Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III (стр. 10 из 59)

2) материя может быть определена лишь через отношение к сознанию;

3) единственным, понятие образующим признаком материи выступает свойство быть объективной реальностью. Ленинское определение материи позволя­ет систематизировать известные виды материи, а также предвидеть новые. Но значит ли это, что никогда не удастся дать более совершенное определение?

Материя как объективная реальность существует не наряду с конкретными вещами, не как некий материал, из которого строятся все конкретные вещи. Понятие материи отражает бесчисленное множество вещей, их свойств и отношений. Это понятие предполагает многообразие видов материи, за которыми в свою очередь стоят различные конкретные ее проявления. В современной науке виды материи трактуются как уровни ее структурной организации. Вся окружающая действительность подразделяется на три крупные сферы - неживую природу, живую природу (жизнь) и общество, каждая из которых включает ряд уровней, состоящих из низших образований и в то же время входящих в высший уровень. Неживая природа включает следующие уровни (в порядке восхождения): элементарные частицы и вакуум, атомы, молекулы, макротела, планеты, планетные системы, галактики, системы галактик, метага­лактика... До какого предела можно продолжать анализ строения материи в обе стороны? На уровне молекул возможно появление жизни, которая включает следующие уровни: доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы, био­сфера. На уровне популяций возникает общество, строение которого еще плохо изучено.

Движение. Философское учение о материи включает проблему движения, которая рассматривалась различными философскими школами. Так, для древнегреческой фило­софии было характерно широкое понимание движения как изменения вообще (Гераклит). Материалисты Нового вре­мени говорили о неразрывности материи и движения (Ф.Бэкон) и т.д.

Движение связано и со своей противоположностью - покоем: как то, так и другое имеет черты абсолютности и относительности. Движение включает ряд разновидностей - форм. Энгельс выделил механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную формы движения материи. Каждая из них связана со специфическим мате­риальным носителем.

Пространство и время. Движение всегда происходит в пространстве и во времени. В философии и науке (в основном физике) велись непрерывные споры по вопросу о сущности пространства и времени. Борьба шла между материализмом и идеализмом, а также между субстанцио­нальной и реляционной концепциями. Согласно первой, пространство и время представляют собой особые, незави­симые от материи сущности (Демокрит, И. Ньютон). Реля­ционная же концепция (Аристотель, Г.Лейбниц) трактует пространство и время как специфические отношения между объектами, их свойствами и состояниями. По-видимому, она более правильна.

Наиболее существенной особенностью пространства и времени в философском смысле является их органическая связь с движущейся материей. В зависимости от сферы бытия различают физическое, биологическое и социальное пространство и время. Наиболее изучено физическое про­странство и время. Важно также отличать реальные про­странство и время от их отражений - перцептуального и концептуального. Перцептуальные пространство и время есть отражение реального пространства и времени в ощу­щениях и восприятиях, они зависят от обстановки и психо­логических особенностей субъектов. Концептуальные про­странство и время есть характеристика пространства и времени в соответствующих теориях, и они определяются социокультурными факторами.

Природа и общество как объекты философского анализа.

Важнейшими сферами бытия являются природа и обще­ство. Они являются одновременно объектом различных наук, искусства, обыденного сознания. Философия берет на себя мировоззренческий и методологический подходы.

Понятие природы. Понятие "природа" применяется в различных смыслах. В широком смысле слова ее отожде­ствляют с бытием вообще, в узком под ней понимают совокупность естественных условий существования челове­ка и общества, т.е. область материального бытия за вычетом общества.

Для более детальной характеристики взаимодействия человека с природой применяется понятие "окружающая среда" (среда обитания), под которой подразумевают об­ласть бытия, находящуюся в непосредственном контакте с человеком. Различают естественную и искусственную окру­жающую среду. Естественная окружающая среда вклю­чает гео- и биосферу, а также часть солнечной системы в связи с космической деятельностью человека. Искусствен­ная окружающая среда ("вторая природа") представляет собой совокупность явлений и процессов, созданных чело­веком, включая технику, а также живые организмы, выве­денные человеком. С некоторой условностью можно гово­рить о техносфере как системе искусственных объектов. Выделяют также ноосферу. Последнее понятие было вве­дено Э.Леруа и затем развито русским ученым В.Вернад­ским, оно означает область разумной деятельности челове­ка, особую сферу взаимодействия общества и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность ста нет определяющим фактором развития.

Живое и неживое. Важно проводить различие между живым и неживым. Игнорирование этих различий неодно­кратно приводило в истории общества к таким заблуждени­ям, как анимизм, одушевляющий все явления, или гилозо­изм, который считал, что все сущее живет и ощущает. Вместе с тем здесь содержится указание на связь человека с природой.

По-видимому, живое отличается от неживого наличием потребности. В целом же провести научно обоснованное различие между живым и неживым не так просто. Это задача широкого комплекса наук, из которых ведущее место принадлежит, естественно, биологии. Философию интересуют вопросы происхождения жизни, пути ее эволюции и главным образом ее сохранения. Характерен в этом отношении введенный немецко-французским мыслителем А.Швейцером принцип биофилии — "благоговения перед жизнью". Философский материализм считает возникнове­ние жизни закономерным результатом действия сил природы, идеализм больше настаивает на качественном отличии живого от неживого. Выше уже обсуждались вопросы системной организации живого. В данном контек­сте необходимо подчеркнуть важность сохранения биосфе­ры, учета специфических особенностей ее развития.

ТЕМА 1.5. ДУХОВНОЕ БЫТИЕ ЕГО СТРУКТУРЫ И ФОРМЫ.

Духовное бытие его структуры и формы. Бытие человека в мире. Общественное индивидуальное сознание.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

На определенной стадии развития природы возникает че­ловечество, появляется специфическая социальная организация, функционирующая и развивающаяся по своим зако­нам.

Именно в познании общества особенно необходим философский анализ. Здесь нельзя применять лакмусовую бумажку или микроскоп — их должна заменить сила абст­ракции. Научный, материалистический подход к познанию общества затрудняется и тем обстоятельством, что здесь действуют люди, наделенные сознанием, ставящие перед собой определенные цели. Господствовал идеализм, за ко­торым, однако, нельзя не признать определенных истори­ческих заслуг.

До сих пор еще широко распространен натурализм, пытающийся полностью объяснить общество законами при­роды (физики, биологии и пр.). Его сильная сторона — отбрасывание сверхъестественных причин, слабая — упро­щенное понимание общества.

К.Маркс сформулировал принципиальной важности положение: общественное бытие определяет общественное сознание. Вместе с тем общественное сознание обладает определенной активностью и относительной са­мостоятельностью. К.Маркс подчеркнул определяющую роль материального производства в общественном бытии, показал ведущую роль базиса по отношению к надстройке и т.д.

Социальный закон и деятельность субъекта. Материа­листическое понимание общественного бытия позволило правильно соотнести законы общества и сознательную дея­тельность людей. Каждый индивид, живущий в обществе, преследует свои определенные цели и действует так, чтобы добиться их осуществления. Эти цели и действия многооб­разны, различны, противоречивы. Тем не менее, за этой массой индивидуальных действий лежит некая общая сущ­ность. В пределах одного исторически конкретного обще­ства люди включены, независимо от их воли и желания, в определенную систему материальных отношений, составля­ющих их общественное бытие.

Общественное бытие неизбежно порождает объектив­ные интересы и потребности, которые в чем-то сходны у людей близких социальных групп. Именно общность инте­ресов, отраженных в сознании, сплачивает людей, стиму­лирует их на борьбу за осуществление определенных обще­ственных целей. Все это и определяет возможность соци­альных законов.

Социальный закон не существует отдельно от деятель­ности, это может быть лишь в абстракции. Люди изменя­ют обстоятельства под давлением самих обстоятельств. Проявляющиеся в практической деятельности людей за­коны общественного развития определяют содержание и направление этой деятельности. Общество развивается по объективным законам, люди в своих действиях ограниче­ны определенными материальными условиями. Но в рам­ках объективной необходимости, а эти рамки довольно широки, люди могут действовать свободно, т.е. прини­мать различные решения, проявлять инициативу в соот­ветствии со своими интересами и целями. В философии издавна сложились два направления: фатализм и волюн­таризм. Первое преувеличивает зависимость человека от объективных условий и недооценивает его активную дея­тельность. Второе, напротив, отрицает роль объективных законов в обществе.

Общественное и индивидуальное сознание. Необходи­мость более детального осмысления сущности духовной культуры побуждает к анализу структуры и динамики развития общественного сознания. Здесь прежде всего не­обходимо различать индивидуальное сознание — сознание личности и общественное сознание -- сознание надындиви­дуальное. У них единый источник происхождения — ду­ховная жизнь общества, но они отличаются по субъекту сознания. Общественное сознание включает в себя совокуп­ность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов, интересов и идеалов, которые необходимо возникают в определенный исторический период у больших социальных групп. Процесс выработки общественного со знания представляет собой духовную жизнь общества. Это можно представить и как духовное производство, качест­венно отличающееся от материального.