Тютчев тоже не остался равнодушен к стихам своего последователя. В стихотворении «Иным достался от природы…» он сопоставляет свой поэтический дар с талантом Фета:
Иным достался от природы
Инстинкт пророческий слепой –
Они им чуют, слышат воды
И в темной глубине земной…
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел –
Не раз под оболочкой зримой ты самое ее узрел…
- Какие жизненные реалии отражены в этих стихотворениях? Как использованы их образы в стихотворениях поэтов?
- Мысль или чувство они рождают прежде всего? Какую мысль? Какое чувство?
- А.С. Пушкин в «Евгении Онегине», пародируя приверженность Владимира Ленского к романтизму, так характеризует поэтические опыты своего героя:
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туману даль,
И романтические розы;
Он пел про дальние страны,
Где долго в лоне тишины
Лились его живые слезы…
Розы, слезы, луна, тишина – непременные атрибуты поэзии тех, кто, по выражению Пушкина, пишет «темно и вяло». Банальные рифмы часто возникали в бездарных стихах графоманов, современников Пушкина. Есть «розы – слезы» и в сравниваемых стихотворениях. С какой целью используют их поэты?
- Проследите, как функционируют образы, составляющие эту рифму, в произведениях Тютчева и Фета?
- Обратитесь к синтаксическим особенностям анализируемых стихотворений. Как своеобразие поэтического дара каждого из художников слова влияет на синтаксис стихотворения?
- Каково значение «высокой» лексики в этих стихотворениях?
- Определите тип каждого из лирических текстов.
- Проанализируйте особенности лирического сюжета обоих стихотворений.
- К какому виду лирики (пейзажной, философской, любовной) вы отнесете эти произведения?
- Насколько «зримым» является пейзаж этих стихотворений?
- Докажите, что оба стихотворения представляют по жанру лирику мысли.
- В чем основное различие философской лирики Тютчева и философской лирики Фета? (Используйте категорию «сознательное - бессознательное».)
Творчество Фета и Тютчева традиционно сопоставляют, поскольку они жили в одно время и оба немало писали о природе и о любви. Но внешнее сходство обманчиво – художественные миры поэтов глубоко различны.
4. Сделайте самостоятельно, опираясь на алгоритм анализа стихотворного текста, полный анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «CACHE - CACHE».
CACHE – CACHE
Вот арфа ее в обычайном углу,
Гвоздики и розы стоят у окна,
Полуденный луч задремал на полу:
Условное время! Но где же она?
О, кто мне поможет шалунью сыскать,
Где, где приютилась сильфида моя?..
Волшебную близость, как бы благодать,
Разлитую в воздухе, чувствую я.
Гвоздики недаром лукаво глядят,
Недаром, о розы, на ваших листах
Жарче румянец, свежей аромат:
Я понял, кто скрылся, зарылся в цветах!
Не арфы ль твоей мне послышался звон?
В струнах ли мечтаешь укрыться златых?
Металл содрогнулся, тобой оживлен,
И сладостный трепет еще не затих.
Как пляшут пылинки в полдневных лучах,
Как искры живые в родимом огне!
Видал я сей пламень в знакомых очах,
Его упоенье известно и мне.
Влетел мотылек и с цветка на другой,
Притворно-беспечный, он начал порхать.
О, полно кружиться, мой гость дорогой!
Могу ли, воздушный, тебя не узнать!
(1826 г)
Алгоритм анализа стихотворного текста:
Вопросы для анализа:
* Какое впечатление у вас вызвало это стихотворение?
* Каким настроением проникнуты строки о любовном свидании? (радостное, беззаботное) Как передано это мировосприятие?
* Проанализируйте «свет», «звуки», «запахи», которыми наполнено стихотворение. Какими средствами достигается «игра света», «звучание» стихотворения?
* Состоялась ли встреча?
* Чем объяснить шутливый, игривый тон стихотворения?
* Какой вы представляете возлюбленную поэта?
* Что означает название стихотворения? (В переводе с французского – прятки.)
* Найдите характерные для Тютчева эпитеты. Какова их роль?
* Найдите в тексте сравнение. В чем его необычность?
* Согласны ли вы с утверждением, что глаза в любовных стихах Тютчева – главная деталь? Ответ обоснуйте.
* Как в стихотворении появляется Она? Какие изобразительные средства использовал автор?
* Какое место, по-вашему, это стихотворение занимает в любовной лирике поэта?
Цель анализа – воспитать внимательное отношение к поэтическому слову, сформировать читательский вкус, развить навыки выразительного чтения.
Контрольное задание:
Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть, постарайтесь передать игривость, легкость и беззаботность полудетских отношений.
5. Проанализируйте стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога» - стихотворный размер, лексику, синтаксис, композицию стихотворения; сформулируйте основные мотивы этого стихотворения и укажите его связи с другими стихами поэта.
О маленькой поэме «Железная дорога» существует обширная литература (К.И. Чуковский. Н.Н. Скатов).
Стихотворение написано в 1864 году. В его основу положены факты, связанные со строительством в 1842 – 1851 году Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург, то есть еще во время существования крепостного права. Некрасов, несомненно хотел подчеркнуть, что и после освобождения положение народа мало в чем изменилось: тот же нечеловечески тяжелый труд, те же невыносимые условия, в которых приходилось работать, тот же произвол всякого рода подрядчиков, десятников и проч. Но самое главное – поэт решил воспеть героический труд народа и показать, кто же является истинным созидателем материальных ценностей, в том числе и железных дорог.
Стихотворение начинается с пейзажной зарисовки. Пейзаж этот очень поэтичен. Как отмечает в своей статье Н.Н. Скатов, «чего стоит природа, зовущая выспаться, не спать, а именно выспаться. По-мужицки усталый человек хочет уйти в природу, отдохнуть не для того, чтобы «в истине блаженство находить», а просто… выспаться».[1]
Некрасов поэтизирует непоэтизировавшееся: пни и моховые кочи, лед, словно тающий сахар. Удивительно просты и точны его эпитеты: листья желты и свежи, силы уставшие, ночи морозные. Осень, изображенная Некрасовым, увидена глазами русского человека и воспринимается по-народному, по-мужицки. За этой простотой – родимая Русь! Слова «Всюду родимую Русь узнаю» придают стиху возвышенное звучание.
Всему придает таинственность и фантастичность лунное сияние. Мерный стук колес, наводящий на размышления, успокаивающий, умиротворяющий, передан разностопным дактилем с усеченными стопами. В третьей и четвертой строфах этот темп ускоряется. Словно пробудившись от сна (думы) лирический герой вступает в полемику с генералом: поэт возвращает нас к эпиграфу стихотворения. А дальше начинается сказка-сон Ванюши, вызванная рассказом попутчика. Дактиль передает не только стук колес, он позволяет представить качающиеся в лунном сиянии толпы мертвецов, которых видит за окном Ваня под воздействием неторопливого повествования попутчика, увидеть смену картин за стеклом (как на экране телевизора; великолепная режиссерская находка Некрасова, если можно так сказать).
Первая и вторая части стихотворения едины. Многие склонны видеть между ними контраст:
Нет безобразья в природе…
Значит есть безобразье где-то еще, в чем-то другом – в жизни крестьян, например. Стихотворение написано не столько ради того, чтобы показать эти «безобразья». На мой взгляд, эта маленькая поэма – гимн трудовому народу многонациональной России, восхищение его силой духа, стойкостью. Именно на этом примере воспитывает Ваню (новое поколение) поэт-рассказчик.
Образ России угадывается уже в первых строчках стихотворения. Кроме того, Некрасов широко использует фольклорные мотивы, народную речь, обороты, встречающиеся в фольклоре: косточки русские (вспомните сказки и былины), сказка о царе Голоде. Мужики, строители железной дороги, пришли
С Волхова, с матушки-волги, с Оки,
С разных концов государства великого…
Как сразу расширяются границы стихотворения (представьте панорамные съемки, как в батальных сценах в «Войне и мире», или сопоставьте с масштабностью «Слова о полку Игореве»). И снова дактиль, который передает страшное гипнотизирующее пение. «Топот и скрежет зубов» слышны благодаря аллитерации:
… «В ночь эту лунную
любо нам видеть свой труд!
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Вторая часть – многоголосие. К хору мертвецов присоединяется голос автора, слова рассказчика, обращенные к Ване (мальчик не говорит, но мы видим его реакцию на происходящее):
«Стыдно робеть, закрываться перчаткою, ты уж не маленький!» - говорит ему попутчик.
Из толпы выхвачен «высокорослый больной белорус». Фигура его словно вырастает из лунного сияния (крупный план). Некрасов детализирует портрет с помощью эпитетов: