Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III (стр. 34 из 59)

Социальная стратификация современного общества.

Процессы расслоения в современном обществе можно понять и объяснить во всем объеме, только учитывая исторически действующие в нем механизмы слоеобразования. Эти механизмы в немалой степени определялись характером русской культуры, а на этапе ее становления - самим местом расселения восточнославянских племен между западноевропейской цивилизацией и цивилизациями Востока. Так, географическое положение страны, растянутость и низкое качество коммуникаций, редко расположенные городские центры в узлах связей, их уязвимость - все это сказывалось на темпах накопления, способах сохранения социокультурного фонда, влияло на конкретные формы перераспределения социальной энергии и культурного ресурса В настоящее время за исторически короткий отрезок времени в обществе резко поляризовались богатые и бедные слои. Наиболее дестабилизирующим фактором для стратификационных процессов является разрастание численности маргинальных слоев: безработных, лиц без определенных занятий и местожительства, беженцев, а также участников преступных группировок. Разрушение привычных форм организации труда, быта, а также культурных норм и ценностей обуславливает появление большого числа людей, утративших прежний социальный статус, а поэтому отчаявшихся, отказавшихся от нравственных принципов поведения.

Историческое развитие государства консервировало в обществе военно-имперский, временами репрессивный, характер социальных связей с чрезвычайно слабо выраженными институтами частной собственности, выборных представительных органов, правовой защиты социальных групп и личности. Вместе с тем это не означает, что выделенные стратификационные особенности способны производиться в жесткой форме на каждом новом витке развития российского общества. Определенная часть их безусловно продолжает оставаться жизнеспособной и в ближайшем будущем будет воспроизводиться. Однако динамика стратификации последних десятилетий свидетельствует о том, что в нынешних условиях имеются основания как для сохранения государственной собственности и механизмов перераспределения, так и для восстановления мелкой частной собственности, а также ассоциированной (групповой) собственности, для возрождения рыночных отношений. На базе изменившегося соотношения социальных сил и высокого образовательного уровня населения способно также укорениться плебесцитно-выборочные процедуры формирования государственных и местных органов управления; есть все основания надеяться на повышение роли законодательно правовой системы социального регулирования.

ТЕМА 2.6. БЕДНОСТЬ И НЕРАВЕНСТВА.

Бедность и неравенства. Измерение неравенства: богатство, заработная плата, доход, пособие. Отличие экономического неравенства от социального. Измерение бедности, границы бедности, порог бедности, прожиточный минимум (потребительская корзинка) .Абсолютная и относительная бедность. Хроническая и временная бедность. Маргинализация и люмпенизация общества. Социальная структура современного белорусского общества.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Вопросы социальной стратификации конкретизируются при

изучении различий людей по уровню богатства и социальному положению. Непохожесть лю­дей обусловлена прежде всего их биопсихическими особенностя­ми, определяющими различие индивидов по полу, возрасту, тем­перамент, росту, цвету кожи и волос, тембру голоса, походке, осанке, почерку, отпечаткам пальцев и т.д. Здесь совершенно оп­ределенно можно сказать, что двух одинаковых людей на плане­те нет. Все мы разные, т.е. индивиды, индивидуумы в биопсихи­ческом отношении. Но это различие не является основанием не­равенства: разные - это не значит неравные. Когда говорят и пишут о неравенстве, то имеют в виду социальные различия, со­циальное неравенство, вытекающее не из биопсихических особен­ностей человека, а из особенностей социального положения в иерархии общественной жизни: экономическое неравенство, не­равенство в правах, неравенство в оплате труда, неравенство в воз­можностях получения образования, неравенство на выборах и т. д.

Разумеется, биопсихические особенности могут создавать предпосылки для возникновения социального неравенства: ска­жем, дискриминация, ущемление в правах инвалидов, женщин, детей, цветных. Но в самих особенностях биологии и психики людей не заложено оснований социального неравенства: оно является следствием экономических, политических, правовых, идеологических, нравственных, религиозных и иных устоев и установок данного общества, данной страны. То есть социаль­ное неравенство является общественным по происхождению, а не биопсихическим явлением. Не биология человека определя­ет то, что один богат, а другой беден; что одного принимают на работу, а другого нет; что один имеет право избирать и быть из­бранным, другой нет и т.д.

Социальное неравенство обусловлено социальными различи­ями людей, а они определяются разделением труда, социальны­ми ролями, местом проживания, имущественным положением и т.д. Социальные различия закрепляются в юридических за­конах, а также в нравственно-психологических установках лю­дей, в общественном мнении.

Из всех видов социального неравенства главным является эко­номическое неравенство, приводящее к делению людей на богатых и бедных, имущих и неимущих, собственников и несобственни­ков. Как правило, первые составляют меньшинство населения. На­пример, в современных США 1% населения владеет 50% богат­ства страны. Резкая социальная поляризация характеризует и со­временную Россию с небольшой кучкой олигархов, владеющих огромными материальными и финансовыми богатствами страны.

Экономическое богатство индивида определяется собствен­ностью на средства производства в виде разных форм недвижи­мости (земля, заводы, здания и т.п.) и на ценные бумаги (ак­ции, валюта, векселя и т.п.). Именно экономические различия, экономическое неравенство в конечном счете порождают и все иные виды социального неравенства: неравенство в получении образования, в пользовании коммунальными услугами, меди­цинской помощью, условиями отдыха, неравенство в органи­зации и проведении избирательных кампаний и пр. Так соци­альное неравенство порождает свое неизбежное следствие - со­циальную несправедливость: лучше, обеспеченнее начинают жить не те, кто умнее, образованнее, талантливее, работоспо­собнее и т.д., а те, кто владеет экономическим богатством.

Борьба обездоленных против социальной несправедливости и социального неравенства характеризует всю историю человече­ства. При этом важна не ориентация на уравниловку, например, в оплате труда, в получении социальных услуг, а стремление именно к социальной справедливости в распределении матери­альных благ. Нельзя считать справедливым получение одинако­вой зарплаты хорошим и плохим работником. Известный прин­цип распределения «по количеству и качеству труда» уже важ­ный шаг к установлению социальной справедливости в обществе. Но беда в том, что количество труда легко измерить (часы и шту­ки), а качество труда - значительно труднее. Вот поэтому и по­является несправедливость в распределении материальных благ, когда хороший и плохой врач, хороший и плохой учитель, хоро­ший и плохой инженер, хороший и плохой руководитель и т.д. получают одинаковое вознаграждение. Вот это и есть уравнилов­ка, нивелировка граждан.

В качестве критерия оценки эффективности, качества труда можно использовать принцип «мини - макс» Т. Котарбинского: та работа является лучшей, качественной, которая обеспечивает достижение максимального результата при минимальных затра­тах. То есть не по конечному результату надо оценивать работу того или иного человека, а и по затратному механизму. При этом систе­ма затрат включает в себя все компоненты человеческой деятель­ности (субъект, объект, процесс, условия, система, среда), кроме результата. Об этих компонентах говорилось при разборе темы 5.

Оплата по количеству и качеству труда - это первый шаг к со­циальной справедливости. В перспективе должны учитываться и личные, социально-демографические характеристики работни­ка. Выплачивают же японские предприниматели дополнитель­ный процент к зарплате тем работникам, которые не пьют, не курят, ходят в кружок качества, занимаются спортом, имеют благополучную семью и т.д. Такой работник начинает получать больше, чем другие. Это неравенство, но это социально оправдан­ное неравенство. Вероятно, в рамках становящейся «социально ориентированной экономики» будут найдены новые формы сти­муляции и оплаты труда с учетом не только наличного труда че­ловека, но и необходимости его развития, совершенствования как в профессиональном, так и в общественном отношении. Ведь че­ловек, его здоровье, его культура, его благополучие, его всесто­роннее развитие - это и цель и основное богатство общества.