Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III (стр. 3 из 59)

Разработчик:_______ Д.А.Канашевич – преподаватель 2-й категории УО <<Могилевский государственный экономический профессионально-технический колледж>>. Обсужден и одобрен на заседании цикловой комиссии преподавателей дисциплин уровня ССО.

Рассмотрен на заседании цикловой комиссии

Протокол № ___ от «___»___________ 20____ г.

Председатель цикловой комиссии ___________________Т.А. Бабенко

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ ПРОГРАММЫ

Особое внимание обратите внимание на то, что дисциплина «Основы социально-гуманитарных наук» интегрированная и включает знания о человеке, обществе и мире, состоит из трех курсов:

-философия как ядро курса, его основа;

-социология как наука, изучающая общество в целом: социально-политическую картину общества; «внутренний мир» общества;

-политология как искусство жить вместе, искусство сосуществования как сфера социального общения людей.

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, МИРЕ

ВВЕДЕНИЕ

Мир, человек, знания. Социогуманитарные знания, его специфика и функции. Взаимосвязь курса с другими социально-гуманитарными дисциплинами.

ТЕМА 1.1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Проблема начала философии. Основные концепции генезиса философии.

Философия в системе мировоззрения. Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Философия как феномен культуры. Философские категории и категории культуры. Историческая динамика предмета философии. Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, философская антропология, социальная философия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В чем же состоит своеобразие философии?

Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью.

Вторая характерная особенность философии - наличие в ней значительного ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим аспектом, что она -такое сложное духовное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы: Истину, Добро, Справедливость, формировать целостное мировоззрение личности.

Третья, отличительная черта философии - рефлексивность (отражение). Она рефлексирует саму духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания всей науки, предельным основанием духовной культуры.

Хотя философия и наука - разные формы общественного сознания, между ними существует тесная взаимосвязь - как актуальная, так и генетическая. Как специализированное теоретическое основание мировоззрения философия обладает рядом несомненных признаков научного знания: 1) системностью, 2) фиксированием в логических категориях и законах, 3) доказательностью, 4) объективной истинностью. В философии эта проблема (мировоззренческая в своей основе и по природе) модифицируется в основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. В зависимости от решения основного вопроса философии философы разделились на два направления — материалистов и идеалистов. Материалисты, опираясь на научные данные, утверждают, что первична материя, а сознание человека вторично. Идеалисты же считают, что первично сознание, - либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм).

В отношении познаваемости мира сознанием человека также существуют различные точки зрения - от признания познаваемости мира материалистами до отрицания этой познаваемости субъективными идеалистами.

1. Проблема объекта и предмета философии. Объектом философии является мир как единое целое, что дает общий взгляд на мир. Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.

2. Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или духовной, идеальной первоосновы мира.

3. Проблема развития мира. Эта проблема формирования методов познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его развитии.

4. Проблемы познаваемости мира. Это определение объекта и субъекта познания и раскрытие их сложного диалектического характера.

5. Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека как мироздания в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением устаревших форм развития культуры и становлением новых форм. Философия, таким оброзом., выступает как самосознание культуры той или иной исторической эпохи.

В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности;

аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

антропология - философское учение о человеке в многомерных его поступках;

социальная философия - раздел, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

ТЕМА 1.2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. СРЕДНЕВЕКОВАЯ

ФИЛОСОФИЯ.ФИЛОСОФИЯ ЭПОХО ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Философия Древнего Востока. Западная и восточная философия: общее и особенное. Античная философия. Социокультурные факторы становления античной философии. Средневековая философия. Христианское представление о мире. Философия эпохи Возрождения. Ренессанс как синтез культурных традиций. Европейская философия XVII-XIX вв. Научная революция XVII в. и её влияние на философию Нового времени.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Философия рабовладельческого общества. Философская мысль зарождается в период перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу в древних цивилизациях Египта, Вавилона, Индии, Китая, Греции примерно в VII — VI вв. до н.э.