Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III (стр. 11 из 59)

Общественное сознание не есть сумма сознания отдель­ных личностей, подобно тому как общество не есть простая сумма составляющих его людей. Общественное сознание — это особая духовная система, которая имеет свои специфи­ческие объективные законы развития. Оно "объективиру­ется" и существует надличностно в открытиях науки, худо­жественных произведениях, правовых и моральных нормах и т.д. Все эти проявления общественного сознания — необходимое условие формирования личного, индивиду­ального сознания. Между индивидуальным и общественным сознанием существует постоянное взаимодействие: ис­торически выработанные идеи, нормы общественного сознания становятся основой мировоззрения, личными убеж­дениями индивида, источником его знаний, нравственных предписаний, эстетических представлений и т.д., а личные идеи и убеждения (в особенности это характерно для пере­довых мыслителей) приобретают общественную значи­мость, входя в состав общественного сознания.

Уровни общественного сознания. Общественное сознание имеет сложную структуру. В условно "вертикальном" ракурсе его принято делить на уровни, а в "горизонталь­ном" — на формы.

В свою очередь при анализе уровней общественного сознания применяют гносеологический и социологический аспекты анализа. Гносеологический аспект анализа предпо­лагает выяснение того, что и как отражает общественное сознание в общественном бытии. При таком подходе выде­ляют обыденный и теоретический уровни общественного сознания. Обыденное сознание (здравый смысл) охватыва­ет и обобщает в основном внешние связи и отношения, не проникая в сущность вещей. Оно включает в себя всю сумму знаний и заблуждений, предрассудков и суеверий, связанных с повседневной деятельностью людей и их потребностями.

Более глубокое отражение, на уровне сущности, дает теоретическое сознание, существующее в виде системы идей, понятий, законов и т.д. Обыденное и теоретическое сознания взаимодействуют, причем ведущая роль принад­лежит второму. Но может случиться и так, что здравый смысл корректирует теоретические ошибки (в сфере эконо­мики, политики и т.д.). Существует ряд сфер жизни, которые еще не стали достоянием научного знания (внут­рисемейные и межличностные отношения). Поэтому ума­лять роль обыденного сознания не следует.

При социологическом подходе (аспекте) критерием раз­личения уровней общественного сознания является степень учета, способ выражения интересов отдельных классов или социальных групп. Выделяются два уровня: общественная психология и идеология. Общественная психология вклю­чает устойчивые психические состояния людей, а также взгляды и представления (политические, правовые, рели­гиозные, нравственные и др.), но не в виде теорий, а в виде убеждений, верований, предпочтений. Она отражает соци­альные условия жизни людей непосредственно и формиру­ется стихийно в процессе повседневной жизни.

Идеология дальше отстоит от условий повседневной жизни людей, но отражает общественные потребности пол­нее и глубже. Это отражение происходит с позиций опре­деленного класса (социальной группы, нации). Идеология выступает как самосознание соответствующего класса (со­циальной группы). В учебной и научной литературе идео­логия зачастую характеризуется как теоретическое отраже­ние интересов определенного класса. В такой трактовке идеология смешивается с теоретическим уровнем обще­ственного сознания. Еще более нелогично в таком случае деление идеологии на научную и ненаучную. Видимо, точ­нее говорить о систематизированном, цельном отражении общественных интересов. В отличие от общественной пси­хологии идеология формируется сознательно и целенаправ­ленно, в результате идеологической работы. Идеология существует и возникает в классовом, социально неоднород­ном обществе.

Общественная психология и идеология взаимодейству­ют друг с другом. Определяющая роль в этом взаимодей­ствии принадлежит, по-видимому, идеологии.

Формы общественного сознания. Общественное сознание в "горизонтальном" плане разграничивается на формы. Выделяют такие формы общественного сознания, как полити­ческое, правовое, религиозное, нравственное, эстетическое, философское, научное (а за последнее время в отдельных работах также экономическое, экологическое, технологиче­ское и др.). Формы общественного сознания отличаются друг от друга по:

1) объекту отражения;

2) способу отражения;

3) социальной роли.

Все они взаимодействуют друг с другом, исторически изменяются.

В каждой из них присутствуют уровни общественного сознания. Охарактеризуем вкратце важнейшие из них.

Политическое сознание представляет собой отражение политических отношений (т.е. отношений по поводу вла­сти) между классами, нациями, государствами. Политиче­ское сознание не однородно, а имеет свою структуру. На идеологическом уровне оно выражается в форме системы политических взглядов, идей, теорий, программ, лозунгов, выражающих коренные интересы различных классов, на­ций, государств. На уровне общественной психологии пол­итическое сознание выступает в виде несистематизирован­ных политических взглядов, чувств, настроений, представ­лений людей о государстве, власти, отношениях между государствами, нациями, партиями и т.д.

Правовое сознание (правосознание) представляет со­бой совокупность взглядов, теорий, представлений, выра­жающих отношение людей к существующему праву как к системе устанавливаемых государством юридических норм. Правосознание возникает с появлением классов и государ­ства. Право охраняет интересы, прежде всего экономически господствующего класса, хоть ему и присущи тенденции выражения общечеловеческих интересов. Особенно тесно оно связано с политическим сознанием. На идеологическом уровне правосознание выступает в виде определенной сис­темы правовых взглядов, правовых учений, теорий, кодек­сов. На уровне социально-психологическом оно представ­ляет собой различные мнения о законах и справедливости в отношениях между отдельными людьми, учреждениями, социальными группами. Правосознание выполняет ряд функций: познавательную (реализует познание права инди­видами, участвующими в правовых отношениях), оценоч­ную (субъект в соответствии со своими интересами и юридическими познаниями оценивает отдельные правовые действия), регулятивную (правосознание регулирует правовое поведение людей). В правосознании, как и в политическом сознании, существуют большие различия (особенно в пери­оды политической нестабильности) между официальной идеологией и массовым сознанием.

Религиозное сознание представляет собой как бы удво­ение мира, поскольку наряду с реальным миром провозгла­шается существование потустороннего, где якобы найдут свое разрешение все противоречия земного бытия. Главный признак религиозности - вера в сверхъестественные силы. Противоположное религии мировоззрение — атеизм. Это самостоятельная форма общественного сознания, а, ско­рее, общественно санкционированный противовес религи­озному сознанию. Без противопоставления религии атеизм был бы лишен смысла. В структуру религиозного сознания входят религиозная психология (совокупность представле­ний, чувств, настроений, привычек, традиций) и религиоз­ная идеология (система идей, разработкой и пропагандой которой занимаются богословы и служители культа).

Религии присущи свои социальные, гносеологические и психологические корни. Социальные корни заключаются в несвободе людей, их бессилии перед объективными услови­ями жизни. Гносеологические (познавательные) корни за­ключаются прежде всего в способности сознания отрывать­ся от действительности, порождать "превратные" отраже­ния, фантастические образы. К психологическим корням религии относятся страх перед смертью или одиночеством, потребность в преодолении неблагоприятных эмоциональ­ных воздействий и др. Религия выполняет иллюзорно-ком­пенсаторную функцию, т.е. дает человеку надежду успоко­ения и моральное удовлетворение, хотя сама жизнь реально не меняется к лучшему. Другой функцией религии является мировоззренческая — она создает свою картину мира. Религия выполняет также регулятивную функцию: она устанавливает свою систему норм и ценностей, которые регулируют поведение человека, подчиняют его деятель­ность требованиям церкви. Религия выполняет и коммуни­кативную функцию, способствуя общению верующих лю­дей в пределах религиозной общины. Религия может исчез­нуть только тогда, когда будут преодолены породившие ее причины, когда другие формы общественного сознания смогут взять на себя ее функции. Подходя к вопросу реально и учитывая стремление многих служителей церкви, а тем более верующих участвовать в перестройке общества, видимо, следует идти с ними на диалог и сотрудничество.

Нравственное (моральное) сознание возникает еще в первобытном обществе. Человек для своего выживания нуждается не только в средствах труда, но и в определен­ных правилах совместной жизни. Эти правила выражаются в морали — системе общественных принципов, правил, норм. Мораль выполняет прежде всего регулятивную фун­кцию, и в этом отношении она близка к праву. Но в отличие от права моральные нормы поддерживаются силой привыч­ки, общественного мнения.