Виды социальных институтов.
Экономика, политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д.
Характерные черты социальных институтов.
1. устойчивая организованная форма деятельности людей.
2. Каждый социальный институт связан многообразными отношениями (прямые и косвенные, структурные и функциональные) с другими социальными институтами, без которых нормально существовать не может.
3. Социальные институты упорядочивают поведение людей.
4. Однажды возникший социальный институт стремится себя развивать и работать на самого себя. С одной стороны это способствует к стабилизации, а с другой к торможению
5. Ситуация, когда социальный институт не справляется со своей функцией - называется дисфункцией
Основные и не основные институты.
Социальная структура общества - больше социально-психологическое явление.
Социальная структура складывается в два этапа:
1. Цели, как личные, так и общезначимые.
2. Средства достижения этих целей.- законные эффективные (кратчайший путь)
В зависимости от соотношения целей и средств складывается структура общества:
1) Цели (+) Средства (+) Социальное поведение (конформизм) Социальная структура общества (стабильна)
2) Цели (+) Средства (-) Социальное поведение (инновация) Социальная структура общества (стабильна)
3) Цели (-) Средства (+) Социальное поведение (бюрократизм) Социальная структура общества (стабильна)
4) Цели (-) Средства (-) Социальное поведение (ретритизм) Социальная структура
5) Цели (+-) Средства (+-) Социальное поведение (мятеж, переворот) Социальная структура общества (
На социальную структуру общества также влияет этническое и сексуальное неравенство.
Для каждого статуса характерны определенные социальные роли - способы выполнения функций, связанных со статусами или определенные модели поведения. Статусы всегда связаны между собой благодаря ролям. Совокупность статусов - образует социальную структуру общества.
Люди занимают неравное положение в общностях. Положение человека в общности характеризует статус и роль. Статус - статическая, роль- динамическая характеристика.
Статусом называется место, позиция положение, место человека в обществе.
Статус состоит из ролей, а роли из прав и обязанностей. Пример: преподаватель, ученый, муж, сын, отец: воспитатель, кормилец, контролер.
Роль - модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, соответствующая социальным нормам (культуре) данного общества. Модель поведения отражает культуру общества: традиции, обычаи, социальные нормы, правила, ценности, передаваемые от поколения к поколению. Процесс передачи культуры- социализация личности. Выполнение норм достигается через механизм социального контроля.
Ролевая концепция личности - концепция, отождествляющая жизненные ситуации с игрой и сводящая деятельность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Различают два типа социальных ролей - конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.
Статусная концепция личности. Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различают соответственно "предписанный" и "достигаемый" статусы. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать с оценкой общества или социальной группы.
ТЕМА 2.3. РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА»
И «СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ».
Социальная группа. Социальная общность. Классификация групп. Номинальные и реальные группы. Первичные и вторичные группы. Структура малой группы. Социопрофессиональные группы. Социальная организация.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Социальная группа как объект социологического изучения.
В основе соц. групп лежат связи типа взаимодействия, т.е. происходят обмен сопряженными скоординированными действиями (количество членов 2 и более - семья, студенческая группа, круг друзей). Возможно разделение групп по некоторым признакам, с помощью которых члены групп отличают себя от других. Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие (классовые общности, территориальные общности). Формальные группы - традиционно организованные (КПРФ). Неформальные - с нетрадиционными, неклассическими требованиями (партия любителей пива). Целевые группы - создаются для реализации некоторых целей, присутствует довольно жесткое разделение прав и обязанностей, контроль над исполнением задач.
Анализ внутренних связей в группе
1. У индивида, входящего в ту или иную группу, возникает личная связь со своими партнерами. Индивид оценивает важность, значимость связей с точки зрения решения своих личных проблем.
2. Внутренние связи в группе могут оцениваться с точки зрения укрепления престижа в целом, непосредственно на личных целях индивида это не сказывается.
3. Реакция индивида на взаимоотношение между другими членами группы.
4. Отношение коллег по группе с т. зрения достижений коллектива, т.е. каждый член общности не должен подводить весь коллектив.
5. Отношение с членами других конкурирующих или сотрудничающих общностей с т. зрения личных интересов
индивида.
6. Отношение с членами других групп, но уже с т. зрения интересов всей группы, к которой принадлежит индивид.
7. Отношения индивида с членами своего коллектива перед представителями других конкурирующих групп.
(1,3,5 - парные связи; 2,4,6,7 - связи, которые развиваются только в общности, они существуют для сохранения всех преимуществ, получаемых индивидом не от одного партнера, а от всей общности).)
Малая группа - люди собраны вместе по роду деятельности, объединены по ситуации.
Социология изучает общество как систему взаимодействующих социальных субъектов с их потребностями, способностями, действиями, отношениями и институтами. Вся эта совокупность показателей объединяется общим понятием «социум». Социология ранее и определялась как общая теория социума. Социум имеет своих носителей - социальных субъектов. Ими являются самые различные по характеристикам представители общества: индивиды, лидеры, группы, профессии, классы, нации, этносы, банды, движения, партии, блоки, группировки, коллективы, сообщества и т. д. и т. п. Элементарным носителем социума является индивид, отдельный человек в той мере, в которой он включается в общественную жизнь, выполняет социальные функции, является активным или пассивным компонентом общественной жизни. При этом не имеет значения для социолога степень участия, степень активности, статус и роли индивида, ибо и простой покупатель, зритель, слушатель, читатель, потребитель материальной или духовной продукции все равно являются в широком смысле слова субъектами общественной жизни или уж в крайнем случае (диапазон богат) ее объектами, достойными для социологического исследования. Не лидеров, не гениев, не президентов, не выдающихся деятелей исследует социолог. Скорее наоборот: его интересуют массы, народ, группы, движения, рядовые члены и пр.
В общественной жизни индивиды, взаимодействуя в конкретных сферах, объединяются; совершается движение от индивида к общности. Эти общности, во-первых, объективно складываются в силу общей истории, общей этнической базы, общей хозяйственной жизни, общего языка, общей территории - возникают народности, национальности, этносы, нации.
Во-вторых, индивиды в ходе совместной жизни субъективно устанавливают союзы, объединения, организации, группы, общности: партии, блоки, движения, банды, фракции и т.д. Признаки, объединяющие индивидов в субъективно созданные сообщества, многообразны, и их даже трудно типологически назвать: это и зеленые, и бисексуалы, и анархисты, и филателисты, и «любители пива», и трезвенники, и иеговисты, и роккеры, и «сторонники Сахарова», и диссиденты и пр. и пр. Любой аспект социальной жизни может стать основанием объединения в социальную группу.
Принципиально выделение двух типов подобных интерсубъективных объединений, общностей:
Общности, возникающие по ряду параметров объективно, стихийно, независимо от сознания людей. Сюда относятся нации, народности, этносы, классы, профессии, специальности, сословия, страты, касты и пр. Их никто не создавал, представители их могут не знать о существовании друг друга (шофер в США не знает шофера в Финляндии, учитель в Японии не знаком с учителем в России, русский в Латвии не встречался с русским в Канаде и пр.), они не создают организаций, они не встречаются и т.п. -но все они составляют самим фактом своего бытия важные социальные общности, все они субъекты общественной жизни.
Общности, возникающие субъективно-сознательно, на основе отражения общих интересов и общего положения: партии, профессиональные союзы, движения, блоки, ассоциации и т.п. Все это институциональные общности в отличие от неинституциональных. Скажем, профессия «шофер» объединяет всех шоферов планеты неинституционально, а профсоюз шоферов - институционально. Общим является наличие общего социального статуса и общих социальных ролей. На базе общего бытия вырабатывается и общая психология, а на ее основе - и общая идеология индивидов: учителя всех стран имеют общие черты, врачи - общие, ученые - общие и т.д.