Смекни!
smekni.com

О выполнении Комплексной программы «интеграция образования и культуры» за 2007 год Научный (стр. 7 из 11)

По итогам фундаментальных и прикладных исследований сделаны следующие выводы:

1. Разработаны теоретико-методологические основы непрерывного развития современного образования в культурно-историческом контексте, предопределяющие содержательно-целостное обобщение разнообразных исторически выработанных форм деятельности человека и формирование у детей и молодежи объективных воззрений на закономерности и динамику социокультурного прогресса человечества;

2. В рамках комплексной программы РАО «Интеграция образования и культуры» впервые проведены исследования в области системного анализа современного образования как механизма и формы культурной преемственности, влияния интеграционных процессов культуры и образования на развитие человека, разработки концептуальных основ воспитания искусством детей и юношества, выявления закономерностей формирования культуры межнационального общения у детей и молодежи;

3. Принципиальная новизна полученных результатов состоит в теоретическом обосновании интеграционных процессов культуры и образования, описании новой ветви гуманитарного знания – педагогики искусства как целостной системы и определении ее категориального аппарата, систематизации научных подходов и механизмов формирования у подрастающего поколения культуры здоровья и здорового образа жизни;

4. Обоснованы приоритетные стратегические направления развития художественного образования и эстетического воспитания детей и юношества в современной России, созданы концептуальные теории построения учебников нового поколения по музыке, изобразительному искусству и мировой художественной культуре и электронных образовательных ресурсов, раскрыты приоритетные направления реализации здоровьесберегающей функции образования.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Определены параметры и составляющие культуры личности современного школьника: способность к художественному обобщению культурно значимой информации; эстетическое восприятие окружающей действительности, открытость в отношении художественно-творческой самореализации. В ряду составляющих культуры личности современных детей и подростков выделены: высокий уровень развития эстетического опыта и сознания; равновесие интеллектуального и эмоционального начала при общении с культурными ценностями; коммуникативная адаптация в современном мультикультурном обществе; высокий уровень ценностных ориентаций (Кабкова Е.П.).

Апробирована система интегрированных заданий по художественно-эстетическому развитию личности, основанная на интерактивных, проблемных и проектных технологиях. Логика построения процесса обучения тесно связана с физиологическими и психологическими особенностями конкретного возраста. Было определено, что уровень развития воображения отражается на общей культуре личности: при стереотипном и репродуктивном воображении чаще всего восприятие культурных ценностей происходит только через рационально-логическое сознание, при развитом воображении задействованы эмоционально-чувственные структуры, поэтому эстетические ценности естественным образом переходят в этические. Таким образом, художественно-эстетическое развитие личности, с одной стороны необходимо для повышения общей культуры личности, с другой стороны формируется только на основе развитого воображения (Олесина Е.П.).

Выявлены уровни готовности к взаимодействию с искусством у школьников и студентов на основе разработанных проектных и творческих заданий. Исследование показало эклектичное состояние изучаемого качества у большинства опрашиваемых школьников (78 %). Это проявилось в неустойчивости отношения к искусству, внехудожественной направленности общения с ним при восприятии, дефиците эстетического опыта в сферах образования и досуга. Особо было отмечено, что искусство в представлении школьников не рассматривается как явление культуры, художественно-образное воспроизведение действительности. Аналогичное исследование в отношении будущих учителей мировой художественной культуры, музыки и литературы показало невысокую степень их готовности к взаимодействию с искусством в профессиональном плане. Только 37 % студентов продемонстрировали достаточный уровень подготовки в плане осмысления целей и задач художественного образования и эстетического воспитания детей, понимания и сформированного умения через искусство влиять на эмоциональное развитие другого человека, решения проблем художественно-педагогической деятельности в целом. Таким образом, в содержании художественного образования и эстетического воспитания как школьников, так и студентов необходима переориентация с сугубо информационного уровня на проблемно-ориентированный, позволяющий понять ценностные основы искусства и его разнообразные проявления в окружающем мире (Печко Л.П.).

Выявлено содержание музыкально-художественного опыта учащихся начальной и основной школы. Проведенное исследование показало, что на формирование музыкально-художественного опыта детей все большее влияние оказывает информационное пространство, отличающееся повышенной агрессивностью, тем более что в целостном образовательном пространстве страны явственно наблюдается тенденция к вытеснению образовательной области «Искусство» (в том числе и музыки). Анализ опыта ребенка свидетельствует, что массовая культура воспринимается им как синоним культуры вообще. Это проявляется, во-первых, в изменении ценностных ориентиров, постоянно нарастающей востребованности продуктов массовой культуры в жизни ребенка и его семьи; во-вторых – в примитивизации восприятия искусства, которое выражается в «смотрении» (не созерцании) между дел, слушании («не слышании»), в движении-пританцовывании по инерции, в желании слиться с «толпой» в массовых действах. Все это снижает уровень представлений об уникальности, ценности музыкального искусства в жизни людей, о его значимости для духовного становления человека.

Основные музыкальные интересы детей (как и их родителей) связаны с эстрадной музыкой (98 %). Упрощенность в производстве продуктов массовой культуры вызвала волну интереса к эстрадному вокалу. Об этом свидетельствуют ответы детей и подростков (более 80%). Положительным фактором здесь является стремление все большего числа учащихся к творческому самовыражению в области вокального, инструментального (электронного) музицирования. Негативное же в этом процессе – отсутствие должного внимания ко всему разнообразию жанров и форм музыкального искусства (прежде всего наиболее содержательных и развитых), что в результате приводит к снижению духовно-нравственного (воспитательного) потенциала искусства (Критская Е.Д.).

Апробирована методика театральных занятий для учащихся 7-8-х классов и студентов. В ходе экспериментального исследования установлено, что воспитание навыков анализа пьесы и спектакля проходит в специально педагогически организованном общении на занятиях факультатива в школе и при посещении театра. При этом приобретение учащимися и студентами базовых знаний о художественно-образной природе театрального искусства осуществляется в процессе театрально-творческих проявлений и опирается на накопленный опыт общения с театральным искусством (Некрасова Л.М.).

В разных видах искусства дифференцированы методы приобщения современных подростков и молодежи к русской классике. В рамках учебной программы русская культура является предметом изучения на уроках литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Несмотря на большой объем информации о русской культуре, заложенный в учебных программах, в силу ее дифференциации по разным предметам гуманитарного цикла, учащиеся не получают целостного представления о ней, как части мирового культурно-исторического пространства. Другой слабой стороной приобщения к русской культуре является преобладание репродуктивных методов изучения, ограничивающих процесс приобщения к культуре задачей запоминания и пересказа изучаемых фактов. В большинстве учебных заведений наиболее творческой формой усвоения знаний остается форма сочинения.

Проведенный эксперимент подтвердил целесообразность внедрения творческих методов приобщения современных подростков и молодежи к русской культуре. Среди них наиболее продуктивными являются методы, дающие возможность учащимся в результате знакомства с произведениями русской литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства выявить индивидуальные эстетические предпочтения и гражданские идеалы, сделав свой личный выбор. Условиями успешности их применения является профессиональная компетентность учителя каждой из дисциплин гуманитарного цикла; понимание круга интересов, культурного пространства учащихся; умения руководствоваться методами «своего» искусства при преподавании, раскрывая художественно-образную природу художественной культуры.

Продуктивными методами, объединяющими разные виды искусства при изучении русской культуры, являются экскурсии в художественные, литературные, исторические, краеведческие и мемориальные музеи, проведение «художественных событий» и экскурсий по проектам учащихся; обмен эстетическим опытом, художественными впечатлениями, представлениями о формирующихся идеалах между учащимися разного возраста – подросткового и юношеского. Одним из эффективных методов является интеграция знаний в области выдающегося явления русской культуры на занятиях изобразительным искусством, дающая возможность в творческой художественно-образной форме выразить свои гражданские и эстетические приоритеты, сложившиеся в результате изучения конкретного явления культуры, пройдя путь от замысла к воплощению (Фомина Н.Н.).