Типологический анализ деятельности исходит из признания существования восьми типов человеческой деятельности в истории общества. Они являются социальными константами, т.е. характеризуют все страны (пространственный аспект) и все эпохи (временной аспект). Среди них:
- экономическая деятельность, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ;
- экологическая деятельность, связанная с функциями сохранения, восстановления и совершенствования естественной среды обитания человека и защитой его от пагубного воздействия природы;
- управленческая деятельность, связанная с процессами планирования, организации, руководства, контроля и регулирования отношений людей в системе социума;
- педагогическая деятельность, связанная с процессами передачи социального опыта человечества новым поколениям в форме образования (знания), обучения (умения) и воспитания (установки);
- художественная деятельность, связанная с процессами образного отражения и образного преображения предметного мира;
- научная деятельность, связанная с процессами генерации знаний, теоретического моделирования действительности;
- медицинская деятельность, связанная с сохранением (профилактика) и восстановлением (лечение) жизнеспособности человека;
- физкультурная деятельность, связанная с достижением физического совершенства человека как оптимального функционирования всех систем человеческого организма.
На основе этих восьми типов деятельности формируются и восемь сфер общественной жизни, которые и определяют возможность и необходимость создания восьми целевых комплексных программ развития общества. Это, кстати, и является основной задачей социологии.
Однако деятельность как сложный целостный процесс, ориентированный на цель (деятельность целесообразна), осуществляется совокупностью действий (функций), а они в свою очередь подразделяются на конкретные операции (А.Н. Леонтьев). Возникает цепочка: «деятельность - действия - операции». Операции - это конкретные способы выполнения действий, предполагающие определенные навыки, умения, приемы. Процесс обучения любого типа и формирует эти операциональные способности человека (токарь, слесарь, хирург, компьютерщик, шофер и т.д.).
Социальное действие предстает как среднее звено в этой цепочке. Оно обусловлено деятельностью и ее целью, поэтому
действие индивида мотивировано целью той деятельности, которую он выполняет в целом: художественной, научной, педагогической, экологической и т.д. Здесь срабатывает принцип детерминации результата деятельности целью деятельности. Цель выступает в качестве генератора, важного, доминирующего фактора. Но достигнута она может быть разными средствами. Выбор средств, «затратного механизма» осуществляется личностью, совершающей конкретные действия. Диапазон альтернатив существует всегда. Культура деятельности, культура мышления, культура действия и заключается в способности находить оптимальное решение при выборе средств для достижения цели.
Вариативность действий в конкретной социальной ситуации многообразна: умолчание, выступление, протест, забастовка, голодовка, восстание, революция, письменное заявление, отказ от участия в выборах и т.д. и т.п. Этот диапазон практически бесконечен. Однако при типологизации социальных действий индивида или социальной общности мы приходим к конечному числу подобных акций:
а) эмоционально-психологические акции (чувственные реакции в различных формах одобрения или порицания),
б) вербально-словесные акции (протесты, заявления, прокламации, программы, листовки, резолюции и пр.),
в) предметно-реальные действия (забастовки, голодовки, стачки, революции, баррикадные бои, захваты СМИ и т.д.).
Этот перечень надуман, потому что данная типология базируется на тройственной природе человека, состоящей из подсистем: чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, телесно-физической.
Это известно со времен Лейбница, отмечавшего в человеке способность чувствовать, способность мыслить, способность действовать.
Прилагательное «социальное» в данном случае выражает по крайней мере два смысла действия:
1) социальное действие является общественным, а не индивидуально значимым по характеру, а сам субъект действия как бы предстает носителем, агентом, выразителем интересов некой общественной группы, социальной общности;
2) социальное действие является социальным и по детерминации, оно отправляется не от биологических установок человека, а от его социальных целей, ориентации, программ, интересов и т.п.
Социальное поведение
Здесь мы и выходим на множество проблем, которые конкретизируют смысл, значение, ценность, направленность социального действия. В известном смысле слова действие является нейтральным по своей социальной характеристике: это операции, функции, акты, акции... Содержательное насыщение, мотивация превращают действие в п о в е д е н и е . Поведение (индивидуальное или социальное) всегда характеризуется прежде всего мотивацией и интенцией (смысловой ориентацией).
В понятии интенции (направленность, ориентация) схватывается содержательная сторона социального поведения индивида или группы. Во имя чего, для какой цели, для достижения какого результата совершается действие, какая программа реализуется? Интенциональный аспект социального поведения служит консолидирующим фактором, объединяющим множество субъектов в группу, в общность, в партию, в движение. Разрозненная толпа может совершать социальное действие тоже очень активного характера, но это не поведение, если нет консолидирующей идеи, программы. Отсюда очевидна важная роль лидера движения, в качестве которого может выступать и индивид, и общность (партия, например).
В понятии мотивации (интерес, стремление, побуждение, влечение, желание) отражается причинное основание поведения, его детерминация. Здесь чаще всего и используется понятие «потребность», которое только начинает исследоваться в социологии (Е.И. Степанов, А.В. Маргулис). Интерес - это внешняя субъективная форма проявления потребности, хотя и достаточно определенная; это осознанная устойчивая предметная потребность, чем и отличается интерес от полубессознательных, эфемерных и беспредметных влечений, желаний, стремлений, хотений.
Социальная потребность - это рассогласование фактического и необходимого состояния индивида или социальной общности. Необходимое состояние задается мерой человека, мерой человеческого рода (константные социальные характеристики), а фактическое состояние предстает как реальное, наличное бытие человека или общности. Всем хорошо известны такие потребности, как потребность в общении, в движении, в пище и т.д. Удовлетворение потребности - это и есть преодоление расогласованности, приведение фактического состояния (есть) в соответствие с необходимым (надо).
Мотивации социального действия могут быть разнообразными, они образуют своеобразный веер побуждений личностей, объединенных неким общим недовольством наличным бытием. Скажем, против власти могут одновременно выступать и предприниматели (высокие налоги), и работающие (невыплата зарплаты), и безработные (социальная занятость), и политические лидеры (нет места в структуре власти), и военные (сокращение армии) и т.д. Мотивов много, как много групп, общностей, страт, конфессий и т.д. Но социально-психологическое объединение субъектов еще не выявляет их социального поведения - это всего лишь действие. В силу должен вступать идеологический фактор - интенция, направленность, цель, программа. Только на высшем, идеологическом уровне осуществляется интеграция субъектов, превращение их в социальный, а не «трамвайный» коллектив. В понятиях соборности, коллективности уже схватывается тенденция к объединению разрозненных субъектов. Консенсус выражает идеальное состояние: единогласие, единомыслие, единочувствие и на психологическом, и на идеологическом уровне.
Здесь возможны варианты действия, когда наблюдается:
- единая мотивация, но разные цели;
- разные мотивации, но единая цель;
- единая мотивация и единая цель;
- разные мотивациии и разные цели.
Понятно, что идеальным случаем, является действие субъектов с «единой мотивацией и единой целью» или вариант с «разной мотивацией, но единой целью». Задача социальных лидеров и состоит в том, чтобы объективно оценивать реальную социальную ситуацию и приводить мозаичное состояние социальных действий в монолитное социальное поведение.
Для общего социологического анализа поведения личностей важно учитывать не только субъективный уровень побуждения к деятельности, который представлен мотивацией, но и некоторые объективные, внеличностные факторы. Анализ этого вопроса приводит к выводу о существовании трех уровней «управления» поведением людей, их деятельностью.
2. Регламентация деятельности - обусловленность деятельности государственно-правовыми нормами, установлениями всех ветвей власти, нормативными актами и т.д.
3. Мотивация деятельности - обусловленность деятельности субъективными установками индивидов и социальных общностей: их интересами, позициями, программами, убеждениями и т.п.
Идеальный вариант - совпадение детерминации, регламентации и мотивации: «Законы говорят - надо, государство говорит - должен, личность говорит - хочу». А дальше следуют все возможные комбинации из сочетания этих трех компонентов.
Не будем забывать и об исторической логике развития побудителей к деятельности, потому что это тоже характеризует личность и ее вписанность в социум. Анализ истории позволяет выделить ряд побудителей к деятельности: