Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III (стр. 37 из 59)

Внутрисферная мобильность - это переход индивида из од­ной профессии в другую в данном роде деятельности, в данной сфере: учитель математики превращается в учителя физики, ди­ректор техникума становится директором департамента обра­зования, физик превращается в философа, футболист становит­ся хоккеистом, терапевт становится хирургом и т.п.

Названные метаморфозы не надуманы. Сама реальная жизнь с ее динамикой постоянно ставит любого человека перед необ­ходимостью определения, корректирования своего жизненно­го пути, смены профессии, перехода из одной сферы в другую. Нельзя сказать, что такие метаморфозы проходят безболезнен­но для индивида. Важно другое: сама внутренняя готовность (потребность и способность) индивида к таким социальным пе­ремещениям. Затормозить мобильность жизни нельзя. Значит, своей мобильностью надо соответствовать ее динамике. Концеп­ция всестороннего развития личности и работает на эту идею -идею универсальной готовности к социальным изменениям. Все виды учебных заведений должны в своих планах и программах отражать эту закономерность и готовить гибких, пластичных, универсальных, а не односторонне развитых «профессиональ­ных роботов». Эта закономерность в ее экстраполяции на XXI век хорошо выражена академиком П.Л. Капицей: в соревновании стран победит та, которая обеспечит всестороннее развитие сво­их граждан. Похоже, что японцы усвоили эту истину.

Понятие, формы, принципы, каналы социальной мобильности.

Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным. Он писал: "Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями .

В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социально - политических структур может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. Так революционные события 1917г. привели к низвержению старого правящего класса и быстрому подъему на государственно-политический Олимп новых социальных слоев, с новой культурой и мировоззрением. Такая кардинальная замена социального состава высшего слоя общества протекает в обстановке крайнего противостояния, жесткой борьбы и является очень болезненной.

Период смены политической и экономической элиты переживает Россия и в настоящее время.

Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, неуклонно расширяет свои позиции именно как класс, претендующий на право занимать верхние этажи социальной лестницы.

Одновременно с ним поднимается новая политическая элита, взращенная соответствующими партиями и движениями. И этот подъем происходит как путем вытеснения старой номенклатуры,

обосновавшейся у власти в советский период, так и путем обращения части последней в новую веру, т.е. путем ее перехода в состояние либо новоявленного предпринимателя, либо демократа.

Экономические кризисы, сопровождающиеся массовым падением уровня материального благосостояния, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не одиночек, а целые группы: работников нерентабельных предприятий и отраслей, некоторые профессиональные группы. Опускание социальной группы может быть временным, а может приобретать устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы выправляется, она возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей. Во втором - нисхождение оказывается окончательным. Группа меняет свой социальный статус и начинается сложный период ее адаптации к новому месту социальной иерархии.

Итак, массовые групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально- экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию соответствующего их силе и влиянию места в социальной иерархии. Во - вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентация и идеалах населения. Происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты.

Перемещение в экономической, политической и профессионально - статусной иерархии происходят, как правило, одновременно или с небольшим разрывом во времени. Причины этого во взаимодействии факторов, их вызывающих: изменения в социально - экономической структуре предопределяют сдвиги в массовом сознании, а появление новой системы ценностей открывает дорогу для легитимации социальных интересов, запросов и притязаний ориентирующихся на нее социальных групп. Так, осуждающе недоверчивое отношение россиян к предпринимателям начало меняться в сторону одобрения, и даже надежды, связываемой с их деятельностью. Особенно ярко эта тенденция, как свидетельствуют социологические опросы, проявляется в молодежной среде, менее связанной с идеологическими предрассудками прошлого.

Поворот в массовом сознании предопределяет в конечном итоге молчаливое согласие населения с возвышением класса предпринимателей, с его приходом на высшие социальные ступени.

Факторы и мотивы социальной мобильности

Человек живет в обществе, не зависеть от которого он не может; он общественное, коллективное, соборное существо. Его статус и роли определяются той социокультурной средой, в которой проис­ходит его социализация. Индивид может выбирать цели своего жизненного пути, избирать свои жизненные ориентиры, но соци­ум, система его сложившихся институтов ограничивает выбор. Можно хотеть стать дизайнером, визажистом, менеджером, куль­турологом, системологом, маркетологом и т.д. Но если в обществе нет соответствующих вузов, факультетов, то мечта останется нео­существимой. Преодолеть эту социальную ограниченность можно двумя способами: а) получение соответствующего образования за границей и б) самообразование в данной области. Мы знаем приме­ры и того и другого, но это не массовое, а исключительное явление.

Сложнее с вертикальным продвижением. Здесь можно выде­лить экономический и социальный аспекты. В экономическом от­ношении движение по вертикали требует от индивида способнос­тей к обогащению за счет честных (энергия, предприимчивость, деловитость, личные связи) и нечестных (воровство, махинации, криминал) факторов. Примеров первого и второго типа людей в стране и за рубежом достаточно много.

В социальном отношении движение по вертикали тоже ока­зывается двояким: честным и нечестным. Уже давно стало хо­довым выражение «политика - грязное дело». Честные спосо­бы движения в социальной вертикальной плоскости, несомнен­но, есть, и здесь не место приводить конкретные фамилии, как и примеры противоположного рода: история все расставит по своим местам. Социология - не историческая, а теоретическая дисциплина. Ей важно обозначить варианты, типы, виды, спо­собы, формы социального перемещения.

Если говорить о мотивах (а это субъективная форма потреб­ности), то в конечном счете все мотивации сводятся к трем.

А. Мотив обогащения: смысл бытия человека связывается с производством богатства в натуральной (вещи) или знаковой (деньги) форме. Принцип обладания натурально-знаковым богат­ством универсально развертывается в социальной среде, охваты­вает все ее подсистемы или сферы общественной жизни: цель эко­номики прибыль, цель науки - богатство, цель искусства - день­ги, цель спорта - богатство, цель медицины - обогащение, цель педагогики - подготовка производителя богатств. Богатый чело­век - это человек, обладающий богатством, имуществом. То есть богатство человека рассматривается как его внешний, а не внут­ренний атрибут, как его околобытие, а не бытие. «При ориента­ции на обладание,- пишет Э. Фромм,- нет живой связи между мной и тем, чем я обладаю. И объект моего обладания, и я пре­вратились в вещи, и я обладаю объектом, поскольку у меня есть сила, чтобы сделать его моим. Но здесь имеет место и обратная связь: объект обладает мной, потому что мое чувство идентично­сти, т.е. психическое здоровье, основывается на моем обладании объектом (и как можно большим числом вещей). Такой способ существования устанавливается не посредством живого продук­тивного процесса между субъектом и объектом; он превращает в вещи и субъект, и объект. Связь между ними смертоносна, а не животворна».

Человек становится рабом вещей. Формируется социальная среда рабства перед вещами, среда культа богатства.

Б. Мотив обретения: смысл бытия человека связывается с гос­подством, с властью над другими, с производством и воспроиз­водством власти, т.е. уже не столько материальных благ, сколь­ко социальных формирований, политических структур, соци­альных институтов. Уже не богатство является целью, поскольку богатство можно отнять, а господство, власть. Материальное бо­гатство здесь становится вторичным, производным от власти.