На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров –
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день – настала ночь; -
Пришла – и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!
<Начало 1839>
В письме Э.Ф. Тютчевой поэт признавался: «…Чувство тоски и ужаса уже много лет стало привычным состоянием моей души… » Подтверждение этого чувства можно найти во многих произведениях Тютчева, в том числе и в стихотворении «День и ночь».
Противопоставление дня и ночи у Тютчева означает разграничение «дневной» сферы повседневного, будничного, земного и «ночного» мира мистических прозрений. «Дневной» мир связан с суетой, шумом, ночь – с темой самопостижения. День может ассоциироваться с ликованием жизненных сил, с торжеством гармонии и разума, ночь – с хаосом, безумием. День уподобляется «покрову», накинутому над «бездной». Ночь, напротив, обнажает «бездну», раскрывает самую суть природы – стихию, хаос.
Основа поэтической модели Тютчева – двоемирие. Человек, его душа – между небом и землей, «на пороге двойного бытия». Поэт по-новому ощутил место человека в окружающем его мире: он не центр мироздания, а всего лишь песчинка в океане Вселенной. Ощущение покинутости, обнаженности, осознание ничтожности притязаний разума и призрачности человеческой свободы – все это, внутренне пережитое Тютчевым, выливалось в стихи.
Тютчев – открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб его поэтических ассоциаций поразителен:
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами…
Тютчеву было присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности. Он прямой продолжатель монументальной формы философской лирики Ломоносова, достаточно вспомнить такие строки:
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна.
(М.В. Ломоносов)
Стихотворение «День и ночь» принадлежит к философской лирике поэта. В нем он продолжает тему взаимоотношений человека и природы. Борьба между хаосом (ночь) и космосом (день) не закончена, поэтому порядок и организация в мире – «златотканый покров», под которым дремлют до поры силы разрушения.
Борьба космоса и хаоса происходит в душе человека. День прекрасен:
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
В этих строчках чувствуется движение жизни, самая жизнь. Динамика стихотворения создается четырехстопным ямбом, очень энергичным.
Но дневная жизнь не в состоянии утолить тоску человека по иным формам общения. Эти неудовлетворенные потребности тревожат человека, ищут выхода. И как только «благодатный покров» дня поглощается ночным мраком, выходит на поверхность и обнажается неохваченная космосом темная бездна с ее «страхами и мглами», с ее непросветленной, таинственно-разрушительной глубиной. «Бездна обнажена». Кроме метафорического эти слова несут на себе и первозданный смысл, что характерно для лексики тютчевских стихотворений, которая как бы вторично рождается. И слово «обнажена» относится не только к бездне ночи, но и к бездне человеческой души: обнажена – значит открыта, незащищена, отсюда и страхи перед неизвестностью и непостижимостью самого себя.
Современная цивилизация хрупка, она не в силах высветить душевные глубины человека, подсознательные их недра остаются темными, неупорядоченными, хаотическими. Тема одиночества современного человека, «ночная» тема развиваются Тютчевым в таких стихотворениях, как «Есть некий час в ночи всемирного молчанья…», «О чем ты воешь, ветр ночной…», «Бессонница», «Сны».
Главный жанр Тютчева – фрагмент, представляющий собой разложение прежнего жанра – оды. Поэтому стихам Ф.И. Тютчева свойствен декламационный синтаксис, использование архаичной лексики: «духов», «болящей», «мглами». Возвышенность и особенную прелесть стихотворению придают сложные эпитеты «земнородных», «златотканый».
Композиция стихотворения – две строфы – традиционна для Тютчева. В центре стихотворения как будто намечен перелом, отмечена симметрия. Произведение строго делится на две контрастные части, о чем заявлено в самом названии – «День и ночь».
Тютчев близок здесь Л.Н. Толстому и Ф.М. Достоевскому: первому в понимании диалектики души, второму – в психологизме изображаемого и ощущении трагичности человеческого бытия.
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит.
1842
Своим строением стихотворение напоминает «Зимнее утро» Пушкина: утром поэт обращается к возлюбленной и вспоминает, что было вечером. Но картина, созданная Фетом, оригинальна. Утро прекрасно, лирический герой хочет порадоваться чудесному утру вместе с возлюбленной (как в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…»), но не хочет ее будить. Она спит сладко, но подушка горяча, «горяч утомительный сон». Почему? Вечером она сидела у окна и наблюдала за луной:
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Почему? Что произошло? Какие события могли вызвать у героини стихотворения подобные переживания? Фет ничего не говорит о конкретных событиях. Мы их можем только домыслить или вообразить.
Девушка переживала, ощущала беспокойство, но только во сне к ней пришел желанный покой: «На заре она сладко так спит!» покой любимой дорог лирическому герою, и он не хочет тревожить желанный отдых девушки. Может быть, с пробуждением беспокойство вновь овладеет ею. В любовной лирике Фета отсутствует индивидуализированный образ девушки, образ ее сливается с образами природы. В этом стихотворении портрет героини создан легкими набросками: мы видим грудь, ланиты, косы, любуемся ее красотой вместе с лирическим героем. Характер и судьба героини отсутствуют. Поэт уловил состояние молодости с ее тайными желаниями, нетерпеливыми ожиданиями, смутными тревогами.
Возвышенное настроение создает устаревшая лексика и архаичные грамматические формы: «ланиты», «бегут на плеча». В стихотворении создана романтическая обстановка: луна, соловей, ночь. Но образы не выглядят схематично – они наполнены жизнью.
Стихотворение наполнено трехстопным анапестом, который соответствует ритму вальса. Это придает стихотворению еще большую интимность и романтизм.
Перекрестная рифмовка, богатые мужские рифмы (закрытая: спит – ланит, сон – сторон и открытая: буди – груди, луна – она, больней - соловей), частые повторы (на заре…, на заре…; подушка «горяча», сон «горяч») создают неповторимую музыкальность стихотворения. Фета не зря называли поэтом-музыкантом: параллелизм синтаксических конструкций («И чем ярче играла луна/ И чем громче свистал соловей…»), аллитерации («А вчера у окна ввечеру…», «Сердце билось больней и больней») помогают поэту создавать мелодию стихотворения. Недаром на это стихотворение была написана музыка, и получился один из самых популярных романсов.
Мир природы у Фета живет полной жизнью: «утро дышит», «горит», луна «затевает игру». Очень выразительны эпитеты – «утомительный сон», «на юной груди». Можно также отметить метафоры, соединенные с олицетворениями: «И, чернеясь, бегут на плеча/ Косы лентой с обеих сторон».
В основе стихотворения – кольцевая композиция.
Это стихотворение принадлежит к любовной лирике Фета, ее раннему периоду. Лирический герой испытывает любовь-радость, которая сочетается с картинами природы.
3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СТИХОТВОРЕНИЙ Ф.И. ТЮТЧЕВА «ВЕСНА»
И А.А. ФЕТА «ШЕПОТ, РОБКОЕ ДЫХАНЬЕ…»
Цели работы:
Пояснения:
Работу можно провести в рамках элективного курса «Анализ лирического стихотворения», при подготовке старшеклассников к ЕГЭ (выполнение части С) или на уроке литературы в 10 классе при изучении творчества А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
Результатом работы и формой контроля может быть сочинение – сравнительный анализ.
Вступительное слово учителя:
Афанасий Фет в «Воспоминаниях» называл Тютчева одним из величайших лириков на земле. В программной статье 1859 года «О стихотворениях Тютчева» Фет отмечал: «Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за нами черед оправдать его тайные надежды».