В литературе анализируется и возможность радикальных, преобразований в пределах одной формации. Однако в таком случае о чем идет речь — о революции или реформе? Наряду с политической революцией анализируются и другие виды революций (культурная, революция в образовании, научно техническая и пр.).
Понятия культуры и ценности. Понятие культуры многозначно. В античности под ним понимали уход, возделывание, обработку, противопоставляя природе (натуре). Очевидно, такой подход недостаточен. Противопоставление культуры природе не позволяет понять происхождение и пути развития культуры, не нацеливает на гармонию общества с природой. В качестве одного из определений культуры можно принять следующее: культура — это созданная человеком совокупность материальных и духовных ценностей, навыков, способов их производства и ис пользования в целях общественного прогресса. При таком понимании культура выступает как определенный аспект общества и вместе с тем как мера развития человека. Понятие культуры связано с понятием ценности. Под ценностью понимается своеобразная форма отношения между субъектом и объектом, когда они удовлетворяют потребности субъекта. Философское учение о ценности называется аксиологией.
Ценности различаются по своему характеру: материальные и духовные, "предметные" и "субъективные". На каждом этапе общественного развития они выстраиваются в определенную систему, существенным моментом которой выступает сравнительное место отдельных ценностей по отношению друг к другу, т.е. иерархия. Принципы построения этой иерархии во многом субъективны, хотя имеют объективную основу. В настоящее время наивысшей ценностью выступает человеческая жизнь. Вообще же каждый человек стихийно или сознательно избирает для себя шкалу оценки. Это касается и общества в целом. Производимые периодически изменения этой шкалы характеризуются как переоценка ценностей, роль которой вслед за киниками подчеркнул Ф.Ницше.
Исходя из различия между материальными и духовными ценностями, различают материальную и духовную культуру. Под материальной культурой понимается совокупность материальных ценностей, способ их производства и овладения ими (прежде всего сюда входит техника). Духовную культуру определяют как совокупность духовных ценностей, т.е. знаний, форм мышления, сфер идеологии и способов деятельности по их созданию. Эти различия условны: материальные ценности не могут быть созданы и освоены без напряжения человеческого духа; продукты же духовной культуры всегда обеспечивает материальную форму, а сама она требует материальной основы для своего осуществления.
Для более конкретной, дифференцированной оценки культуры рассматриваются ее различные ''срезы" и типы. Понятие культуры часто сопоставляют с понятием цивилизации. Термин "цивилизация" употребляется, как правило, в следующих значениях:
1) синоним культуры;
2) внешнее выражение культуры;
3) ступень общественного развития, следующая за варварством. Понятие цивилизации нередко применяют в нейтральном, или негативном смысле, тогда как понятие культуры - неизменно в позитивном и возвышенном. Это преувеличение. Вместе с тем нельзя не видеть глобальных проблем цивилизации, отражающих несовершенство общественного устройства и требующих для своего решения согласованных усилий всего человечества.
Социальная детерминация культуры. Определение культуры как социального явления позволяет перейти к выяснению закономерностей ее развития. Различают внутреннюю и внешнюю детерминацию культуры. Под внутренней детерминацией понимают, прежде всего, историческую преемственность в развитии, культура способствует передаче ценностей от одного поколения к другому, служит созданию фонда общечеловеческих ценностей. Сюда же относится дифференциация культуры на различные на правления, подсистемы и т. д. и взаимодействие между ними. Каждой культуре свойственна тенденция самосохранения, отторжения чуждых влияний и в то же время ассимиляция достижений других культур. К внешней детерминации относится прежде всего воздействие материального производства и экологических отношений. Разделение труда, и в особенности отделение умственного труда от физического, сказывается на культуре двояко: способствуя возникновению наук, прогрессу искусств и ремесел, оно в то же время ведет к одностороннему развитию личности, отчуждает широкие массы от культурных ценностей. На развитие культуры влияет и идеология, ориентируя творцов в определенном плане, объединяя или разобщая их и т.д.
Типы культуры. Наряду с разделением культуры на материальную и духовную в культурологии и философии выделяют различные типы культур. В марксистской философии сложилась традиция представлять типологию культуры в соответствии с ОЭФ (первобытная, античная и т.д.).
Такое деление следует проводить с определенными коррективами и не абсолютизировать его, учитывая непреходящее, общечеловеческое в культуре. Применяются также географический и национальный принципы членения культуры (западная и восточная и т.д.), по степени зрелости и т.д. Задача подобных типологий состоит в том, чтобы лучше выяснить взаимодействие культур, их динамику.
В классовом обществе культуру подразделяют также на "элитарную", находящуюся в распоряжении верхушки, и "массовую", предназначенную для социальных низов. Различают также научно-техническую и гуманитарную культуру и пр.
ТЕМА 1.12. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА.
Традиционное, современно-индустриальное общество. Постиндустриальное общество: проблемы и перспективы развития.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество.
Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество.
Не существует четкой классификации, поскольку общество является крайне сложным, многоуровневым образованием, но существует наиболее интересные и распространенные подходы (типологии общества ).
Устойчивым в социологии является деление общества на традиционные и индустриальные. Под традиционным обществом понимается общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции.
Термин "индустриальное общество" впервые ввел Сен-Симон, подчеркивая тем самым иную производительность общества. Другими важными чертами индустриального общества является гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей и интересов людей, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. Иными словами, это такой тип организации социальной жизни, который обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не на основе жесткого контроля за индивидами и их унификации, а путем создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.
В 60-е годы две ступени в развитии общества дополняются третьей. Появляется концепция постиндустриального общества, активно разрабатываемая в американской (Д.Белл) и западноевропейской (А. Турен) социологии. Причина появления этой концепции - структурные изменения в экономике и культуре наиболее развитых стран, вынуждающие по иному взглянуть на само общество в целом. Прежде всего, резко возросла роль знания и информации. Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии.
Критерии вступления общества в информационный период развития.
В последние годы наблюдается быстрое развитие компьютерных технологий. Компьютер внедряется практически во все сферы нашей жизни, а во многих из них становится просто незаменимым. Развитие достигло такого уровня, что в недавнем матче с компьютером Deep-blue лучший шахматист мира Г. Каспаров потерпел поражение, что ранее считалось практически невозможным.
В связи с этим возникает вопрос, насколько обдуманным, необходимым является столь сильное развитие вычислительной техники. Таким образом, тема представляется весьма актуальной, так как имеет принципиальное значение для эволюции социальных отношений во всем мире (хотя, возможно, и не в столь скором времени), ведь компьютер сможет заменить человека во многих областях его деятельности.
Оценка реальных социальных последствий глобальной информатизации общества.