Объективная истина непрерывно развивается. Агностики делали отсюда вывод, что истина вообще недостижима. Критикуя подобные взгляды, Гегель подчеркивал, что истина заключается именно в самом развитии знания — "истина есть процесс". Истине присущи абсолютность и относительность. Под абсолютной истиной понимают полное, всестороннее, исчерпывающее знание, под относи тельной —неполное, неточное знание. Точнее, это две стороны, две характеристики знания, их нельзя противопоставлять друг другу. Можно с необходимой точностью установить какие-то свойства или отношения, но в целом абсолютная истина выступает как идеал (предел) познания. К этому пределу стремятся сменяющие друг друга относительные истины. Каждая из относительных истин содержит в себе долю абсолютной. С этой точки зрения очевидна ограниченность как догматизма, не допускающего развития знания, так и гносеологического релятивизма (разновидности агностицизма), преувеличивающего изменчивость истины.
Проблема истины. Центральной проблемой гносеологии является проблема истины. В богословии истинными считают положения, приведенные в священном писании либо соглашающиеся с ними, в математике — утверждения, полученные по определенным правилам из других утверждений, ранее признанных правильными. В философии, вслед за Аристотелем, под истиной понимается соответствие между определенными утверждениями и действительностью. Это положение конкретизируется с помощью понятия объективной истины, под которым подразумевается такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта.
Объективная истина непрерывно развивается. Агностики делали отсюда вывод, что истина вообще недостижима. Критикуя подобные взгляды, Гегель подчеркивал, что истина заключается именно в самом развитии знания — "истина есть процесс". Истине присущи абсолютность и относительность. Под абсолютной истиной понимают полное, всестороннее, исчерпывающее знание, под относи тельной —неполное, неточное знание. Точнее, это две стороны, две характеристики знания, их нельзя противопоставлять друг другу. Можно с необходимой точностью установить какие-то свойства или отношения, но в целом абсолютная истина выступает как идеал (предел) познания. К этому пределу стремятся сменяющие друг друга относительные истины. Каждая из относительных истин содержит в себе долю абсолютной. С этой точки зрения очевидна ограниченность как догматизма, не допускающего развития знания, так и гносеологического релятивизма (разновидности агностицизма), преувеличивающего изменчивость истины.
Понятие творчества. Виды и формы творчества. Обще принятого определения творчества существует. В религиозной философии творчество традиционно связывается с деятельностью Бога, он не утратил своей популярности и атрибутивный подход к творчеству (панкреационизм), когда оно считается присущим всей материи, т.е. по существу отождествляется с развитием и взаимодействием. С таким подходом трудно согласиться. Хотя творчество имеет определенные объективные предпосылки (самодвижение, самоорганизация материи), оно присуще не всей, а лишь с социально организованной материи. Творчество необходимо связано с сознанием и познанием: для изменения действительности в нужном для себя направлении человек должен знать ее законы, а достижение адекватного знания предполагает творческую активность. Творчество можно определить как сознательно направляемую эволюцию, как человеческую деятельность, порождающую новые материальные и духовные ценности. Определяя творчество через деятельность, необходимо уточнить, что творчество выступает:
1) качественной характеристикой деятельности, выделяющей ее из природы;
2) в виде особого рода деятельности. Во втором случае творческая деятельность как продуктивная противопоставляется репродуктивной деятельности.
Вместе с тем оба вида деятельности взаимосвязаны. Творчество противостоит также социальной пассивности и деструктивной деятельности.
Творчество включает в себя ряд видов и форм. Виды творчества разграничиваются по своему материалу, т.е. по тому фрагменту действительности, на который оно направлено, по способам его обработки и т.д. К числу видов творчества относятся научное, художественное, техническое и социальное. Научное и художественное творчество относятся к отражательной деятельности, они по-своему отражают одну и ту же действительность: научное творчество - в понятиях, художественное — в художественных образах. Техническое творчество наиболее ярко выражает материально практическую деятельность и направлено на преобразование окружающей среды на основе орудий труда. Особая роль принадлежит социальному творчеству. В узком смысле слова, оно представляет собой совершенствование общественных отношений, в широком - охватывает все виды творчества.
Наряду со спецификой видов творчества следует учитывать их взаимосвязь. Взаимосвязь научного и художественного творчества выражается, например, в научной фантастике, художественного и технического — в дизайне, научного и технического — в научно-техническом творчестве. Каждый вид творчества включает подвиды (например, хозяйственное творчество в пределах социального); последние могут образовываться и в результате комбинирования видов творчества (тот же дизайн).
Творчество включает также ряд форм, которые более или менее присуши всем его видам. Под формой творчества следует понимать специфический способ выражения его содержания, включая социальную организацию. В зависимости от субъекта творчества (личность или коллектив) различают индивидуальное и коллективное творчество. По отношению к процессу труда различают профессиональное и самодеятельное творчество. В ряде областей творческой деятельности установилась традиция разграничения проявлений творчества по уровню, т.е. в зависимости от вклада в общественный прогресс и культуру. Так, в техническом творчестве различают изобретение, рационализаторское предложение и приспособление.
Природа таланта. В общественном сознании издавна существует представление о таланте как обязательном условии творчества. Наиболее острые споры разгорались по вопросу о происхождении таланта. Здесь выделяются такие позиции:
1) вмешательство Бога и сверхъестественных сил ("искра божья");
2) генетическая предрасположенность;
3) влияние социальных условий. Первая позиция, очевидно, не оставляет надежд на управление творчеством, на сознательное формирование творческой личности. Вторая точка зрения, опирающаяся на врожденные качества (в позднейшей терминологии — генетическую предрасположенность), ранее по сути оправдывала социальное неравенство: преимущество правящей элиты предопределено генетически — это лучшая порода людей. Третья позиция, связывающая развитие творческой личности (преимущественно или даже исключительно) с социальными условиями, представлялась первоначально гораздо более гуманной и демократичной: стоит лишь создать соответствующие условия, и каждый сможет стать изобретателем, ученым, артистом. Т.е. при равенстве социальных условий у всех одинаковые стартовые возможности (эгалитаризм). Действительность оказалась более сложной. Само противостояние позиций изменяется. Ныне уже нельзя отрицать известную генетическую предрасположенность к тому или иному виду деятельности (музыкальная одаренность Бахов, литературная — в роду Толстых и т.д.), хотя и нельзя связывать это с определенным социальным слоем. Если бы удалось учесть генетические предпосылки, это помогло бы вести профессиональную подготовку более целенаправленно. Но нельзя, разумеется, отбрасывать и роль социальных условий, хотя оптимистический подход "все талантливы" должен быть и реалистическим. Гуманна цель создания благоприятных для всех условий развития личности. Но не менее гуманно по достоинству ценить яркое проявление одаренности у отдельных личностей.