7
этого понятия в начальной школе, поэтому только ищем в метафоре эпитеты.
Это стихотворение ещё интересно тем, что в нём много повторяющихся звуков, особенно «озвучено» четвёртое четверостишие, в нём звучит и гласный «у», и согласные «в», «т», «с».
Стихотворение С. А. Есенина можно отдать для самосто-ятельной работы учащихся, чтобы они нашли в нём эпите-ты и определили настроение, выраженное автором.
Уроки 7-8-й. Работа над картиной И. С. Остроухова «Золотая осень»
Цели уроков: рассматривание и анализ изобразительно-выразительных средств живописи, «вхождение» в картину, выполнение творческих работ.
В прошлом учебном году мы уже рассматривали репро-дукции картин художников и соотносили их с литератур-ными произведениями на ту же тему. В этом году мы будем заниматься в основном пейзажной живописью, соотнося картины художников с поэзией, изображающей разные вре-мена года, и более глубоко анализировать основные изобра-зительные средства художников: цветовую гамму, её воз-действие на зрителя, свет, микротемы, соотнесение переднего плана и фона и др. Наша главная задача, чтобы учащиеся осознали единую образную природу искусства и получили представление о специальных средствах, с помощью кото-рых создаётся образ в разных видах искусства.
В подготовке к урокам по анализу картин художников Вам поможет методическое пособие В. И. Воробьёвой и С. К. Тивиковой «Сочинение по картинам в начальных классах» (М.: ACT, 2002).
Перед рассматриванием картины И. С. Остроухова луч-ше всего прогуляться с ребятами по лесу или парку, где они смогут наблюдать осенние изменения в природе: небо, землю, деревья, листья и т. д. Связь этого урока с преды-дущими выявится в первом вопросе, который можно задать учащимся: «Какое из стихотворений, изученных вами на
8
прошлых уроках, лучше всего соотносится с картиной ху-дожника И. С. Остроухова?»
Иван Семёнович Остроухов (1858-1929) родился в Москве и в детстве очень увлекался живой природой. Позднее это увлечение соединилось с любовью к рисованию и открывшимися способностями к живописи. И. С. Остроухов, по сути дела, художник-самоучка: он брал уроки живописи, особенно дорожил советами И. И. Шишкина и И. Е. Репи-на. Наиболее известные его картины, кроме «Золотой осе-ни», «Первая зелень» и «Сиверко». Пейзажи И. С. Остро-ухова напоминают своим лиризмом и свежестью восприятия русской природы работы и манеру И. И. Левитана, но в них нет той печали и грусти, как в картинах этого художника.
Беседу по картине можно провести по следующим вопро-сам:
1. Что изображено на картине, какой это период осени?
2. Какие деревья изобразил художник? В какие группы они объединены? Какие ещё микротемы вы видите на кар-тине?
3. Какие цвета преобладают в картине? Они близки по тону или контрастны?
4. Какое впечатление производит цветовая гамма, подо-бранная художником? Назовите оттенки цветов, которые подбирает художник.
5. Какое настроение вызывает у вас картина? Составьте словарь настроений (синонимов) к картине художника, её отдельным микротемам (старые клёны на переднем плане, молоденькие клёны, дубы в левой части картины, тропин-ка, сороки...).
6. Как распределяется свет в картине? Как изображено небо? Почему?
7. Чувствуется ли присутствие человека в картине ху-дожника? Кто оживляет этот уголок леса?
8. Что вы можете рассказать об авторском замысле и настроении, с которым он писал картину, его отношении к природе?
9. Обобщите всё, что вы увидели в картине художника, и расскажите о ней по следующему плану: тема картины;
9
её композиция; описание каждой микротемы картины, её содержания, цвета, настроения, которое она вызывает; ваше восприятие картины художника.
После беседы и пристального, подробного рассматрива-ния картины можно предложить детям на выбор три твор-ческих задания:
1. Придумайте и разыграйте диалог сорок.
2. Представьте себе, что вы идёте по тропинке в глубь леса. Расскажите, что вы там увидите, кого повстречаете, запишите свой рассказ.
3*. Продолжите стихотворение А. Г. Майкова «Осень»: Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Восьмой урок может быть уроком-концертом, когда класс украшен детскими рисунками, а дети читают стихи об осе-ни и самые лучшие творческие работы.
I. Народные сказки (17 часов)
Урок 9-й. Вхождение в мир русской народной сказки
Цели урока: 1) введение учащихся в мир волшебной сказ-ки; 2) знакомство с прологом из поэмы А. С. Пушкина «Рус-лан и Людмила» и с восприятием знаменитого «Лукоморья» народной художницей Т. А. Мавриной.
В каждом нашем учебнике дети читали и изучали сказ-ки и уже многое о них знают. Но в этом учебном году они должны углубить свои представления о сказке, понять её роль в культуре народа и через сказку всмотреться в себя и свою жизнь. Кроме того, мы будем разбираться в строении сказки, выясним, что определяет сказочный сюжет и поче-му встречаются похожие сюжеты в сказках разных наро-дов, а также обобщим всё, что знают дети об особенностях языка сказок.
Продолжая работу над сказкой, учащиеся познакомятся с волшебными и бытовыми сказками, выяснят их особенности и, наконец, вооружённые всеми этими знаниями, бу-дут сочинять сказки сами.
10
Введёт учеников-читателей в сказочный мир А. С. Пуш-кин. Его пролог к поэме «Руслан и Людмила» - окно в этот мир, через которое можно не только его увидеть и разли-чить в нём отдельные фигуры, но и услышать чудную рус-скую народную речь. Чтобы и дети почувствовали и смогли передать в своём чтении эту речь, можно после знакомства с текстом «Лукоморья» предложить его прочесть вслух с по-мощью многоголосного чтения: первые 6 строк и последние 4 строчки читает 1-й голос, хором исполняются главные, акцентируемые строки: «...Там чудеса», «...Там Русью пах-нет!», а остальные читаются отдельными голосами, напри-мер «...там леший бродит» - один голос, «...Русалка на ветвях сидит» - следующий, и т. д.
Мы соединили пушкинский текст с иллюстрацией Т. А. Мавриной, поскольку нам видится абсолютное, орга-ничное слияние народного русского сказочного стиля художницы, которая иллюстрировала все сказки А. С. Пуш-кина, и «русского духа» его произведений. Татьяна Алек-сеевна писала о своём восприятии Пушкина, и дети после знакомства с текстом «Лукоморья» могут попытаться отве-тить на её непростые «детские» вопросы и подивиться её литературным открытиям.
«Не вспомнишь, когда выучила наизусть этот пролог к «Руслану», кажется, с ним и родилась. Сначала был Пуш-кин, потом уже сказки. Леший в лесу - по Пушкину, ру-салка над водой - по Пушкину, Баба Яга - тоже по Пуш-кину. И конец: «И там я был, и мед я пил» - конечно, придумал первый Пушкин, а потом взяли в сказки эти инте-ресные слова.
В «Мёртвой царевне» у него ещё лучше: Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил.
Какие усы он обмочил, когда у него усов нет? И что это за мёд, который не едят, а пьют? Где это «там»? И что такое «русский дух»? Почему царевна тужит, а Кощей чахнет? Зачем королевич пленяет грозного царя? Какие такие чуде-са? Какой леший? И хорошо бы побывать там. Столько дет-ских вопросов, на которые я постаралась ответить под ко-нец своей жизни, делая обложку «Лукоморья».
11
Стихи меня надолго заколдовали. Они как заклинание. Заклинанием и должен быть пролог-присказка. Настойчиво сжатым, много в себя вмещающим - сказочный мир и «рус-ский дух».
Всё время идут повторения: «там чудеса...», «там ле-ший...», «там на неведомых дорожках...», «там королевич мимоходом...», «там ступа с Бабою Ягой...» - всё построено на этом утверждающем «там» неведомой географии. Повто-рением лучше достигнуть желаемое. Может, поэт приме-нил в «прологе» такой колдовской приём, желая нас поско-рее переселить в сказочный мир. И второй век по его воле мы с детских лет, с самого первого слова этого стихотворе-ния-заговора «У лукоморья», и последующих «там, там, там», и ходящим вправо-влево котом завораживаемся; и все лешие, русалки, богатыри приобретают таинственную ре-альность - где-то «там», и это «там» как бы в нас самих или рядом» (Т. А. Маврина).
Уроки 10-18-й.
Изучение волшебных сказок. Анализ сказок «Баба Яга»,
«Сивка-бурка», «Деревянный орёл», «Бой на Калиновом мосту»
Цель уроков: выявление и осознание детьми особенностей волшебных сказок.
Прежде всего необходимо вспомнить особенности русских народных сказок, которые уже знакомы учащимся. Они скажут, что это вид устного народного творчества, что ге-роями сказок могут быть звери, люди и вообще фантасти-ческие существа, что сказка - сказывается. Говоря об осо-бенностях сказочной речи, необходимо добиться, чтобы дети сами поняли, отчего язык сказки так прост, лаконичен, почему в сказках имеются повторы, устойчивые выраже-ния, почему сказочные эпитеты постоянны, что это не признак бедности языка, а следствие сложности устного расска-зывания. Можно поиграть с ребятами в игру, похожую на «испорченный телефон», только передают в ней не слово, а небольшую историю. Побеждает та группа, которая сумеет передать историю слово в слово.
12
Дети разбиваются на группы и садятся цепочкой. Веду-щий каждой группы рассказывает небольшую историю пер-вому сидящему, тот передаёт её второму, второй - третье-му и т. д. Последний рассказывает историю вслух, а ведущий отмечает ошибки в рассказе. Конечно, никто не сможет пе-ресказать историю дословно. Но дети наглядно увидят, что происходит с текстом, когда его передают «из уст в уста», как трудно удержать в памяти точные и яркие слова и выражения и как облегчают задачу рассказчика повторы, по-стоянные эпитеты и устойчивые выражения.
После повторения учитель может обобщить уже сказанное и добавить то, чего дети не знают, углубляя их пред-ставления об исторических корнях сказки. Например, можно сказать следующее: