Категории диалектики представляют собой философские понятия, в которых осмысливаются универсальные связи бытия. Они позволяют в сжатом виде закрепить достигнутое знание и выработать эффективную стратегию дальнейшего познания и практической деятельности. Для диалектики характерно формирование "парных" категорий. Каждая пара ("причина — следствие", "случайность — необходимость" и др.) анализирует действительность под определенным углом. Отсюда необходимость их взаимосвязи.
Категориальная пара "единичное — общее" принципиально важна для постижения природы категорий вообще. Единичное означает отдельный предмет во всем многообразии и своеобразии его свойств. Общее — объективно существующее сходство единичных предметов. Общее не существует само по себе, оно неразрывно связано с единичным, существует в нем и через него ("дом вообще" и конкретные дома. Категории "единичное" и "общее" лежат в основе научных классификаций.
Категории "явление" и "сущность" особенно важны для разграничения обыденного восприятия и понимания и теоретического познания. Философия всегда была нацелена на постижение глубинных слоев реальности. Под сущностью понимается внутренняя, устойчивая сторона предмета (процесса). Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность и явление непосредственно не совпадают. Иногда это несовпадение принимает резкий характер, сущность искажается, маскируется (мимикрия у некоторых видов животных и растений, видимое движение Солнца вокруг Земли). В таких случаях говорят о важности, видимости. Вместе с тем сущность проявляется в явлениях.
Ряд категорий выражают упорядоченность бытия. К ним относятся, прежде всего, категории "содержание" и "форма". Под содержанием понимают совокупность, органическую взаимосвязь всех сторон того или иного явления. Форма — способ существования и выражения содержания. Различают внешнюю и внутреннюю форму. Содержание и форма не могут существовать друг без друга. Определяющая роль в этом единстве принадлежит содержанию. Форма более устойчива и консервативна, чем содержание. Отсюда необходимость для любой деятельности периодически приводить форму в соответствие с содержанием. Особенно это характерно для искусства. Преувеличение роли формы, ее отрыв от содержания есть формализм.
Достаточно традиционными и обманчиво простыми являются категории "часть" и "целое". Под частью понимается предмет, образующий другой предмет. Целое — то, что образовано из частей. Нетрудно убедиться, что понятия части и целого относительны, ибо каждое явление может выступать и частью, и целым (предприятие, учебный класс и т.д.). Наиболее сложный и принципиальный вопрос — тот прирост, "интегративный эффект", который приобретает целое и который не может быть выведен из свойств частей или их суммы (ни одна из частей самолета в отдельности не летает, вода — жидкость, но состоит из атомов водорода и кислорода и т.д.). Были попытки игнорировать целостность, сводить целое к сумме частей (механицизм, редукционизм). Их ограниченность очевидна. Но объяснить природу целостности, оставаясь в рамках категории "часть — целое", полностью не удается. С этой целью в науку был введен ряд системно-структурных категорий.
Элемент — предел делимости целого, т.е. часть, которая не имеет частей. Например, молекула при механическом дроблении вещества, человек при анализе общества. Система — комплекс взаимосвязанных элементов. Понятие системы углубляет понятие целого тем, что вводится указание на способ организации, структуру. Структура — это относительно устойчивый способ (закон) связи элементов внутри целого. Это система, как бы освобожденная от материала. Именно структура является ответственной за "эффект целостности", за появление интегративных свойств. Все перечисленные категории лежат в основе системного подхода. Его суть — рассматривать каждый объект как сложную систему, в то же время входящую в более крупную систему. Системный подход особенно эффективен при исследовании больших (сложных) систем. XX век даже называют веком больших систем.
Ряд категорий направлен на более глубокое познание последовательности течения событий, на обусловленность (детерминацию) будущего прошлым. В этом ряду стоят, прежде всего, категории "причина" и "следствие". Причина — явление, повлекшее за собой другое явление либо изменившее его. Следствие — результат действия причины.
Одна и та же причина может вызывать различные следствия (возрастание свободного времени у населения может приводить и к росту самообразования, и к росту правонарушений среди молодежи).
В свою очередь одно и то же следствие может порождаться разными причинами (долголетие у разных народов).
То, что в одной связи является причиной, в другой выступает как следствие и наоборот. В силу этого мы имеем дело не просто с причинностью, а с причинными рядами, не с одним следствием, а с первичными, вторичными и т.д. следствиями (последствиями). Возникает и более сложный вид связи — взаимосвязь, когда причина и следствие взаимно влияют друг на друга (электрические и магнитные явления, политика и экономика). Такая зависимость по существу лежит в основе обратной связи, имеющей большое значение для управления.
Категории причины и следствия неоценимы для научного объяснения и предвидения. С целью их усовершенствования можно вводить дополнительные категории (условие, повод, основание). Но можно сделать иначе — перейти к новым парам категорий. Обобщением и углублением категорий "причина" и "следствие" выступает категориальная пара "необходимость — случайность", в которой подчеркивается неодинаковая значимость самих явлений либо их неоднозначная (вероятностная) зависимость друг от друга.
Необходимость — это явление, которое должно обязательно произойти, которое имеет глубокое основание, как в самом предмете, так и в окружающих условиях. Случайность — такое событие, которое необязательно состоится. Уточняя эти соотношения, следует указать, что абсолютной необходимости, как и случайности, не бывает. Более правильно учитывать различную их вероятность: необходимость — весьма вероятное событие, случайность — маловероятное. Согласно Энгельсу, случайность есть форма проявления необходимости и ее дополнение (куда упадет семя тополя — случайность, но такой способ размножения — необходимость).
В основе категорий "возможность" и "действительность" лежит неоднозначная зависимость будущего и настоящего от прошлого.
Возможность - это то, чего пока не существует, но что может возникнуть при соответствующих условиях. В действительности сосредоточено много возможностей, да и сама она когда-то была возможностью. Эти категории могут быть уточнены на основе понятия "вероятность". Вероятность действительности равна 1, вероятность невозможного события — 0, различные возможности отличаются друг от друга по степени вероятности (абстрактная и реальная).
Категории необходимости и случайности, возможности и действительности имеют большое значение для научного познания (динамические и статистические закономерности, исторический выбор и т.д.). Они интенсивно используются в искусстве и в обыденном сознании для осмысления парадоксальных ситуаций, способствуя развитию фантазии, чувства юмора и т.д.
Каждая диалектическая пара категорий предполагает особый подход к действительности. Все законы и категории следует применять вместе, опираясь на опыт конкретных наук. Следует предвидеть возможность появления новых законов и категорий. Диалектика — открытая система.
ТЕМА 1.7. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ
ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ ГНОСЕОЛОГИИ.
Фундаментальные принципы и понятия гносеологии. Познание как диалог субъекта и объекта. Структура и динамика познавательного процесса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Проблема сознания — благодатное поле для философских дискуссий. Здесь важно непредвзято анализировать противоположные точки зрения, попробовать самостоятельно определить собственную позицию. Философия в принципе не вправе брать на себя окончательное решение вопросов — это делает комплекс наук в единстве с практикой. Философия опирается на конкретно-научные данные и в то же время предоставляет ряд эффективных стратегий исследования. То, что необходим философский подход к проблеме, где дело нельзя решить прямым экспериментом, — это не вызывает сомнений. Позиции философов определяются их отношением к основному вопросу философии. Следует признать, что именно идеализм остро поставил вопрос о роли сознания в человеческой деятельности, указал на ряд трудно объяснимых феноменов (сны, предвидение, интуиция и др). Материализм прошлого не смог справиться с этими вопросами. Представления о материальности души или мышления не могли удовлетворить в виду низкого уровня знаний о материи. Не мог в этой ситуации выручить и дуализм.
Генезис сознания. Если идеалистическая философия и не ставила вопрос о происхождении сознания, то материалистическая философия прошлого, хотя и сознавала его неизбежность, не могла решить его. Вместе с тем были плодотворные догадки, например у Дидро, о чувствительности материи. Важный шаг был сделан В.И.Лениным, выдвинувшим гипотезу об отражении как общем свойстве материи. Суть его состоит в способности каждого материального объекта (явления) воспроизводить особенности других явлений при взаимодействии с ними, В дальнейшем философия и естествознание подхватили ленинскую идею и конкретизировали ее, В процессе разработки понятия отражения возникла необходимость связать его с понятием информации. В настоящее время большинство исследователей не рассматривают данные понятия как конкурирующие. Философы-марксисты видят в теории информации подтверждение ленинских идей. Вместе с тем в вопросе о соотношении информации и отражения много неясного. Одни авторы полагают, что информация возникает лишь на определенном уровне организации материи, другие считают информацию стороной отражения ("отраженное разнообразие") и т.д. Отражение обладает своими качественны ми особенностями на различных уровнях организации материи. Эволюционируя, оно приобретает форму сознания.