Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «литературное чтение» для 3-го класса Москва (стр. 7 из 12)

На последнем уроке можно провести викторину по сказ-ке «Стойкий оловянный солдатик» и по другим сказкам Андерсена, любимых сегодня и детьми, и взрослыми, пото-му что в конце жизни он писал сказки для взрослых, кото-рые сегодня очень хорошо бы перечитать: «Новое платье короля», «Свинья-копилка», «Всему своё место» и др. Воп-росы придумают сами ребята, мы же можем предложить следующие:

1. Какая сказка начинается так: «Хорошо было за горо-дом! Стояло лето...»?

2. Сколько братьев было у оловянного солдатика?

3. Кому из героев сказок принадлежат следующие слова: «А король-то голый!», «Песнями сыт не будешь, чирикань-ем зимой не согреешься»?

4. Какую историю автор слышал от ласточки?

Уроки 45–47-й. Изучение «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

А. С. Пушкина

Цели уроков: 1) продолжение работы над авторской сказ­кой и сказками А. С. Пушкина; 2) осмысление особеннос-ти художественной формы сказки и её языка, выведение и освоение нравственных уроков произведения.

Нам кажется, что задавать чтение этой сказки А. С. Пуш-кина на дом не стоит: она настолько художественно и му-

34


зыкально совершенна, сказочная речь так проста, повество-вание так пронизано лирической интонацией автора, что её надо читать учителю вслух, подчёркивая то авторское со-чувствие, то его ироническое отношение, а главное, играя, изображать голосом и жестами всё, о чём пишет поэт. При перечитывании сказки с детьми можно читать её, разбивая на смысловые части и составляя сюжетный план.

В изучении этой сказки и других сказок А. С. Пушкина Вам поможет книга замечательного современного пушки-новеда В. С. Непомнящего «Поэзия и судьба» (М.: Совет-ский писатель, 1983).

Говоря о начале сказки, необходимо, чтобы учащиеся увидели не только отсутствие сказочного зачина, свойствен­ного любой авторской сказке, а особенное, пушкинское изоб-ражение жизни, в деталях, подробностях, житейских ме-лочах. Здесь же - пейзаж, но это пушкинский пейзаж, где девятью словами изображено то, что мы видели в его лири­ке: «...вьётся вьюга, || снег ложится на поля, || вся белё-шенька земля». Особенно потрясает тёплое, ласковое, очень русское, народное слово «белёшенька», в котором чудятся и «пышная пелена», и «великолепные ковры». А как под­робно и точно изображены переживания царицы, которая наконец-то дождалась дорогого гостя!

А далее начинается «театр», как точно характеризует это свойство пушкинского изображения В. С. Непомнящий, именно с помощью движения и жеста раскрывается харак-тер новой жены царя. Пушкин рисует её портрет, в кото-ром сразу показывает противоречие внешнего и внутренне-го. Единственное, с кем она была «добродушна», т. е. добра душою, - это зеркальце, да и то, пока оно хвалило её. Даже по речи, обращенной к Чернавке, можно судить о завистливо-сти, злом нраве и грубости этой женщины, не говоря уже о её поступках.

В противовес ей простая сенная девушка, Чернавка, хоть и не смела противиться жестокому приказу, но «не убила, не связала», а отпустила царевну, ласково сказав: «Не кру-чинься, Бог с тобой».

35


Голос автора прерывает изображение, то сетуя: «...но как быть? И он был грешен...», то возмущаясь: «Чёрт ли сла-дит с бабой гневной?», то любуясь: «...Белолица, чернобро-ва, нраву кроткого такого...», причём любуется, подчёрки-вая именно кроткий нрав.

Описывая пребывание царевны у богатырей, Пушкин как будто рассказывает не о царевне, а о простой работящей крестьянской девушке, трудолюбивой и скромной. Далее поэт будет подробно и детально описывать повседневные дела семи братьев и, параллельно их жизни, её обычные домаш-ние заботы. В основе их жизни - нравственные представ-ления народа о том, чем должна заниматься в доме женщи-на, а чем - мужчина, о верности невесты своему жениху, об уважении к слову, данному другому человеку.

Обратите внимание учащихся на «крупным планом» изоб­ражённые детали, например: «...подбираясь, поднялася на крыльцо...», т. е. подбирая подол платья, и ещё на то, что пёс к ней ласкается.

Эту часть уже можно дать читать детям, тем более что в диалоге братьев и их названой сестрицы такие живые инто-нации и много мест, где конец предложения не совпадает с окончанием строки, что вызывает затруднение у детей при чтении вслух, а значит, нужна тренировка.

Дальнейшее развитие сказочного сюжета позволяет срав-нить поведение верного пса в эпизоде появления царевны и старухи - так продолжается тема верности. И снова, но уже сами ученики-читатели, читая текст сказки, будут на-ходить подробности в изображении Соколко, в описании яблока, действий семерых братьев, которые нашли и схоро-нили царевну, и т. д. Пусть дети обращают внимание на проявление авторского отношения к героям (можно все ос­новные линии наблюдения за текстом отдать группам ре-бят, которые будут следить за героями, отмечать худо-жественные детали и подробности, выявлять авторскую позицию, искать реальное и фантастическое, традиционные сказочные элементы и т. д.).

Новый герой, появившийся в сюжете сказки, королевич Елисей, действует вроде бы традиционно: разыскивает свою

36


пропавшую невесту, обращается к силам природы, но ожив-ляет он её не поцелуем, как все царевичи, а по-другому: «И о гроб невесты милой он ударился всей силой». И дети объяс-нили, почему это так написано автором: царевна лежала под хрустальной крышкой, и прежде чем поцеловать её, надо было эту крышку разбить. Так выявилось подробное, реалистическое восприятие сказки учениками-читателями, что соответствовало особенностям её написания Пушкиным. В завершении анализа сказки Пушкина необходимо под-вести итоги освоению учащимися нравственных идей сказ-ки. На наш взгляд, они таковы:

1. Любовь - главная сила в мире, она побеждает всё, даже смерть.

2. Красота - внутреннее, а не внешнее свойство челове-ка; красота души определяется добротой, трудолюбием, скромностью- таковы народные представления о красоте человека.

3. Верность в дружбе и любви спасает и то, и другое, и спасает душу самого человека.

Для сравнения можно показать детям сюжет народной сказки, которая легла в основу сказки А. С. Пушкина, его конспективную запись:

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой - уби­рает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, - говорят, -тут был кто-то..., коли мужчина, будь нам отец или брат, коли женщина, будь нам мать или сестра... Мачеха прихо-дит в лес под видом нищенки - собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется...»

Пусть учащиеся подумают, что и почему изменил поэт в народной сказке.

На последнем уроке можно читать наизусть любимые страницы из «Сказки о мёртвой царевне...» и других ска-зок Пушкина, инсценировать фрагменты сказки, отгады­вать кроссворды, составленные детьми, и ответить на воп­росы викторины, провести конкурс рисунков по сказкам великого русского поэта.

37


Уроки 48-50-й. Изучение сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Цели уроков: 1) представление учащимся замечательного русского писателя, знакомство с особенностями его прозы; 2) осмысление нравственных коллизий, изображённых в произведении, восприятие его нравственных уроков.

Уроки можно и нужно начать с рассказа о жизни писате-ля, причём именно тех моментов его жизни, которые помо-гут учащимся лучше понять глубокий нравственный смысл сказки «Тёплый хлеб».

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) родил-ся в Москве, но детство своё провёл с дедушкой и бабушкой на Украине. У деда была богатая военная биография, и он много и очень живо и интересно рассказывал внуку о вой-не. К. Г. Паустовский тоже воевал, сначала был санитаром полевого санитарного поезда в Первую мировую войну, а во время Великой Отечественной войны был военным коррес­пондентом. На фронте, за несколько месяцев до Победы, он написал сказку «Тёплый хлеб».

Почему он на войне взялся писать сказку и почему напи-сал именно такую, нам и предстоит с вами понять.

Вот объяснения писателя, которыми Вы можете восполь-зоваться (конечно, не в начале работы над сказкой, а в кон­це, чтобы подтвердить правильность выводов детей). Кроме того, в этом высказывании великого мастера и человека содержатся удивительно просто и точно сформулированная цель и путь воспитания ребёнка через литературу.

«Война - дело жестокое, но не надо воспевать ожесто-чившиеся характеры, ...писать надо о добром, о хорошем, благородном и красивом в человеческой душе. И показы­вать, как добро, даже на войне, накапливается постепенно, так же постепенно, как и сама литература оказывает влия-ние на формирование в нас коренных представлений о доб-ре и зле, о цели жизни, о любви к Родине».

По нашим представлениям, сказка К. Г. Паустовского о добре и зле, о том, что зло помещается в душе человека, так же как и добро; о трудном пути к человеческому в себе, о препятствиях, с которыми человек может справиться толь-

38


ко сам, если честно судит себя и исправляет свои ошибки; о том, что на этом пути ему помогут люди, которые всегда помогают в правильном и праведном деле.

Сказка К. Г. Паустовского - высокохудожественное про-изведение, и нам особенно важно, чтобы дети не просто чи-тали его удивительные описания природы, а, так же как и мы, взрослые, восхищались мастерством писателя. Поэтому именно здесь мы вводим понятие пейзажа.

Урок 51-й. Контрольная работа №2

V. Басни (3часа)

Уроки 52- 54-й. Знакомство с жанром басни

Цели уроков: 1) освоение жанра басни, знакомство с про-изведениями баснописцев разных эпох; 2) освоение содер-жания и нравственных уроков басен.