предназначения музыки, диалектику жизненных и музыкальных впечатлений как источника творческого состояния композитора, исполнителя, слушателя, - к пониманию единства мира в его сложности и многозначности восприятия. В основе учебника по изобразительному искусству лежит современный интегрированный полихудожественный подход. В содержании значительно усилена познавательная и творческая сторона обучения искусством. В учебнике впервые четко представлены учебные задачи, направленные на освоение языка искусства: формы, цвета, композиции, пространства, которые выстраиваются в зависимости от проблематики содержания и степени усложнения художественных умений (Школяр Л.В., Савенкова Л.Г.). Специфика создания учебников по мировой художественной культуре заключается в гармоничном сочетании традиционного историко-хронологического принципа изложения материала с современным поликультурным подходом и развернутым мультимедийным сопровождением, включающим в себя широкий визуальный ряд, текстовую хрестоматию и фрагменты редко исполняемых музыкальных произведений. Это обеспечивает восприятие и осмысление школьниками не только отдельных памятников культуры, но и широкий охват самого движения Мировой художественной культуры в сложном комплексном единстве и взаимосвязи (Кабкова Е.П.). Разработано электронное учебное пособие «Интернет-парк», структурированное и адаптированное для целей активного творческого освоения с помощью проектных методов работы. Методический инструментарий позволяет преподавателю осуществлять самостоятельный творческий конструктивный подход для организации учебного процесса (Селиванова Т.В.).

Результаты фундаментальных и прикладных исследований могут быть использованы на всех уровнях системы гуманитарного, и в частности художественного образования, включая эстетическое воспитание, общее и профессиональное художественное образование, и во всех типах и видах образовательных учреждений (детские сады, общеобразовательные школы, учреждения среднего профессионального, высшего и послевузовского образования, учреждения дополнительного образования, в том числе детские школы искусств, а также учреждения культуры).

Экспериментальные исследования 2007 года были связаны с поиском оптимальных механизмов формирования культуры личности в динамично развивающемся российском обществе, выявлением структуры, содержания и методического обеспечения художественного образования и эстетического воспитания в системе детский сад – школа – колледж – вуз, определением гражданских и эстетических приоритетов детей и молодежи и педагогических возможностей их становления. Выявлены параметры и составляющие культуры личности современного школьника: способность к художественному обобщению культурно значимой информации; эстетическое восприятие окружающей действительности, открытость в отношении художественно-творческой самореализации. В ряду составляющих культуры личности современных детей и подростков выделены: высокий уровень развития эстетического опыта и сознания; равновесие интеллектуального и эмоционального начала при общении с культурными ценностями; коммуникативная адаптация в современном мультикультурном обществе; высокий уровень ценностных ориентаций (Кабкова Е.П.).

В разных видах искусства дифференцированы методы приобщения современных подростков и молодежи к русской классике. В содержании учебных программ русская культура является предметом изучения на уроках литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Несмотря на большой объем информации о русской культуре, заложенный в учебных программах по разным предметам гуманитарного цикла, учащиеся не получают целостного представления о ней как части мирового культурно-исторического пространства. Другой слабой стороной приобщения к русской культуре является преобладание репродуктивных методов изучения, ограничивающих процесс приобщения к культуре задачей запоминания и пересказа изучаемых фактов. Проведенный эксперимент подтвердил целесообразность внедрения творческих методов приобщения современных подростков и молодежи к русской культуре. Среди них наиболее продуктивными являются методы, дающие возможность учащимся в результате знакомства с произведениями русской литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства выявить индивидуальные эстетические предпочтения и гражданские идеалы, сделав свой личный выбор. Условиями успешности их применения является профессиональная компетентность учителя; понимание круга интересов, культурного пространства учащихся; умения руководствоваться при обучении методами «своего» искусства, раскрывая художественно-образную природу художественной культуры (Фомина Н.Н., Поль Д.В., Критская Е.Д.).

Апробирована система интегрированных заданий по художественно-эстетическому развитию личности, основанная на интерактивных, проблемных и проектных технологиях. Логика построения процесса обучения тесно связана с физиологическими и психологическими особенностями конкретного возраста. Было определено, что уровень развития воображения отражается на общей культуре личности: при стереотипном и репродуктивном воображении чаще всего восприятие культурных ценностей происходит только через рационально-логическое сознание, при развитом воображении задействованы эмоционально-чувственные структуры, поэтому эстетические ценности естественным образом переходят в этические. Таким образом, художественно-эстетическое развитие личности, с одной стороны необходимо для повышения общей культуры личности, с другой стороны формируется только на основе развитого воображения (Олесина Е.П.).

Апробировано содержание художественного образования и эстетического воспитания в системе детский сад – школа – колледж. В процессе исследования установлена прямая зависимость между художественно-эстетической (а шире, гуманитарной) составляющей образования на всех уровнях системы и формированием духовного мира растущего человека, успешным включением его в систему общественных отношений. При этом выявлено, что интеллектуально-творческий потенциал и разнообразные художественные проявления детей дошкольного возраста (в рисунке, движении, звучании инструмента или голоса), лишь на 48% востребованы в младшем школьном возрасте, и в большинстве случаев (76%) не находят применения к началу подросткового периода. В старшей школе и при получении среднего специального образования наблюдается та же негативная тенденция в отношении развития культуротворческого потенциала юношей и девушек. Экспериментальное исследование показало, что устранение диспропорции содержания в плане уравновешивания культурообразующего, художественно-эстетического и иных компонентов отечественной системы образования возможно на двух уровнях: количественном и качественном. В первом случае за счет увеличения учебного времени предметов художественно-эстетического (а шире гуманитарного) цикла как в базовом, так и в дополнительном образовании. Во втором – за счет изменений в сторону «культуроемкости» образования, трансляции через содержание образования культурно-исторических традиций, разработки учебных предметов в контексте истории культуры (на основе культуросообразной модели образования), и смещении акцентов в преподавании предметов гуманитарного цикла, в том числе и художественно-эстетического, от констатации знания к пониманию смысла изучаемых явлений (Школяр Л.В., Лыкова И.А., Баженова Л.М., Некрасова Л.М.).

Разработана педагогическая система оптимизации творческого воображения в учреждениях высшего профессионального образования. Наиболее значимыми педагогическими аспектами развития творческого воображения выступают: самостоятельное создание нового творческого продукта; активное использование в процессе художественной деятельности накопленного эстетического и культурного опыта; имманентное развитие творческой активности учащихся. Система оптимизации творческого воображения представляет собой взаимопроникающее объединение нескольких направлений педагогической работы, а именно: организация педагогом творческих заданий, обеспечивающих активизацию сенсорного мышления в обучении; развитие фантазии и обогащение эстетического опыта; поддержка творческой самостоятельности учащихся и развитие творческой интуиции; использование в образовательном процессе интегративных программ, позволяющих создавать на занятиях творческий созидательный процесс, когда воображение действительно становится образотворчеством, а «мыслеобразы» облекаются в те или иные художественные формы (Стукалова О.В.).