Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «литературное чтение» для 3-го класса Москва (стр. 9 из 12)

Последний отрывок из произведения писателя «От вес-ны до весны» выводит на разговор о замечательной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) родился в семье мелкого московского купца. Мать его умерла рано, но его мачеха, заметив способности и тягу мальчика к ри-сованию, уговорила мужа отдать сына учиться живописи, а не торговому делу, как он хотел.

44


А. К. Саврасов был пейзажистом. На всю жизнь запомнил он слова своего учителя: «Прислушивайтесь к природе -она не обманет». Хотя художник и бывал за границей, бо-лее всего он любил рисовать русский пейзаж, простую, скромную деревенскую природу средней полосы России. В деревне Молвитино Костромской области была написана его знаменитая картина «Грачи прилетели». Что в ней та-кого особенного? Почему от этого скромного пейзажа, где изображены несколько кривеньких берёзок с грачиными гнёздами, так не хочется отрывать взгляд?

Художник любил изображать весну, но именно раннюю, когда природа только-только пробуждается, ещё лежит снег, но уже повеяло весною. Вот и на этой картине изображён потемневший, уже подтаивший, видимо, мартовский снег, на котором художник тщательно выписал упавшие веточ-ки. Яркого солнца нет, с трудом пробиваются солнечные лучи, лишь яркая белизна снега за берёзами да тени, от­брасываемые деревьями на снег и дощатый забор, обещают солнце.

Главная тема картины - это, конечно, грачи, вьющиеся в своих шумных хлопотах вокруг гнёзд, расположенных на берёзах. Сами берёзы - неказистые, кривые, к ним нельзя не испытывать жалость. Дойдя взглядом до берёзок, хочет­ся здесь «остаться», в этом обжитом пространстве, хотя художник нарисовал крыши домов, церквушку и в перс-пективе равнину, чёрную после растаявшего снега, с блес­тящими островками воды. И всё это такое русское, щемя-ще грустное, но светлое, такое родное, как небо, с ещё низкими по-зимнему облаками, но уже с ясными голубыми просветами, как надежда на приход весны, на радость и счастье.

Для сравнения можно рассмотреть картину И. И. Леви­тана «Март» на обложке учебника. Та же ранняя весна, но какая солнечная, яркая, тёплая картина нарисована худож­ником! Какое синее небо, какой рыхлый, но переливающийся всеми оттенками снег, хвойный зелёный лес и тоненькие, изящные на его фоне берёзки, каким лимонно-жёлтым цве-том сияет залитая солнцем стена дома! И какой радостью

45


веет от всей картины художника! Даже одинокая рыжая лошадь, такая же «солнечная», как и всё вокруг, хотя и может вызвать чувство уныния, не омрачает общий радост­ный тон картины. «Больше всего мне хочется покататься на ней», - сказал один из наших учеников, рассматриваю-щий картину.

Домашним заданием может быть сочинение по одной из картин или сравнение их между собой. В последнем случае нужно дать детям «опоры». Сравнить картины по содержа-нию, по краскам, по настроению, по впечатлению, какое они произвели. Можно дать задание написать творческую работу от имени грачей или тех, кто пробуждается весной: медведя, ручейка и т. д.

VII. Рассказы (15 часов)

Уроки 63-75-й.

Работа над рассказами, формирование представлений

учащихся об этом жанре

Цель уроков: освоение учащимися жанра рассказа, фор-мирование представлений об особенностях этого жанра эпо-са, о способах изображения жизни и характера героев, об авторе и рассказчике.

Дети уже знакомы с жанром рассказа, они читали много рассказов и анализировали их на уроках. Но в этом учеб­ном году предполагается углубление в особенности этого жанра эпоса, обобщение того, что они уже знали, и освое-ние таких особенностей этого жанра, как его сюжетная ос-нова (в основе рассказа лежит случай из жизни), реалисти-ческое изображение действительности (фантастические произведения будут рассматриваться в 4-м классе), пози-ции автора и рассказчика в тексте, раскрытие внутреннего мира героев, нравственное содержание рассказов. Итогом восприятия особенностей жанра рассказа детьми станет со-чинение рассказов самими учащимися.

Советуем статью о рассказе как жанре, помещённую в начале главы, прочитать с детьми, но вернуться к ней пос­ле изучения произведений, когда дети сами увидели осо-

46


бенности рассказов при их изучении, и перед сочинением учащимися своего рассказа, тогда им особенно важно будет её содержание.

Мы старались подобрать рассказы, действующими лица-ми в которых были бы дети, близкие по возрасту нашим ученикам, а случаи, лежащие в основе сюжетов, узнаваемы и похожи на то, что было в жизни детей, - таким образом обеспечивается личностный подход к воспитанию учащих-ся через литературу.

Первый рассказ написан Виктором Карповичем Желез-никовым (р. 1925). Родившийся в семье военного, он провёл своё детство в приграничных городках. Именно из своего детства, видимо, вынес он представления о чести и честнос-ти, настоящем мужском характере и благородстве, умение понимать другого человека и защищать свою позицию. Его герои именно такие, хотя им нелегко приходится в жизни, кто-то их считает чудаками («Чудак из шестого «Б», «Чуче-ло»), потому что они искренни, открыты миру и людям, потрясающе бескорыстны и добры. Но автор доказывает, что именно такая доброта даёт право человеку называться человеком. Писатель честен в изображении жизни и мира детей и подростков, о которых он пишет, он знает этот мир изнутри и никогда им не льстит. Наоборот, он передаёт ос­троту и драматизм детских переживаний, которые взрос­лым могут показаться пустячным делом, мучительность процесса взросления и великое благо, если рядом оказыва-ются терпеливые и мудрые взрослые.

Рассказ «Три ветки мимозы» прост и понятен ребятам, ситуация узнаваема, его нравственный урок достаточно оче-виден, поэтому этот рассказ можно предложить ученикам для самостоятельного чтения на первом уроке. А после чте-ния задать следующие вопросы:

1. Почему мальчик дарит мимозу Лене Поповой?

2. Почему он пожалел, что сделал это? Что бы вы сдела-ли на его месте?

3. Кто виноват в его некрасивом поступке?

4. В каких случаях вы понимаете героя и готовы его оп­равдать, а в каких нет?

47


5. Бывали ли в вашей жизни ситуации, подобные этой? Как вы поступали?

Следует обратить внимание детей на радость, испытыва-емую девочкой, и горе, которое мальчик, герой рассказа, причинил своей маме, и на очень простое выражение этого горя: тихий упрёк всего в одной фразе. Надо, чтобы дети назвали черты характера, которые проявил мальчик - ду-шевную чёрствость и эгоизм - и объяснить им, что большин­ство человеческих пороков вырастает именно из эгоизма -неумеренной, неконтролируемой любви к себе.

Рассказ замечательного человека и мастера рассказов для детей Бориса Семёновича Житкова (1882-1938) «Как я ловил человечков» увлекает, особенно мальчишек, прежде всего потому, что написан человеком, который был в своей жизни плотником, охотником, штурманом парусного суд-на, начальником экспедиции по Енисею, рабочим, препода-вателем физики и др. Он писал о море и кораблях, о живот-ных, сказочные повести и реалистические рассказы, и всё, о чём он рассказывал, не выдуманное, а то, «что бывало» -именно так назвал он цикл произведений для детей.

Рассказ увлекает своим сюжетом и вовлекает детей в со-переживание, и главное, в переживание героем своей вины перед дорогим и близким человеком - бабушкой. Её добро-та, особенно ярко продемонстрированная в конце рассказа, заставляет читателя любого возраста сопереживать до слёз.

Это произведение интересно нам тщательным и подроб­ным изображением внутреннего мира героя, его пережива-ний, таких знакомых любому ребёнку и узнаваемых: и любо-пытство, и надежда на тайну, и вера в другой мир, где тоже живут человечки, только маленькие. И всё это так досто-верно, что, кажется, происходило с тобой. Именно поэтому рассказ ведётся от имени героя.

Ещё этот текст интересен тем, что он может показаться юному читателю сказкой. Поэтому обсуждение вопроса, реальна ли основа сюжета рассказа при всей сказочной его занимательности, особенно для детей, может стать ещё од-ним поводом для освоения учениками-читателями разницы между этими жанрами эпоса: сказкой и рассказом.

48


Анализ текста рассказа может идти по вопросам учебни-ка, они достаточно системны, охватывают все грани произ-ведения и подробны.

Следующий рассказ написан Юрием Яковлевичем Яков-левым (р. 1922). Он родился в Ленинграде. В этой земле похоронена на Пискарёвском кладбище его погибшая в бло-каду мать. Его юность связана с армией, с войной: 6 лет он был рядовым, зенитчиком, защищал Москву. В солдатской шинели пришёл в институт им. Горького, окончил его и стал писателем, хотя начинал со стихов. «Нет, я не изменил поэзии. Поэтические образы перекочевали из стихов в рас-сказы», - говорит он, и это действительно так: его люби-мые герои - романтики, его стиль - лирическая, поэти-ческая проза. Достаточно вспомнить несколько названий его рассказов, и это станет очевидным: «Собирающий облака», «Станция «Мальчики» и др. Он много писал о животных, например: «Багульник», «Он убил мою собаку», и во всех его рассказах о животных рядом с ними - добрый человек, мальчик, способный спасти не только собаку. Ю. Я. Яков-лев утверждает: «Жестокость одна. Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Добро, как и зло, неделимо».