Простейшее отражение (в виде механических, физических, химических взаимодействий) имеет пассивный характер (отражение на гладкой поверхности воды), оно никак не сказывается на бытии объекта. Раздражимость, присущая растениям, есть недифференцированная реакция организма на определенные внешние раздражители. Чувствительность, присущая низшим животным, предполагает активность организма, избирательную реакцию на различные факторы (реакция амебы на свет и пр.). Психика, свойственная высшим животным (т.е. животным с нервной системой), включает такие проявления, как ощущения, восприятия, представления и т.п., а также развитую ориентировочную деятельность.
Таким образом, формы отражения усложняются с усложнением самих объектов, и роль их в бытии объектов все более возрастает. Все это особенно важно применительно к сознанию. Сознание, присущее людям, есть продукт развития и природы и общества. Оно возникает под влиянием орудийной деятельности, практики человека, сознание не может возникнуть вне общения, общественной среды. Отсутствие общения с людьми в раннем возрасте сказывается на детях непоправимо (дети, воспитываемые в стае волков и т.д.). Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с языком.
Сущность сознания. Необходимой чертой сознания является идеальность. Образы тех или иных объектов или их свойств (в виде ощущений, восприятий, представлений) не являются их буквальными копиями. Вопреки мнению ряда философов, считающих, что существует особый мир ощущений, мир понятий и т.п., образы возникают лишь в мозгу человека (в какой-то мере и животного, обладающего психикой) и не существуют помимо него. Это субъективная реальность.
Сознание включает такие компоненты, как мышление, чувства, воля, эмоции. Его можно также подразделить на такие уровни, как бессознательное, подсознательное, сознательное.
Важнейшим компонентом сознания, его качественной особенностью является самосознание, т.е. рассмотрение и оценка человеком самого себя, анализ собственных мыслей и действий. Познание себя и других людей взаимосвязано и предполагает друг друга.
Сознание и кибернетика. За последние 30 — 40 лет вопрос о сущности сознания часто связывается с перспективами создания "мыслящих машин" (ЭВМ). Если ранее возможность "искусственного интеллекта" (ИИ) категорически отрицалась нашими философами, то в последнее время наблюдается более свободное обсуждение этого вопроса. Видимо, не следует заранее ограничивать возможности ИИ, надо нацеливаться на все более широкое развитие вычислительной техники. Вместе с тем если и допустить принципиальную техническую возможность создания "электронного мозга", то остается еще вопрос о практической целесообразности этого. Нельзя забывать и о необходимости более широкого использования живого мозга.
Вопрос о сущности сознания имеет, таким образом, не только мировоззренческое, но и практическое значение.
Сущность, предмет и принципы теории познания (гносеологии). Важнейшим условием ориентации человека в мире является адекватное (правильное) познание действительности. Так или иначе с этим согласны большинство философов, хотя многие из них подчеркивают трудность познания, а некоторые даже отрицают возможность познания. Возможность познания мира в общем оправданно считается мировоззренческой проблемой и является второй стороной основного вопроса философии. Выше говорилось о противостоянии философов, признающих познаваемость мира (таких большинство), и тех, кто отрицает это (агностицизм). В качестве агностиков ранее традиционно называли И. Канта и Дюма. Сейчас фамилия Канта в этой связи упоминается реже. Критика агностицизма стала вообще более сдержанной и больше спорят не о возможности адекватного познания, а об использовании достигнутых знаний. Агностицизму (скептицизму) принадлежит определенная заслуга в борьбе с догматизмом. Но плохо, когда его собственные положения становятся догмами. По сути дела диалектико-материалистическая гносеология является развернутым решением второй стороны основного вопроса философии. В своей основе она представляет собой теорию отражения, ее наиболее разработанную разновидность. Ее суть проста и ясна: уж если все материальные объекты обладают способностью отражения, почему это не может человек?
Наряду с общими чертами отражения познанию присущи и свои особенности:
1) познание — это наиболее активное отражение, оно осуществляется субъектом, который взаимодействует с объектом;
2) человеческое отражение происходит в форме знания, идеального по своему характеру. Остановимся подробнее на этих положениях.
Познание невозможно без субъекта. В роли субъекта выступает прежде всего человек с его потребностями, способностями,"интересами. Субъектом познания выступает и социальная группа, а также общество в целом как носитель определенных знаний и социальных отношений. Объект познания есть фрагмент бытия, выделенный субъектом. Выделение объекта познания, подвергающегося исследованию, уже есть проявление познавательной активности. В известном смысле не только субъект не существует без объекта, но и объект - без субъекта (электрон не был объектом исследования для Ньютона, хотя и реально существовал).
Непосредственная цель познания как отражения есть знание. Знание есть продукт общественной, материальной и духовной деятельности людей, идеальное отражение свойств и связей объектов материальной действительности. Знание — это и предпосылка познания. Познание есть процесс активной деятельности субъекта по исследованию, уточнению и применению знаний.
Чувственное и рациональное познание. Структура, общая последовательность познания вытекает из взаимодействия субъекта (S) и объекта (О)
s-—► о
Всему нашему познанию, всем отражениям (образам) действительности присущи черты как объективного, так и субъективного. Раскрывая более детально процесс познания, мы приходим к классической ленинской формуле: "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности".
Чувственное познание представляет собой познание в основном путем непосредственного контакта субъекта и объекта с помощью органов чувств. Оно включает следующие основные формы:
1) ощущение — элементарная форма отражения, фиксирующая отдельные свойства предметов (зрительные, осязательные и другие ощущения), а зачастую и состояние организма субъекта (чувство боли);
2) восприятие - целостный образ предмета на основе суммирования данных наблюдений и их дополнения фактами опыта;
3) представление — устойчивый, обобщенный образ на основе многократных ощущений, который может существовать и при отсутствии предмета, который ранее воспринимался (мечты об отпуске и пр.).
Логическое познание (рациональное познание, абстрактное мышление) — отвлеченное, опосредованное и обобщенное отражение, с помощью языка, существенных свойств и связей вещей. Его основные формы:
1) понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (фиксируемая в отдельных словах);
2) суждение — форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается (его словесной формой выражения является предложение);
3) умозаключение — форма мысли, в ходе которой из двух и более суждений (посылок) образуется новое суждение, или вывод (так, наблюдая в горах окаменевшие раковины, мы делаем вывод: "Когда-то здесь было море").
Вопрос о соотношении чувственного и логического познания в истории философии решался с различных позиций. Выше уже говорилось о противостоянии эмпиризма и рационализма. Можно говорить и о споре между сенсуализмом (Д.Локк), считающим чувственное познание главным или единственным способом получения достоверного знания, и рационализмом, всемерно подчеркивающим значение выводного, логического знания. Правильнее делать упор не на противопоставление отдельных форм и уровней познания, а на их взаимосвязь, взаимодействие и взаимопроникновение. Существуют такие формы познания, которые не могут быть отнесены однозначно ни к одному из этих уровней (память, воображение, интуиция, о которых речь пойдет в последней теме). Эффективный процесс усвоения знаний должен опираться на единство чувственного и логического познания (наглядность в обучении и т.д.). В анатомо-физиологическом плане чувственное познание связывают с правым полушарием, логическое — с левым. Согласованное их функционирование, гармоническое развитие необходимы для любой профессии и нормальной жизнедеятельности.
Практика и ее роль в процессе познания. Марксизм впервые ввел понятие практики в гносеологию. При этом пришлось преодолеть созерцательность прежнего материализма, рассматривавшего познание как воздействие внешнего мира на субъекта, а также учесть достижения и одно временно ограниченность идеализма, подчеркивавшего активность субъекта, но лишь духовную. Вклад К.Маркса осваивается и мировой философией. Интенсивность исследований некоторыми школами в данном направлении зачастую выше, чем в марксистской философии (прагматизм, группа "Праксис" в Югославии).