Разработано содержание образовательной области «Искусство» на основе единства федерального, регионального и школьного компонентов, реализующихся, во-первых, в адекватности отбора музыкального материала художественных культур различных народов современному уровню развития музыкального искусства в разнообразии жанров и форм народного профессионального творчества; во-вторых, в общности концептуальных подходов к изучению музыкального искусства своего и других народов; в-третьих, в единстве и целостности методики преподавания национального, регионального и федерального компонентов, направленной на освоение музыкального искусства как многонациональной музыкальной картины мира. Всё это обуславливает необходимость учёта при проектировании содержания образовательной области «Искусство»: специфики и уровня развития национального музыкального искусства, особенностей социального функционирования национальной музыкальной культуры, особенностей концептуальных и методических подходов программы по музыке, реализующей федеральный компонент государственного стандарта образования (Критская Е.Д., Красильникова М.С.).
Определены механизмы взаимодействия базового и дополнительного художественного образования в школах полного дня, где в качестве основных выделены: творческая активность в организации общего поля педагогической деятельности, применение инновационных педагогических технологий, сотворчество в планировании учебно-воспитательного процесса, расширение сферы педагогической коммуникации. В процессе исследовательской работы были установлены механизмы взаимодействия в условиях кино- и театрального образования. Для кинообразования таковыми являются: опора на имеющийся уровень знаний в области искусства и культурный контекст, присущий школьникам данного возраста; дополнение и углубление полученных учащимися знаний, расширение представлений детей о том или ином культурном явлении; тематическая близость произведений, изучаемых в кино- и базовом образовании; эмоциональное наполнение полученных знаний (представление знакомых образов или событий в произведении экранного искусства); перенос знаний, умений и навыков, полученных на занятиях дополнительного образования на учебные предметы базового образования (навык восприятия, анализа и оценки художественного произведения, коммуникабельность, творческая активность и т.д.).
В театральном образовании в качестве эффективных механизмов взаимодействия выступают: поддержка и развитие театрально-творческой среды в образовательном пространстве школы через игровые основы обучения и смещение акцента от «школы памяти» (репродуцирования) к «школе действия» с приоритетом продуктивности, целесообразности и художественности результата; организация двуединого процесса обучения школьников и повышения квалификации педагогического коллектива на основе театральных технологий в логике развития современной педагогической науки; применение драматизации в общеобразовательном процессе с использованием ролевых функций, «актерского проживания» и т.п. для более эффективного усвоения учебного материала; создание дидактического театра в классе с целью постановки программного школьного материала по литературе для его наглядного изучения; функционирование в школе самодеятельного театра, возглавляемого учителями общеобразовательных предметов как способ изучения художественной культуры и действенный инструмент формирования навыков творческой деятельности в коллективе (Баженова Л.М., Некрасова Л.М.).
Выявлены формы и виды моделей интеграции предметов гуманитарно-художественного цикла в образовательных учреждениях разного типа. В ряду форм выделены такие как классно-урочная, внеурочная и внеклассная с набором определенных качественных характеристик: 1) временная, учитывающая учебное время интеграции между отдельными образовательными дисциплинами (блок уроков, объединенных единой учебной задачей, тематикой, историческим периодом, личностью, образовательными и мировоззренческими задачами; работа в структуре взаимодействия на протяжении полугодия, направленная на развитие мировоззрения и целостного художественного сознания; совместная творческая деятельность в течение учебного года); 2) предметная, рассчитанная на взаимодействие определенных учебных дисциплин. Поскольку в основе интеграции лежит способность педагога к пространственному видению своего предмета в единой структуре образовательных дисциплин, за счет выхода за рамки одного предмета происходит расширение учебного пространства в целом. Это стимулирует педагогическое творчество учителя и служит основой для построения разных видов моделей: доминирование одного из предметов искусства как условия и основы для интеграции и взаимодействия других образовательных дисциплин; работа в мобильных блоках учебных дисциплин в процессе реализации единой образовательной задачи; взаимодействие нескольких дисциплин на единой основе с последующим локальным подключением других предметов для рассмотрения специфики учебного материала (Ермолинская Е.А., Савенкова Л.Г.).
Выявлена преемственность дополнительного художественного образования на разных ступенях развития человека, где направленность на творческое развитие детей является общей тенденцией. Различные подходы к творческому развитию проявляются в гармоничном сочетании многообразных видов художественной деятельности, в предоставлении разной степени свободы на занятиях, поступенности художественного развития ребенка с учетом динамики его взросления, в методах побуждения творческой активности. Показано, что использование детских музыкально-сценических произведений позволяет раскрыть огромный творческий потенциал растущего человека, поскольку здесь органично сочетается вокал, поэзия, инструментальная музыка, пластика, танец и изобразительное искусство. В процессе освоения и создания музыкально-сценических произведений повышается уровень активности детей, возрастает гибкость творческих проявлений, свобода переключения с одного вида деятельности на другой. Ребёнок приобретает опыт межличностного общения, умение взаимодействовать в коллективе, выполнять различные социальные роли.
В ходе исследования выявлены основные принципы преемственности дополнительного художественного образования: целостность всех компонентов воспитательного процесса, что означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания; оптимальное соотношение педагогического руководства и самостоятельной деятельности школьников, где предусмотрена организация различных видов деятельности на основе сохранения творческой свободы детей; адаптивная социализация, сепарация и инициация, что предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через механизмы адаптации к социуму; гуманизм по отношению к растущему человеку, независимо от возраста и других факторов социального здоровья. Установлено, что в процессе преемственности дополнительного художественного образования наибольшую сложность представляет решение проблемы «комплексной социализации», координирования разнонаправленных факторов и институтов общества для оптимизирующего педагогического влияния на занятиях искусством (Демин В.П., Стукалова О.В.).
Раскрыта методология проектирования художественного образования в рамках информационно-коммуникационных технологий. В процессе исследования установлено: 1) результативность современного художественного образования может пониматься как освоение учащимися методов и средств для творческой самореализации личности в информационном обществе; 2) достижение этих результатов возможно лишь при самостоятельном творческом проектировании как ключевом условии вхождения ребенка в мир культуры и освоения им культурного наследия; 3) сфера информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), доминирующая в современном мире, по сути, является одним из языков моделирования, и составляет инструментарий проектной культуры и эквивалентна языкам науки и гуманитарного знания. Следовательно, для преодоления кризиса, выраженного в постоянно увеличивающемся разрыве между гуманитарным и инженерно-техническим содержанием обучения, между традиционной образовательной моделью обучения по образцам и современным запросом на инициативную креативную личность, необходимо акцентировать важность художественного образования, базирующегося на проектных методах обучения и включающего ИКТ как средство для самообразования и творческой деятельности.