Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III (стр. 31 из 59)

В художественной интеллигенции все названные выше не­гативные черты представлены в гипертрофированном виде: индивидуализм, богемность, анархизм, космополитизм, эли­тарность, «абстрактный гуманизм», апелляция не к своему народу и не к своей стране, а к человечеству. Этот отряд интел­лигенции - хорошая питательная среда для диссидентства, апо­литичности, для лозунгов «деполитизации», «деидеологизации». Аморфность ее мировоззрения, ее «мозаичная культура» тоже создают условия для проникновения концепций плюрализма и черт эклектики, что и заявлено открыто в совре­менном постмодернизме как установке на вседозволенность. Какая уж тут зависимость от общества, от страны, от народа, от творческого метода, если так хочется «абсолютной свободы»! Все это прекрасно видно на примере идеологической травли В. Маяковского с его заявлением - «я всю свою звонкую силу по­эта тебе отдаю, атакующий класс» или М.Шолохова с его кре­до - «мы пишем по указке сердца, а сердца наши принадлежат партии».

Административная интеллигенция представлена чиновни­ками всех рангов и всех ветвей власти (законодательной, ис­полни тельной, судебной). Они сами власть и функция их - об­служивание власти, а не народа. Отрыв интеллигенции от наро­да здесь усиливается: к идеологическому и психологическому факторам добавляются политические и правовые. Стройное и глубокое мировоззрение здесь отсутствует. Возникает админис­тративно-правовой фетишизм: культ власти, воплощенной, ма­териализованной в столе, бумаге, печати, документе, указе, рег­ламенте. Именно этот смысл и вкладывается народом в понятие «бюрократ». Здесь тоже формируются такие качества, как эли­тарность, антинародность, психология строгой ранжированности и иерархичности, беспринципность, чинопочитание, угод­ничество. У административной интеллигенции «семь пятниц на неделе»: смена власти приводит ее к смене убеждений, образа жизни, манер, одежды, типа отдыха, модели автомобиля и т.д. Если В.И. Ленин писал, что «жить в обществе и не зависеть от него нельзя», то про административную интеллигенцию можно сказать: «Жить при власти и не зависеть от нее нельзя». Психо­логия конформизма - ее важная черта. У нее нет ничего своего.

Особое место занимает «военная интеллигенция», но она раз­нородна не только по формированию (сегодня инженер - завтра офицер, сегодня врач - завтра военврач, сегодня экономист - зав­тра начпрод и пр.), но и по составу: в армии - врачи, педагоги, инженеры, юристы, администраторы, повара, художники и т. д., то есть все отряды интеллигенции. К тому же там действует все­общий, всеобъединяющий Устав. Но армия из народа и для на­рода, в стране и для страны, поэтому в ней доминируют патрио­тические настроения: преданность народу и родине. Вот поче­му негативные социальные силы России прежде всего и хотят разрушить чувство патриотизма у военнослужащих.

Наконец, можно сказать о «религиозной интеллигенции»: священнослужители всех типов, связанные с утверждением и пропагандой духовно-религиозных ценностей. Она тоже разно­родна по происхождению и по реакции на социальные процес­сы, хотя там, как и в армии, действуют общие предписания об­раза мыслей (канонические нормы) и образа жизни (традиция). Что касается православия, то оно исторически по природе сво­ей является народным и патриотическим, что отличает его от католицизма и протестантизма. «Грех против Бога и преступ­ление против человека», - так оценил патриарх Алексий II не­выплату нашему народу зарплаты.

Бизнесмены и предприниматели

Эта новая проблема для социологической науки возникла в связи с постперестроечной ситуацией в России. Сами понятия «бизнес» или «предприни­матель » в традиционные советские времена воспринимались од­нозначно отрицательно. Это было связано не только с идеоло­гическими доктринами, отрицавшими всякую возможность частной инициативы, но и с объективными экономическими от­ношениями, в которых господствовала государственная соб­ственность. Допущение в структуре экономики страны много­образия видов собственности: государственная, кооперативная, частная, индивидуально-трудовая, совместная и пр. - потребо­вало определения места новых социальных субъектов в струк­туре жизни общества. Заметим, что это относилось не только к сфере экономики, но и ко всем сферам общества: медицина, пе­дагогика, управление, наука, физкультура и т.д.

Юридически была дозволена инициатива частного предпринимательства во всех сферах общества. Это способствовало раскрепощению организационно-хозяйственного потенциала граждан. Возникли специальные организации по поддержке, финансированию, по подготовке кадров и т.п. в сфере малого бизнеса и предпринимательства. Они многое сделали в этом отношении. В качестве примера сошлемся только на две орга­низации, которые наиболее эффективно решали эти задачи в г. Н.Новгороде: Нижегородский институт менеджмента и бизнеса (ректор А.П. Егоршин) и Нижегородский Межотрасле­вой институт повышения квалификации руководящих работ­ников и специалистов (ректор Г.В. Канаков). Они известны в стране и за рубежом.

Кого готовить в переходный период? Пока в литературе ис­пользуются два базовых понятия - «бизнесмен» и «предприни­матель».

Социологический анализ этой проблематики выводит на не­которые важные положения, которые не стали еще достоянием науки.

Прежде всего, необходимо определить само понятие «пред­принимательство», «предпринимательская деятельность».

В литературе предпринимательство как историческое об­разование связывают чаще всего с собственностью (Г.К. Гинс). В XVII веке предпринимателем называли купца в отличие от финансиста. В XVIII веке предпринимателя стали отождеств­лять с работодателем, а позднее с капиталистом.

Под предпринимателем понимают «хозяина средств произ­водства» (Лейтнер) как «руководителя, строящего дальновид­ные планы» (Зомбарт), как новатора, пионера (Шумпетер), как вождя, распорядителя (Гейссерман).

Вот основные качества, с которыми связывают понятие пред­принимателя: хозяин, собственник, распорядитель, новатор; он обладает дальновидностью, предприимчивостью, оранизаторскими способностями.

Если последовательно выделять характерные, смыслообразующие признаки предпринимательства, то можно выстроить следующую логическую цепочку.

Во-первых, предприниматель - это предприимчивый, дея­тельный, активный, энергичный человек, т. е. «деятель». По­этому собственник дома, не сдающий его в наем, собственник коллекции, не выставляющий ее за плату, держатель акций, вкладчик банка и т. п. не являются предпринимателями, пото­му что они не совершают предприимчивых, рискованных дей­ствий. Они пассивны. Но ведь и актер на сцене, и писатель за столом, и дворник на улице, и шофер такси не являются пред­принимателями, хотя достаточно деятельны, активны. Следо­вательно, не всякий деятель является предпринимателем. Нуж­ны дополнительные черты, хотя всякий предприниматель - это обязательно деятельный человек. Деятель - родовое понятие для предпринимателя.

Во-вторых, предприниматель организует дело, предприятие, которое призвано не просто производить какую-то продукцию (автомобили, одежду, книги ...), а на основе этой продукции обеспечивать прибыль, доход. Писатель, издающий книги на гнои деньги не для прибыли, а для тиражирования своей про­дукции, не является предпринимателем. Дизайнер, производя­щий детские игрушки и раздающий их бесплатно детям, - не предприниматель. Предприниматель - тот, кто извлекает прибыль из своей или чужой деятельности. Но и это не все, потому что прибыль не является целью предпринимателя. Прибыль - это цель бизнесмена. Вот для бизнесмена доста­точно двух признаков: деятельное извлечение прибыли. По­чти все авторы как характерную черту предпринимателя назы­вают его заботу об обществе, о стране, благотворительность, социальную озабоченность.

В-третьих, предприниматель и является тем бизнесменом, тем деятельно извлекающим прибыль человеком, который ис­пользует эту прибыль для социальных, общественных, благо­творительных целей. Таким, скажем, был Савва Морозов: он не деятель и не бизнесмен, он - предприниматель. И здесь важно подчеркнуть, что предпринимательство и предприниматель «характеризуются не родом занятия, а поведением хозяйствен­ного субъекта» (Ф. фон Хайек).

Как известно, такие предприниматели, как Э. Карнеги, Дж. Рокфеллер, Дж. Сорос, Г.Форд, а у нас С. Морозов, С. Ма­монтов, братья Третьяковы, Бугров, Рукавишников, Башкиров и др. не замыкали свои интересы в границах прибыли, а разви­вали вторичную социально полезную деятельность: строили школы, больницы, театры, церкви, музеи, поддерживали на­уку, искусство, учреждали стипендии и премии и т. д.

Социальную функцию предпринимательства разные авторы рассматривают или как специфическую, первичную (М. Фрид-мен), или как вторичную, производную (А.И. Агеев).

Итак, три базовых понятия - «деятельность», «прибыль», «социальная функция» - необходимы для четкого представ­ления о сущности предпринимательства, для разграничения трех субъектов: деятель, бизнесмен, предприниматель.

Совершенно очевидно, что бизнес-деятельность базируется на некоторой основополагающей деятельности (назовем ее -профессиональной), которая создает свои специфические для нее продукты: научные открытия, художественные произведе­ния, технические изобретения, педагогические новации, меди­цинские процедуры и т.п. Профессиональный работник не думает о прибыли, об экономическом результате работы. Его цель -создать специфический для данной деятельности продукт: