Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III (стр. 30 из 59)

Постановка проблемы социальных субъектов (носителей, агентов, деятелей общественной жизни) открывает для социо­логии перспективу преодоления бессубъектного изложения ис­тории. Как часто в литературе и общении мы пишем и говорим: власть решила, правительство приняло постановление, реакци­онные силы совершили переворот, историческое движение при­вело к революции и т.п. Всегда надо видеть за процессами, от­ношениями, деятельностями, движениями - людей, индивидов, группы, лидеров и других социальных субъектов.

Типология социальных групп

Социальные группы в социологии - это совокупности людей, объединенных формально или неформально, институцио­нально или неиституцпонально, по существенным пли несуще­ственным признакам.

В социологии прежде всего выделяют два больших класса социальных групп:

а) условные группы - классификационное подразделение людей по некоторым объективным признакам: профессия, на­циональность, место проживания, пол, возраст, образование и т.п. Этот подход характерен для демографического анализа, хотя социологи используют его при проведении социологичес­ких исследований. Это по существу группировка людей по не­которым совокупным признакам;

б) реальные группы - подразделение людей по субъективно осознанным и признанным (санкционированным) признакам, объединяющих их в совместной деятельности, в общей сфере, в русле программы действий: партии, профсоюзы, дви­жения блоки, клубы, фракции и т.п.

Реальные социальные группы в свою очередь можно разде­лить на большие и малые.

Большие социальные группы реального характера объедине­ны объективными статусными признаками, целями, программа­ми и даже групповыми действиями (стачки, забастовки, участие в выборах и пр.), но члены этих групп не находятся в межлично­стных контактах и даже могут не знать друг друга. К этим груп­пам можно отнести партии, профсоюзы, классы, сословия, на­ции, молодежные, спортивные, религиозные объединения.

Малые социальные группы реального характера существу­ют в конкретном пространстве и времени, в них осуществля­ется реальное, непосредственное, межличностное и внутригрупповое общение. Эти группы нередко называют контактными. К ним относятся бригады строителей, кафедры преподавателей, театральные труппы, музыкальные ансамбли, шахматные клу­бы, клубы собаководов, студенческие группы, воинские подраз­деления, семьи и т. п.

Малые социальные группы, как правило, являются формаль­но организованными или извне, или изнутри (самоорганиза­ция). Это предполагает выработку общих позиций, программ, тактики и стратегии деятельности, выдвижение лидеров, ус­тановление норм отношений. Внешняя организационная струк­тура (устав и т.п.) может и не быть внутренней организационной структурой (нормы отношений), формальный лидер может и не быть неформальным лидером группы. Об этом говорят, напри­мер, наши исследования студенческих групп Нижегородского технического университета. Чаще всего формальные старосты, культорги, профорги, комсорги и другие формальные лидеры не соответствовали реальной иерархии и структуре лидеров в группах. Идеальное состояние - соответствие формальной структуры неформальной, формальных лидеров - неформаль­ным. В трудовых коллективах этот показатель особенно важен. Такое соответствие позволяет не только избегать конфликтов, но и предотвращать их: профилактика эффективнее терапии.

Интеллигенция составляет особую социальную группу. Со­циальное положение интелли­генции (работников умственного труда) достаточно неопределен­но, что позволяет ей уклоняться от ответственности и находить оправдательные аргументы, особенно в критические периоды развития страны. Интеллигенция не хочет быть «прослойкой» между классами, но она и не воспринимает себя как «средний класс». Она хотела бы быть «совестью народа», но этой совест­ливости народ не видит. П.Д.Боборыкин ввел это понятие в рус­ский лексикон, дворяне подхватили его, хотя и не имели на это права, потому что они не интеллигенты, а частные собственни­ки, баре, аристократы, помещики. Они не создавали духовных ценностей, а прожигали народное достояние, кичась приобщен­ностью к духовным ценностям. Заметим с философской точки зрения, что это было атрибутивное, а не функциональное освое­ние культуры. Функциональное ее освоение - это деятельность; ее сфере, это создание, тиражирование, пропаганда, трансля­ция культуры. Наши дворяне лишь присваивали себе культу­ру, созданную народом и профессиональными интеллигентами. Сегодня при слове «интеллигент» склонны вспоминать поручи­ка Голицына и корнета Оболенского. Но они дворяне, помещи­ки, а не творцы духовных ценностей и даже не защитники их.

Интересный ключ к пониманию роли интеллигенции в судь­бе России дает современное постперестроечное состояние стра­ны. Не странно ли, что сегодня во всех органах власти сидят бывшие партийные, советские, комсомольские, профсоюзные работники.

Именно они и совершили современный российский «перево­рот», именно с них спрос, именно у них не все в порядке было с идеологией, мировоззрением уже в те давние советские времена.

Не ученые, не художники, не врачи, не педагоги, не инженеры совершили «демократические переворот», а представители ад­министративной интеллигенции, чиновники, партийные фун­кционеры. Они переродились и вызвали небывалый кризис в родной стране. Это относится и к директорскому корпусу: они тоже представители административной интеллигенции.

«Ключ» к пониманию статуса интеллигенции состоит в том, что пора перестать говорить об интеллигенции абстрактно. Ин­теллигенция многослойна (на то она и прослойка - была, есть и будет). Она не только «вербуется» из всех классов общества, она воспроизводит идеологию порождающего ее класса, она слу­жит интересам определенного класса, она ориентируется в пер­спективе на определенный класс, она и переродиться может только в свой класс или мелкобуржуазный люмпен.

Отсюда первая важная проблема - проблема выявления от­рядов интеллигенции. Здесь важна иерархия, и она задается движением снизу вверх, от народа к так называемой элите.

Ближе всего к народу, к трудящимся, создающим материаль­ные ценности, без которых интеллигенция не может существо­вать, находится инженерно-техническая интеллигенция: масте­ра, инженеры, технологи, агрономы, зоотехники, конструкторы, геологоразведчики, мелиораторы и все те, кто непосредственно связан с материальным производством. Они ближе всего к наро­ду, к его чаяниям, интересам, требованиям, да и образ жизни у них аналогичен образу жизни рабочего и крестьянина. Вот поче­му среди этой интеллигенции меньше всего разброда, диссидент­ства, поддержки власть имущих, псевдодемократических, а по существу антинародных и антипатриотических настроений. Это обусловлено и тем, что система материального производства тре­бует высокой организованности, коллективности и упорядочен­ности действий, чувства локтя и поддержки, солидарности и вы­сокого осознания общих обязанностей и общественного долга.

Второй отряд составляет медицинская интеллигенция: ме­дицинский персонал высшего и среднего уровня. Она тоже связана с высокоорганизованным трудом, требующим боль­шой ответственности, дисциплинированности и гуманистичес­кой ориентации. В силу специфики работы врачи, медсестры связаны со всеми слоями народа и группами населения, а по­сему хорошо знают проблемы, волнующие широкие народные массы. Среди медицинской интеллигенции тоже редко встре­чаются антинародные и антипатриотические настроения.

К медицинской непосредственно примыкает педагогическая интеллигенция: педагоги, учителя, преподаватели, воспитатели неех рангов, всех типов учебных заведений. Их деятельность гоже требует определенной организованности и дисциплины, но нарастают и тенденции индивидуального авторства, эгоис­тического новаторства, появляются претензии на «свободу пе­дагогического творчества», подкрепляемые существованием элитарных классов, элитарных школ, элитарных вузов. Более того, в рядах педагогической интеллигенции эти элитарные за­ведения рассматривают как своеобразную «социальную базу» их свободы, независимости и возможности получения соци­альных льгот и преимуществ, позволяющих выделиться из об­щей массы педагогических работников. Все это - уже условие формирования эгоизма, элитарной психологии, аристократи­ческой морали и интеллектуальной избранности. На этой осно­ве в высших эшелонах педагогической интеллигенции и скла­дываются антинародные и антипатриотические настроения.

Педагогическая интеллигенция создает плацдарм для фор­мирования научной интеллигенции с ее культом интеллекту­ального труда. А интеллектуальный труд обладает множеством признаков, которые способствуют усилению негативных ка­честв интеллигенции:

- он не может быть организован, нормирован, упорядочен, а значит, создаются возможности для анархической идеоло­гии и психологии;

- он универсален, безразличен к стране проживания, к типу социальной системы, а значит, стимулирует антипатриотичес­кие взгляды;

- он элитарен по определению, а значит, подогревает ан­тинародные настроения (народу наука не нужна и он ее не по­нимает).

Показательно и то, что негативные качества формируются прежде всего у тех представителей научной интеллигенции, которые связаны не с техническими, а с естественными и об­щественно-гуманитарными науками. Технические науки до­статочно строги, определенны и практически ориентированы на систему и уровень отечественного производства. Занятие ими менее всего стимулирует возникновение антипатриотичес­ких или антинародных настроений. В естественных и обще­ственно-гуманитарных науках много неопределенного, вари­ативного, конвенционального, авторского, что прежде всего способствует формированию психологии индивидуализма и элитарности. В свою очередь общение с иностранными колле­гами, которые тоже пришли к тем же теоретическим выводам, закладывает основы космополитизма.