1)всеобщий диалектике материалистический метод, в равной мере применимый во всех областях познания и рассматривающий процесс познания в его целостности и развитии;
2) общие (общенаучные) методы, в принципе применимые во всех областях науки, но лишь на отдельных этапах исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, эксперимент, моделирование и др.);
3) частные (специальные) методы, применяемые только в отдельных областях знания для выполнения определенных познавательных операций, которые по сути представляют собой разновидность анализа, эксперимента и т.п., а также дополняющие их методы обработки вещественного и мыслительного материала на основе соответствующих частнонаучных теорий.
При характеристике методов их соотносят также с эмпирическим или теоретическим уровнями исследования. Наиболее употребительна следующая типология. Существуют методы, которые "работают" на обоих уровнях (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.). Их называют еще общелогическими методами (методами мышления). С эмпирическим уровнем связаны наблюдение, эксперимент, измерение с теоретическим — абстрагирование, идеализация, метод восхождения абстрактного к конкретному, исторический и логический методы, метод аксиоматизации и др.
Общелогические методы. К числу важнейших операций мышления и одновременно практических действий, осязаемо расширяющих и углубляющих общее представление об объекте, принадлежат прежде всего анализ и синтез. Анализ есть расчленение (мысленное или реальное) целого на части (элементы). Синтез — соотнесение каждого элемента с целым, воссоединение целого из частей. В результате объект из неупорядоченного целого, каким он первоначально воспринимался, предстает как связанное целое. "Без анализа нет синтеза" (Энгельс). Эти операции предполагают друг друга. Индукция — метод мышления, при котором общий вывод строится на основе частных посылок. Так, выяснив, что некоторые металлы при нагревании расширяются, делаем вывод, что это - свойство всех металлов. Другой классический пример - заключение "Все лебеди белы". Как видно, индукция может вести и к неправильным выводам. Она может быть полной и неполной. Дедукция — метод мышления, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. Если посылки правильны, то результат будет достоверным. Если же в качестве общей посылки выступает предположение, то и вывод приобретает вероятный характер. Здесь объективно заложена возможность такого метода, как гипотетикодедуктивный. Индукция и дедукция также должны применяться во взаимосвязи друг с другом. К числу употребительных методов мышления принадлежат также операции сравнения, например аналогия. Аналогия — это метод мышления, при котором на основе сходства объектов в одних признаках выдвигается пред положение и о сходстве в других (уподобление электричества жидкости и т.д.). Умозаключения по аналогии лежат в основе метода моделирования, т.е. замены подлежащего изучению объекта его упрощенной копией (моделью).
Эмпирические методы. Эмпирические методы представляют собой практические операции, позволяющие осуществлять непосредственный или опосредованный контакт субъекта с объектом. Наблюдение — это целенаправленное восприятие явлений. Оно осуществляет две основные функции:
1) получение новой информации, которая необходима для постановки новых проблем и выдвижения гипотез;
2) проверка теоретических выводов. Важно свести к минимуму субъективность наблюдателя, преодолеть хаотичность впечатлений. С этой целью наблюдают за однородными объектами, меняют условия наблюдения и т.д. Различают простое наблюдение, т.е. с помощью органов чувств, и сложное, вооруженное вспомогательными техническими средствами - приборами.
Измерение — метод познания, основанный на сопоставлении измеряемой величины с другой, принятой за единицу (эталон). При этом важно учитывать как относительную самостоятельность количественной и качественной сторон, так и их глубокую взаимосвязь.
Эксперимент вбирает в себя названные выше эмпирические методы. Он к тому же предполагает определенное изменение объекта, воспроизведение его в специальных условиях с целью получения более полной информации о его свойствах и отношениях. Упрощая, можно сказать так: эксперимент - наблюдение + воздействие на объект. Ученый может заменить естественные условия искусственными, изменить окружение объекта, создать новые объекты и т.д. Как и наблюдение, эксперимент эффективен тогда, когда удается выделить изучаемые связи в "чистом виде''. Эксперименты могут быть реальными и мысленными. Эксперимент - это не только метод познания, но и необходимый компонент практики.
Описание (точнее, эмпирическое описание) представляет собой фиксацию средствами естественного и искусственного языка данных наблюдений и экспериментов Задача описания — подготовить осмысление фактического материала (следует оговориться, что здесь приведена наиболее употребительная трактовка термина "описание". В других науках ситуация несколько сложнее. Там описание может входите, в теоретический уровень исследования).
Теоретические методы. Всему теоретическому познанию присуще абстрагирование. Абстрагирование - метод познания, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. В результате процесса абстрагирования образуются абстракции-понятия. Специфическим видом абстрагирования выступает идеализация мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире ("точка", "идеальная жидкость"). Подобные рациональные упрощения позволяют лучше увидеть самое существенное и выявить законы.
При изучении изменяющихся, развивающихся явлений применяют два взаимосвязанных метода - исторический и логический. Исторический метод предполагает описание истории развития объектов так, как они реально формировались во времени. Логический метод направлен на рассмотрение высшей стадии развития, когда наиболее существенное выступает более отчетливо, чем в начале развития. При этом закономерности предстают в очищенном от зигзагов и случайностей реальной истории виде. Оба метода хорошо работают во взаимосвязи ("Капитал" К.Маркса). Близкие задачи решаются с помощью метода восхождения от абстрактного к конкретному. Этот метод противоположен методу абстрагирования и включает его в себя. Термин "конкретное" понимается в двух смыслах:
1) как реальное явление во всем многообразии свойств;
2) сложное, расчлененное понятие (или система понятий), дающее возможность отобразить это многообразие. На основе операций абстрагирования получают некоторые фундаментальные понятия, позволяющие выявить сущность явления.
Когда этот процесс продвинулся достаточно далеко, обращаются к более расчлененным понятиям, преодолевая ранее принятые упрощения с тем, чтобы отобразить явление в полноте его жизненных проявлений. Так, К.Маркс начал "Капитал" с понятия товара, затем перешел к анализу таких понятий, как деньги, капитал, прибавочная стоимость и т.д., в результате чего отразил капиталистическое общество в стройной системе понятий. Таким образом, вначале познание "отлетает" на крыльях абстракции, чтобы с высоты теории лучше обозреть сущность исследуемого объекта, а затем вновь приближается к действительности, но уже обогащенное опытом познания.
Вообще всему теоретическому познанию присуще определенное упрощение, огрубление действительности. Это особенно характерно для формализации. Формализация есть вычленение и изучение формы (структуры) процессов. Т.е. форма рассматривается как самостоятельный предмет исследования. Рассуждения об объектах заменяются оперированием со знаками (символами, формулами). Формализация по существу есть разновидность абстрагирования. Ей присущи черты знакового моделирования. Она позволяет записывать утверждения в сжатом, легко обозримом виде, легче проверять их. Каждый символ строго однозначен, и этим достигается общепонятность. Так, слово "вода" имеет ряд значений, а формула Н2О — только одно, причем тождественное во всех языках. Формализация имеет место и в обычном разговорном языке. Высший ее уровень представлен в логике и математике. К сожалению, в развитом виде формализацию не всегда можно применить. Она нуждается в органическом дополнении — интерпретации, т.е. осмыслении содержания.
Формализация связана с аксиоматизацией. При аксиоматизации сначала задается набор аксиом, т.е. исходных положений, не требующих доказательства. Затем из них по определенным правилам строится система выводных предложений. Аксиоматизация может применяться как в содержательном, так и в формализованном виде. Наиболее употребительна она в математике. Более широкое ее применение ограничивается характером знаний об объектах, самой их сложностью.
Рассмотрение методов познания, таким образом, свидетельствует о необходимости их взаимосвязи, учета границ применимости. А это и есть важнейшее требование диалектики.
Наука и нравственность. Интенсивное развитие науки требует непрерывного переосмысления ее общественного назначения, механизмов ее функционирования и развития. В связи с этим возникает вопрос о соотношении науки и нравственности, а в более узком смысле —о содержании этики науки — специального раздела этики.
Одной из форм регуляции научной деятельности является разработка этики науки. К науке также применимы правила человеческого общежития. Необходимо соблюдать и профессиональные нормы, характерные для медицины ("не навреди"), педагогики, инженерного дела, археологии и пр. Этические нормы определяют отношения ученых как внутри данного сообщества, так и гражданскую позицию исследователя. Каждый исследователь обязан соблюдать общепринятые нормы общения (вежливое общение с представителем другой точки зрения, корректное изложение их и т.д.). Это касается и научных работ (правильное цитирование, спор по существу и пр.). Требуется также добросовестность в ходе научного поиска (тщательность экспериментов, обоснованность выводов, искреннее заявление об изменении своей позиции с указанием мотивов и др.). Эти и другие требования направлены на нормальное функционирование научного сообщества. По отношению к обществу в целом усилия, направленные на поддержание научного сообщества, могут сказываться противоречивым образом, т.е. могут благотворно влиять на нравственный климат общества или же вести к паразитированию отдельных научных школ и направлений. В настоящее время наблюдаются попытки создания "кодекса чести" ученых как в юмористическом духе, так и в виде вполне серьезных работ. Было бы неверно как переоценивать, так и недооценивать возможности этики науки. Главное же состоит в возросшем самосознании науки, в повышении ответственности ученых перед обществом. Проблема истины. Центральной проблемой гносеологии является проблема истины. В богословии истинными считают положения, приведенные в священном писании либо соглашающиеся с ними, в математике — утверждения, полученные по определенным правилам из других утверждений, ранее признанных правильными. В философии, вслед за Аристотелем, под истиной понимается соответствие между определенными утверждениями и действительностью. Это положение конкретизируется с помощью понятия объективной истины, под которым подразумевается такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта.