Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III (стр. 19 из 59)

Проблема жизни и смерти. Коль скоро речь идет о подвластности человека законам природы, неизбежно воз­никает вопрос о жизни и смерти. Ранее эти категории в нашей философии не присутствовали, между тем как в зарубежной философии они представлены весьма объемно. Критикуя, во многом справедливо, "философию жизни" (В.Дильтей, А.Бергсон, О.Шпенглер), мы не позаботились о глубокой разработке проблемы жизни. Молчаливо при­знавалось, что человечество бессмертно, хотя индивид смертен. В настоящее время все вызывает споры. Так, с возникновением ядерного оружия человечество стало смер­тным.

Вопрос о жизни и смерти дискутируется не только в плане права на жизнь — этого высшего права, высшей ценности. Стал обсуждаться и вопрос о праве самого чело­века решать, стоит ли ему жить дальше. Ранее этот вопрос по сути решался в духе христианской религии, т.е. в духе безоговорочного осуждения самоубийства. Сейчас все это оценивается неоднозначно.

Проблема жизни и смерти тесно связана с традицион­ным вопросом о смысле жизни. Большинство марксистов согласны, что нравственный смысл жизни состоит в разви­тии способностей человека, совершенствовании социальной сущности и духовных оснований жизни.

Сложнее со смыслом жизни для человечества. Ранее здесь господствовал безоглядный оптимизм. На смену ему приходят требования реализма. Остро стоит проблема вы­живания человечества.

Вопрос о сущности – это вопрос о тех глубинных качествах, которые определяют его специфику и внешне проявляются в чертах, свойственных «природе».

С одной стороны, человек – существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.

Под проблемой человека в философии понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, проблема души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т. д.

В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от преобладающего мировоззрения данной эпохи.

В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека – космоцентризм, суть α заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Понимание космоса находится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление.

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом. С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро – результат знаний, Зло – результат незнания. Идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

И начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место.

Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения человека и Бога.

Характерной особенностью понимания Бога в христианстве есть то, что Бог выступает как личность. => Бог обладает разумом, волей, свободой, творчеством. Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Поэтому человеку, как богообразному существу, присущи такие же качества, но в меньшем выражении. Но в какой мере у человека развиты эти качества, в какой мере человек работает над собой. С этим и связана возможность и необходимость саморазвития личности. Любое совершенствование предполагает идеал. Идеал – Иисус Христос, a обладает и божественными, и человеческими качествами. Это высшая степень совершенства. Т.о., идеал реален.

Исходя из такого понимания человека, составляется вопрос об отношении человека к миру и Богу. Как существо богообразное, человек – венец творения, царь природы. Отношение человека к Богу должно строиться на основании нравственного совершенствования, на основании любви к Богу – тех религиозных установок, a выражены в священном писании. Идеалом для философии был человек – праведник.

Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, то есть в центре философии – проблема человека, как самоценного существа и через призму этого – понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).

Западноевропейская философия 17 века рассматривала главным образом проблему познания, α выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Но кроме этого, активно исследовалась и проблема субстанции и единства мира. Это связано с историческими аспектами, влияющими на философию, а именно – с развитием науки. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки.

Французская философия 18 в. также с позиций рационализма. Но в отличие от реализма 17 в., α усматривал силу разума в наличии врожденных идей и интуиции, рационализм 18 в. исходил из того, что человеческий разум потому обладает мощью, что он постигает законы природы. Опираясь на чувства, опыт как источник знаний.

Английская же философия 18 в. главным образом решает проблему познания, опираясь на α, решает другие философские проблемы.

ТЕМА 1.10. ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА.

Учение о происхождении человека и его философский интерпритации. Эволюционная и трудовая концепции антропосоциогенеза. Проблема возникновения языка сознания и социальной жизни.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Прежде всего необходимо обра­титься к проблеме происхождения человека. Эта проблема стала актуальной уже в естествознании XIX века — эволюционная теория вплотную подошла к ней. Однако объяс­нить происхождение человека чисто биологическими при­чинами (на основе закона естественного отбора) не удава­лось. Не удавалось объяснить, как возникают социальные организации, индивидуальные различия, наконец, сама культура. Решающий шаг был сделан К.Марксом и Ф.Эн­гельсом, подчеркнувшими роль материального производст­ва. Все известные ранее определения человека как существа разумного, морального, как политического животного и т.д. могут быть в конечном счете выведены из материально-практического действия.

В современной науке считается общепризнанным, что очеловечивались не отдельные особи, а более или менее значительные популяции. Человек и общество возникли од­новременно. Биологическая организация сменялась социаль­ной. Становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) — две стороны единого процесса — антропосоциогенеза, длящегося в течение 3 — 3,5 млн лет.

Важную роль в выяснении общего смысла антропосоци­огенеза сыграла трудовая гипотеза Ф.Энгельса. Ее суть: "Труд создал человека". Трудовая деятельность способст­вовала направлению жизненных процессов и естественному отбору. Под влиянием труда сформировались специфиче­ские качества человека: сознание, язык, творческие способ­ности. Идеи Ф.Энгельса поддержаны философами (как марксистами, так и немарксистами), антропологами, архе­ологами. Эти идеи используются в процессе воспитания, поскольку считается, что индивид в своем развитии повто­ряет в сжатом виде развитие рода (трудовое воспитание). Вместе с тем гипотеза Ф.Энгельса не свободна от трудно­стей, поскольку и труд должен был формироваться, он не был одним и тем же. Не вполне понятно и то, как, при каких условиях прапредки людей были вынуждены трудиться, биологические предпосылки этого процесса и т.д. Следует учитывать противоречивое влияние орудий труда — ведь они могли использоваться и в агрессивных целях, и, следо­вательно, тормозить развитие человека. Наряду с орудий­ной деятельностью большую роль играло одомашнение животных, а также игра, короче, все проявления жизнеде­ятельности. Важнейшим компонентом очеловечивания бы­ли нравственные отношения. Ограничение кровосмеситель­ства оздоровило генофонд. Запрет агрессивных действий по отношению к членам рода, забота каждого о пропитании всех — все это способствовало укреплению рода.

Личность – человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности.

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс требует от чел продуктивной активности, выражается в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Социально-деятельная сущность лежит в основе социализации индивидуума, в процессе которого и формируется личность.