В современной научной литературе понятие таланта вытесняется понятием творческой способности (креативности). Согласно современным научным представлениям креативность в большей или меньшей степени присуща всем людям. Это понятие все же недостаточно пригодно для выяснения специфики отдельных видов творчества. Есть попытки отождествлять его с воображением, интуицией или с совокупностью некоторых качеств. В области хозяйственного творчества креативность во многих отношениях проявляется как предприимчивость.
Творческий процесс. Изучением творческого процесса долгое время занималась преимущественно психология. В настоящее время очевидна необходимость комплексного изучения творческого процесса на основе диалектического метода, что и составляет предмет диалектики творческого процесса. Творческий процесс может быть понят как возникновение и разрешение противоречий, скачки, переход возможности в действительность и т.д., формируются и специфические категории, выражающие своеобразие творчества. Наиболее изучен процесс научного творчества. Представляют значительный интерес и описания отдельных проявлений творчества, к числу которых, несомненно, относится бессознательное. Не все психические процессы представлены в сознании субъекта. Значительная их часть, качественно отличающаяся от осознаваемых процессов, не представлена в сознании. На долю бессознательного выпадают такие операции, как хранение основной массы информации, переработка, оценка и т.д. Значительно продвинулось изучение воображения и практическое овладение им. Под воображением, как известно, понимают создание представлений о явлениях, никогда ранее не воспринимавшихся человеком. Воображение дает возможность предвосхитить то, чего пока не существует. В связи с этим представляют интерес конкретные процедуры оперирования образами, в наиболее простых случаях сводимые к уменьшению, увеличению и комбинированию образов, в сложных — близкие к идеализации, моделированию и другим методам. Внимание исследователей традиционно привлекает интуиция, способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без логического обоснования или чувственного созерцания. Хотя об интуиции как таковой, в смысле ее механизмов, еще известно сравнительно мало, ее взаимосвязь с другими явлениями сознания и психики существенно прояснена. Феномен интуиции уже не отрицается, очевидна и неправомерность преувеличения ее роли интуитивизмом и иррационализмом. В настоящее время выявлена взаимообусловленность интуиции и логики в творческом процессе. Заслуживает также внимания обращение к проблеме юмора. Механизм юмора, фиксирующего несоответствия и парадоксы, необходимость догадки и т.д., имеет нечто общее с открытием нового. Отсюда не следует, что остроумие и есть талант, но его роль в преодолении ограниченного взгляда на вещи действительна велика. Вообще же в исследовании творческого процесса обнаруживается важность всех человеческих качеств.
Детерминация творчества. Стимулы и препятствия. Материалистическая философия традиционно уделяла большое внимание выяснению детерминированности творчества, т.е. делала упор на предпосылки творческого процесса. А это очень важно не только для объяснения творческого процесса, но и для практического овладения им. Принципиальное значение имеет вопрос о свободе творчества. До сих пор еще не преодолено убеждение, что творчество должно быть абсолютно свободно и ничем не ограничено. В действительности же свобода творчества относительна и для своей реализации требует объективных предпосылок.
Совокупность факторов, определяющих протекание творческого процесса, характеризуется как детерминация творчества. Эти факторы могут, как содействовать творческому процессу (стимулы), так и противодействовать ему (препятствия). Как те, так и другие могут быть внешними, выражающими воздействие социокультурного фона, и внутренними, связанными с самой логикой развития замысла. Факторы подразделяются также на материальные и духовные. Материальные факторы охватывают всю совокупность объективных предпосылок творчества, они отнюдь не сводятся к материальным (финансовым) стимулам, а включают также материально-техническое обеспечение. Духовные факторы отнюдь не сводятся к моральным стимулам при всем значении последних, а включают познавательные, правовые и пр.
Управление творчеством. Потребность обеспечения прогресса во всех областях общественной жизни определяет возрастание социальной ценности творчества. Наиболее очевидным образом это касается возрастания роли научного и технического творчества в условиях НТР. Рассматривая творчество как фактор, инструмент прогресса, логично поставить вопрос об управлении творчеством, т.е. сам инструмент должен быть управляемым. Конечно, такая задача может быть расценена не только как трудно осуществимая, но и как утопичная. И вместе с тем именно такая постановка вопроса в наибольшей мере характеризует современный подход к творчеству. Ряд тенденций развития современного управления в целом соответствует специфике творчества. Это должно быть "мягкое" демократическое управление, имеющее в основном опосредованный характер, поскольку многие элементы творчества труднодоступны или вообще недоступны для прямого воздействия. Управление может воздействовать на различные стороны творческого процесса. Учитывая последнее обстоятельство, а также недостаточную разработанность теории управления в целом, можно признать правомерность существования ряда программ управления творчеством, которые по сути выступают как функции управления или приближенные подходы к управлению. В их числе повышение эффективности творчества, т.е. ориентация на более значимые результаты в количественном и качественном отношении, интенсификация творческого процесса, т.е. повышение удельного веса творчества в деятельности в целом, она пересекается с повышением эффективности творчества и в значительной мере вбирает его в себя, оба эти направления не должны наносить ущерб здоровью людей; стимулирование творчества, т.е. отыскание и приведение в действие системы мер, благоприятно сказывающихся на творческом процессе, вполне понятно, что стимулирование творчества обращено к субъекту творчества; оптимизация (совершенствование) условий творческой деятельности, куда входит наряду со стимулированием преодоление тормозящих факторов, регуляция творческой деятельности, под которой понимается гибкое управление творчеством, в максимальной степени сочетающееся с самоуправлением.
Управление творчеством в широком социальном плане предполагает целенаправленную подготовку субъекта творчества, т.е. творческое воспитание. В связи с этим резко возрастает значение педагогики, формируется специальный ее раздел - педагогика творчества. Речь идет о творческом воспитании на всех уровнях, об обновлении педагогического арсенала на основе достижений эвристики. Большую помощь в творческом воспитании и самовоспитании могут оказать современные методы творчества. Так, брей-ринг (мозговая атака) подчеркивает, что преждевременная критика может повредить формированию идей и поэтому рекомендуется выделить две подгруппы участников: генераторы идей и критики. Морфологический анализ предлагает выделять отдельные параметры совершенствуемых объектов и их возможные вариации, затем их видоизменяют и комбинируют различным образом.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) исходит из закономерного развития технических систем, она выявляет и систематизирует противоречия между отдельными техническими требованиями и отыскивает пути их преодоления.
Таким образом, творчество в общем доступно познанию и управлению, хотя многое в нем зависит от творческой личности. Участвуя в осмыслении творчества, направляя его, философия тем самым выполняет свои социальные функции.
ТЕМА 1. 9. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ.
Проблема человека в философии. Парадоксы жизни, смерти и бессмертия в философии. Основные проблемы современной философской антропологии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В настоящее время проблема человека становится универсальной, комплексной проблемой, на решении которой сосредоточены усилия не только гуманитарных наук, но и в значительной мере естественных и технических. Не следует забывать, что этой волнующей темой всегда занималось искусство, причем во многих случаях оперативней и глубже, чем наука. На долю философии выпадает построение категориальной сети, интеграция знаний о человеке.
Природное и социальное в человеке. Человек является частью природы и вместе с тем существом социальным. Люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Соотношение природного (биологического) и социального (общественного) очень сложно. В науке сложились две крайние точки зрения: биологизаторство, абсолютизирующее роль природного начала в человеке, и социоло-гизаторство, преувеличивающее роль социального начала. Эти позиции в чистом виде редко встречаются, чаще можно столкнуться с преобладанием той или иной точки зрения. Каждая из таких полярных точек зрения имеет свои аргументы и ведет к неоднозначным социальным последствиям. Так, констатирование расовых различий соответствует требованиям науки, и оно побудило в свое время к благородной миссионерской деятельности. Вместе с тем оно способствовало зарождению и развитию расизма, колониализма и фашизма. Учет половых различий необходим в организации производственной и учебной деятельности. Но это не должно приводить к взгляду на женщину как на низшее существо. В недавнем прошлом в нашей философии подчеркивались лишь социальные характеристики человека, его биологические свойства недооценивались. Между тем в настоящее время очень важно оценить перспективы человека как вида. Человек более универсален, чем любое животное. Он изменяет окружающую среду, создавая "вторую природу", стараясь не изменяться сам. Но его ресурсы не безграничны, хотя они пока еще плохо выяснены.